Дело № 33-3057/15 Председательствующий в первой
Категория 24 инстанции Гавура О.В.
Докладчик в апелляционной
инстанции Володина Л. В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2015 г. судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Володиной Л.В.,
судей - Зотова В.С., Козуб Е.В.,
секретарь - Дубравская А.И.,
с участием:
представителя истца - Сушковой Д.Н.,
представителя третьего лица
ГКУ «Севастопольское лесничество» - Кравец Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи Володиной Л.В. гражданское дело по исковому заявлению Правительства Севастополя к Охрименко М.В., третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Законодательное собрание города Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество», Потребительский кооператив «Жилищный кооператив «Благовест» о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, с апелляционной жалобой Охрименко М.В. на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 17 июля 2015 г., -
у с т а н о в и л а:
Правительство Севастополя в декабре 2014 г. обратилось с иском в суд, просило признать право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим.
Исковые требования мотивированы тем, что свидетельство о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, выдано с нарушением требований законодательства: без принятия соответствующего решения Уполномоченного органа, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, с нарушением требований градостроительной документации. Кроме того, земельный участок расположен в проектируемой зоне лесных насаждений.
Определениями Гагаринского районного суда г. Севастополя от 07 апреля 2015 г. и от 15 июня 2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Законодательное Собрание города Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства г. Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество».
Определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июля 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен Потребительский кооператив «Жилищный кооператив «Благовест».
Решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 июля 2015 г. иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Охрименко М.В. указывает, что истец выбрал неправильный способ защиты нарушенного права. Суд не принял во внимание, что основанием получения и регистрации права собственности на земельный участок является действующее распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 г. № 962-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов ОК «Оптима-С» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, расположенных в районе <адрес> в <адрес>». Ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Ответчик, представители третьих лиц Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Законодательного собрания города Севастополя, Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя, Потребительского кооператива «ЖК «Благовест» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще (л.д. 133-136,138), о причинах неявки суд не известили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия судей пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи-докладчика, объяснения представителей истца и третьего лица ГКУ Севастополя «Севастопольское лесничество», которые просили решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодека РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, коллегия судей считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств приобретения ответчиком земельного участка в нарушение требований земельного законодательства.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается коллегия судей.
Земельный участок предоставлен ответчику в собственность в период действия на территории г.Севастополя законодательства Украины.
Согласно статье 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.
В соответствии со статьями 81, 116 Земельного кодекса Украины (действовавшего на территории г. Севастополя на момент издания распоряжения) граждане приобретают право собственности на земельные участки на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности по решениям органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в границах их полномочий, определенных Земельным кодексом Украины.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжения СГГА от 02.04.2010 № 962-р), до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы.
Распорядителем земель в границах города Севастополя и органом, уполномоченным осуществлять соответствующие функции собственника, на момент издания Распоряжения СГГА от 02.04.2010 № 962-р являлся Севастопольский городской Совет.
В соответствии со статьей 19 Закона Украины от 20.04.2010 г. № 1699-III «О планировании и застройке территории» (в редакции от 14.10.2009 г.), режим застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд на территории населенного пункта устанавливается соответствующим советом в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки.
Статьями 38, 39 Земельного кодекса Украины (в редакции от 16.03.2010 г.) определено, что к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в границах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. При этом использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, иной градостроительной документацией, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.
В соответствии со статьей 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации, а следовательно предоставление земельных участков в собственность лицам должно осуществляться с учетом функционального назначения данных земельных участков, определенного Генеральным планом.
Согласно пункту 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины (в редакции от 16.03.2010 г.) основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка является несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятым в соответствие с ними нормативно-правовым актам, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных образований, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Статьей 83 Земельного кодекса Украины (в редакции от 16.03.2010 г.) установлено, что земли, принадлежащие на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся в частности земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.).
В соответствии с пунктом 5 Переходных положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
В соответствии с Распоряжением кабинета Министров Украины от 10.04.2008 г. № 610-р, с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов в законодательное урегулирование вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере: остановить принятие решений о предоставлении согласия на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения.
Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» на территории города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 г. действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 г. № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 г., являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя, Правительство города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 35, пункту 7 статьи 27 Закона города Севастополя № 5-ЗС от 30.04.2014 г. «О Правительстве Севастополя», Правительство Севастополя организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя, а также контроль за ее эффективным использованием, наделает полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти; осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя.
Согласно статье 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что согласно Свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество Серии САК № от 14.02.2014 г. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 0,06га, принадлежит Охрименко М.В. (л.д. 26).
Регистрация права собственности на указанный земельный участок проведена на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 № 962-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Оптима-С» и передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе улицы Океанская в г. Севастополе» (л.д. 10,14).
Из письма Секретариата губернатора города Севастополя № 6968/19/2-14 от 20.11.2014 г. усматривается, что согласно данным электронного реестра нормативно-правовых актов и распорядительных документов распоряжение председателя Севастопольской городской администрации «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Оптима-С» и передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в <адрес>» не регистрировалось. С реквизитами № 962-р 02.04.2010 г. зарегистрировано распоряжение «О предоставлении разрешения Буртовой М.А. на разработку проекта землеустройства на отведение земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в районе села Колхозное. Проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов ОК «ЖСТИЗ «Оптима-С», расположенных в <адрес> в районе <адрес>, не поступал (л.д. 17).
В ходе проведения Прокуратурой города Севастополя проверки установлено, что Севастопольской городской государственной администрацией распоряжение № 962-р от 02.04.2010 г. об отведении в собственность 128 гражданам земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений по <адрес> в <адрес> не принималось. Право собственности на земельные участки не регистрировалось (л.д. 80).
В соответствии с Генеральным планом г.Севастополя, утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. № 4114, земельный участок, переданный гражданам – Членам ОК «ЖСТИЗ «Оптима-С» по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и т.д.).
Согласно заключению Специалиста ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» № 95 от 02.07.2015 г., комплекс земельных участков по <адрес>, общей площадью 95 638 кв.м расположен в квартале 1, выделы 11, 23, 24, 25, 27 Севастопольского участкового лесничества.
Представленным письменным доказательствам суд первой инстанции дал оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в решении.
Суд пришел к обоснованному выводу, что свидетельство о праве собственности ответчика на земельный участок, выдано в нарушение установленного действующим на тот момент законодательством порядка, а именно без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с нарушением требований градостроительной документации.
Верным является вывод суда первой инстанции о том, что категория земель, к которой отнесен земельный участок, не соответствует категории земель, установленной Генеральным планом <адрес>, передача земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений осуществлена в нарушение порядка определения и отнесения земельных участков к соответствующей категории земель, установленных статьями 19, 20, 38, 39, 51, 52, 83 Земельного кодекса Украины.
Учитывая, что в соответствии с планово-картографическими материалами лесоустройства земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство», которое при выделении земельного участка ответчику разрешение на изъятие земельного участка и изменение его целевого назначения не давало, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении норм Лесного, Земельного кодексов Украины, Распоряжения КМУ от 10.04.2008 г. № 610-р.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном выборе способа защиты нарушенного права истцом и о том, что основанием получения и регистрации права собственности на земельный участок ответчика является действующее распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 02.04.2010 г. № 962-р выводов суда не опровергают, указанные доводы приняты судом при постановлении решения. Суд учел, что с реквизитами 02.04.2010 г. № 962-р в СГГА зарегистрированно иное распоряжение, распорядительный документ в отношении ОК «ЖСТИЗ «Оптима-С» на бланке № 001633 выдан советнику председателя СГГА 06.04.2010 г., пришел к обоснованному выводу о доказанности факта невынесения в установленном порядке распоряжения СГГА от 02.04.2010 № 962-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Оптима-С» и передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в <адрес>». Способ защиты права истца путем признания недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, как документа, подтверждающего право собственности на земельный участок, соответствует законодательству Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей, –
о п р е д е л и л а:
решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 17 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Охрименко М.В. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий - Л.В. Володина
Судьи: - В.С. Зотов
- Е.В. Козуб