Дело № 2-1080/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Сухарева А.В.,
при секретаре Байрак Д.С.,
с участием прокурора Шишкина М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов РФ к Министерству обороны РФ об обязании заключить на конкурсной основе государственные контракты,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов РФ обратился в суд к Министерству обороны РФ об обязании заключить на конкурсной основе государственные контракты на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ в отношении земельных участков военного городка № расположенных по адресу: <адрес>, площадью 152000 кв.м, 350000 кв.м, 240000 кв.м, а также по установлению границ данных земельных участков с составлением межевого плана, по постановке этих земельных участков на государственный кадастровый учет недвижимости, оформить право собственности РФ на данные земельные участки. В обоснование требований прокурор указал, что на указанных земельных участках расположены объекты недвижимости, используемые Министерством обороны РФ –техцелит, очистные сооружения, жилой городок. Данные участки были переданы на баланс третьего лица ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерство обороны РФ. Согласно ст. 131 ч. 1 ГК РФ указанные права подлежат регистрации. Для этого согласно положений ст. 6 ч. 3 ЗК РФ, ч. 1 ст. 39 Федерального закона «о кадастровой деятельности» необходимо определить границы участков, поставить их на кадастровый учет. Эти расходы должно нести Министерство обороны РФ в силу ст. 210 ГК РФ. Так как вышеуказанные работы не проведены, создается угроза для безвозвратной утраты указанных земель обороны, которые планируются к использованию для обеспечения обороноспособности государства.
Гражданские дела по трем искам прокурора были соединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор М.С. поддержал исковые требования по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика не явился в судебное заседание, был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представил отзыв, в котором с иском не согласился.
Третьи лица департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Централное ТУИО» Министерства обороны РФ не явились в судебное заседание, были извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что земельные участки военного городка №, расположенных по адресу: <адрес>, площадью 152000 кв.м, 350000 кв.м, 240000 кв.м ранее были закреплены для нужд обеспечения обороноспособности государства и в настоящее время используются для этих нужд – техцели, очистные сооружения, жилой городок.
Из объяснений сторон следует, что участки переданы на баланс ФГКУ «Центральное ТУ ИО» Минобороны РФ. При этом до настоящего времени границы участков в установленном порядке не определены, на кадастровый учет земельные участки не поставлены, права на эти участки не зарегистрированы. Этим создается угроза для безвозвратной утраты указанных земель обороны, которые планируются к использованию для обеспечения обороноспособности государства.
Между тем согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом в целях регистрации прав на указанные участки требуется определить и согласовать границы этих участков, внести эти данные в ЕГРН, т.е. поставить участки на кадастровый учет.
Статьей 39, 40 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусматриваются обязательные процедуры определения границ земельных участков, а также их согласования с заинтересованными лицами. Результаты оформляется в виде акта согласования границ.
Указом Президента РФ от 17.11.2008 N 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» установлено, то Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Совершение действий, которые прокурор просит обязать совершить ответчика, в силу приведенных положений закона, находится в компетенции именно ответчика. Исходя из установленных судом обстоятельств, приведенных выше норм требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложэенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов РФ к Министерству обороны РФ об обязании заключить на конкурсной основе государственные контракты удовлетворить.
Обязать Министерство обороны РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить на конкурсной основе государственные контракты на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ в отношении земельных участков военного городка № расположенных по адресу: <адрес>, площадью 152000 кв.м, 350000 кв.м, 240000 кв.м, а также по установлению границ данных земельных участков с составлением межевого плана, по постановке этих земельных участков на государственный кадастровый учет недвижимости, оформить право собственности РФ на данные земельные участки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение одного месяца со дня подготовки мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение подготовлено 28.08.2020 г.