ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-19976/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 сентября 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И.,
судей Белова В.И. и Загороднова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Самарской области и кассационную жалобу ФИО1 на решение Самарского районного суда города Самары от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года по административному делу № 2а-1159/20 по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области о признании незаконным и отмене решения от 10 августа 2020 года № 168 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО1».
Заслушав доклад судьи Белова В.И., изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационных жалобы и представления, объяснения в их поддержку ФИО1, мнение прокурора ФИО2, полагавшего судебные акты подлежащими отмене с принятием нового решения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от 23 июня 2020 года № 232 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
ФИО1 (далее – административный истец) обратился в территориальную избирательную комиссию Самарского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 (далее - территориальная избирательная комиссия Самарского района города Самары, административный ответчик) с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 19, представив необходимые документы и сведения для регистрации, в том числе 14 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения кандидатом.
Решением территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от 10 августа 2020 года № 168 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пункт 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области»).
Полагая, что данный отказ является незаконным, ФИО1 обратился в Самарский районный суд города Самары с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары о признании решения от 10 августа 2020 года № 168 об отказе в регистрации кандидата в депутаты незаконным и возложении обязанности на административного ответчика зарегистрировать его в качестве такового.
Решением Самарского районного суда города Самары от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года, административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе и кассационном представлении, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 31 августа 2020 года и 7 сентября 2020 года, соответственно, административный истец и прокурор Самарской области ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов кассационной жалобы ФИО1 указывает, что наименование представительного органа муниципального образования, указанное в подписных листах, в точности соответствует наименованию, определенному Уставом муниципального образования, а также обращает внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 11 мая 2012 года № 658-О, позицию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, изложенную в постановлении от 26 августа 2020 года № 256/1955-7, и сложившуюся судебную практику по аналогичной категории дел.
В обоснование доводов об отмене постановленных по делу судебных актов прокурором Самарской области в кассационном представлении сообщается, что указанное в представленных ФИО1 подписных листах наименование выборного органа местного самоуправления полностью соответствует его наименованию, установленному Законом Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области», а также Уставу Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует их рассмотрению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, заслушав прибывших в суд лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует и судами установлено, что ФИО1 в территориальную избирательную комиссию Самарского района города Самары представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 19, с документами, предусмотренными статьями 33 и 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решением территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары от 10 августа 2020 года № 168 в регистрации кандидата в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО1 отказано на основании пункта 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» по причине признания всех подписей избирателей в поддержку административного истца в подписных листах недействительными, по основаниям, предусмотренным подпунктами «и», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленные ФИО1 подписные листы оформлены с нарушением образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов, утвержденного решением территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от 28 июня 2020 года № 16, а, следовательно, не соответствуют форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Судебными инстанциями принято во внимание, что в заголовке образца подписного листа после слов «подписной лист» указано «выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области». В представленных административным истцом подписных листах после слов «подписной лист» указано «выборы Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара», то есть в наименовании представительного органа отсутствуют слова «Самарской области».
С учётом этого суды согласились с тем, что представленные административным истцом подписные листы оформлены с нарушением образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов, соответственно все 14 подписей избирателей являются недействительными. Так как административным истцом представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей в его поддержку, суды сочли решение административного ответчика об отказе в регистрации административного истца законным.
Судебная коллегия с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Требования к форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, установлены пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которому названные подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
В силу положений пункта 8.1 статьи 37 указанного Федерального закона на основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
Согласно пункту 8 статьи 36 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Аналогичные правовые нормы приведены в части 7 статьи 36, пункте 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД.
Из содержания форм подписных листов, являющихся приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и приложением 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД следует, что наименование представительного органа муниципального образования указывается в соответствии с Уставом муниципального образования.
Из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что наименование представительного органа муниципального образования в подписных листах должно точно соответствовать его наименованию, указанному в Уставе муниципального образования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Устава Самарского внутригородского района Самара Самарской области, принятого решением от 27 октября 2015 года № 17, в структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования входит представительный орган, именуемый как Совет депутатов Самарского внутригородского округа Самара.
Из содержания подписных листов избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 следует, что указанное в них наименование представительного органа муниципального образования, в депутаты которого имеет намерение баллотироваться административный истец, полностью соответствует наименованию, утвержденному Уставом муниципального образования.
Таким образом, данные подписные листы избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО1 соответствуют формам подписных листов согласно приложению 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и приложению 2 Закона Самарской области № 142-ГД.
Следовательно, применение территориальной избирательной комиссией в качестве правового основания для признания подписных листов, представленных ФИО1 для регистрации в качестве кандидата в депутаты, подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ является неправомерным.
Несоответствие названия представительного органа муниципального образования, указанного в подписных листах, его наименованию, приведенному в образце заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва, утвержденного решением территориальной избирательной комиссии от 28 июня 2020 года № 16, не свидетельствует о допущенных административным истцом нарушениях, исключающих возможность принятия уполномоченным органом решения о регистрации его кандидатом в депутаты.
Положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, не содержат обязательных к исполнению кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований требований о соответствии подписных листов образцам заполнения, утверждённым комиссией, организующей выборы, референдум. Напротив, содержание пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ возлагает на комиссию, организующую выборы, обязанность по утверждению образца заполнения подписного листа в соответствии с формой, установленной федеральным законом.
Изложенные обстоятельства судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела во внимание приняты не были, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, были применены неправильно, что привело к ошибочным выводам.
Суд кассационной инстанции полагает, что утверждения судов о законности оспариваемого административном истцом решения территориальной комиссии, основанные на несоответствии представленных ФИО1 подписных листов утвержденному образцу их заполнения, являются необоснованными, так как указание в подписных листах наименовании законодательного (представительного) органа муниципального образования в точном соответствии с Уставом Самарского внутригородского района Самара Самарской области, свидетельствует о соблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).
Таким образом, все 14 подписей избирателей в поддержку кандидата по основанию, предусмотренному подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не могли быть признаны недействительными.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 7 августа 2020 года из четырнадцати подписей три в подписных листах, представленных ФИО1, признаны недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Данное обстоятельство не является основанием для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты, поскольку минимальное количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва, установлено решением территориальной избирательной комиссию Самарского района города Самары Самарской области от 28 июня 2020 года № 14 и ровняется 10.
При таких обстоятельствах, постановленные по административному делу судебные акты судов обеих инстанций, как не отвечающие требованиям законности и обоснованности, подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления ФИО1
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 6 пункта 41 того же постановления Пленума от 31 марта 2011 года № 5, следует, что в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ) суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
Руководствуясь приведёнными разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, учитывая отсутствие иных оснований для отказа в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты, судебная коллегия, принимая новое решение об отмене оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии, считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца возложить на административного ответчика обязанность незамедлительно зарегистрировать кандидатом в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Лукманова Д.Н., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу № 19.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского районного суда города Самары от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 августа 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение:
Административное исковое заявление ФИО1 к территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области удовлетворить.
Решение территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 от 10 августа 2020 года № 168 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО1», выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 19 – отменить.
Возложить на территориальную избирательную комиссию Самарского района города Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 обязанность незамедлительно зарегистрировать кандидатом в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области ФИО1, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 19.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 10 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи: