2-2418-2020
61RS0022-01-2020-003269-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2020 года г.Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Ерошенко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Мартыновой В.В.
с участием представителя истца Донсковой Т.А.
представителя ответчика Бублий В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Донсковой Татьяне Александровне к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда России в г. Таганроге Ростовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Донскова Т.А. обратилась в Таганрогский городской суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге Ростовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований указала следующее. 11.03.2020 года она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Таганроге о назначении ей пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Полагает, что в соответствии с вышеуказанной статьей ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
17.03.2020 года ответчиком было вынесено решение № 255371/20 об отказе ей в назначении пенсии за выслугу лет. ГУ УПФ РФ по г. Таганрогу сослалось на то, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Таким образом, согласно решения № 255371/20 от 17.03.2020 года её специальный стаж составил 14 лет 03 месяцев 15 дня, что не соответствует действительности.
В специальный стаж истца не были включены периоды:
с 25.12.2003 года по 31.12.2019 года (16 лет 00 месяца 07 дней) - врач функциональной диагностики в МБУЗ «Консультативно-диагностический центр», так как наименование учреждения не соответствует Списку №781.
Считает, что своим отказом Пенсионный Фонд нарушил ее право на льготную пенсию, так и нормы действующего законодательства.
На основании выше изложенного просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж периоды с 25.12.2003 года по 31.12.2019 года. Признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии и обязать ГУ УПФР в г. Таганроге назначить досрочную пенсию по старости с 12.03.2020 года и выплатить образовавшуюся задолженность.
В судебное заседание истица Донскова Т.А. не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя адвоката Приходько В.И. В отношении не явившейся истицы дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истицы – Приходько В.И., действующий по ордеру, исковые требования своей доверительницы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Таганроге – Бублий А.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал, просит суд в удовлетворении исковых требований Донсковой Т.А. отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно решению об отказе в назначении (перерасчете размера) пенсии от 17.03.2020 № 255371/20, Управление Пенсионного фонда в г.Таганроге Ростовской области отказало Донсковой Т.А. в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст.30.1.20 Закона от 23.12.2013г. №400-ФЗ, в связи с недостаточностью специального стажа требуемой продолжительности, поскольку, по мнению ответчика, специальный стаж Донсковой Т.А. составил 14 лет 03 месяца 15 дней при требуемом 30 лет 00 месяцев.
Согласно указанному решению, в специальный стаж истца не были включены периоды: с 25.12.2003 года по 31.12.2019 года (16 лет 00 месяца 07 дней) - врач функциональной диагностики в МБУЗ «Консультативно-диагностический центр», так как наименование учреждения не соответствует Списку №781.
С указанной позицией ПФ и отказом в назначении истице досрочной трудовой пенсии суд согласиться не может.
Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В названном Списке должностей и учреждений указаны врачи-специалисты всех наименований.
В пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений поименованы центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В разделе «Наименование учреждений» Списка № 781 в п. 8 «Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения» в абз. 4 поименованы только лечебно-диагностические центры Генерального штаба, вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа и флота. Таким образом, «Консультативно-диагностический центр» не предусмотрен прямо в разделе «Наименование учреждений» «Списка» с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части досрочного пенсионного обеспечения врачей и среднего медицинского персонала указанного учреждения.
Вместе с тем абз. 1 п.8 раздела «Наименование учреждений» Списка среди центров, осуществляющих, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусмотрены центров федеральных органов государственной и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименования). К указанным учреждения относятся соответствующие медицинские учреждения любой ветви государственной власти (законодательной, исполнительной (в том числе министерств, государственных комитетов, служб), судебной, а также Администрации (Управления делами) Президента Российской Федерации, администрации президентов республик – субъектов Российской Федерации и т.д.).
Таким образом, для решения вопроса о возможности включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, периодов работы медицинских работников того или иного вида медицинского учреждения необходимо представлять соответствующую информацию.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
В материалах дела имеется трудовая книжка истицы, в которой имеются записи, согласно которым, истица в спорный период времени работала врачом функциональной диагностики в МБУЗ «Консультативно-диагностический центр».
Согласно Уставу Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Консультативно-диагностический центр», утвержденного приказом Управления здравоохранения г.Таганрога от 30.11.2016г. №453, в соответствии с которым, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Консультативно-диагностический центр» (далее – МБУЗ) является некоммерческой организацией, муниципальным учреждением бюджетного типа.
Согласно п.2.2. Устава МБУЗ создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере здравоохранения (в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в сфере здравоохранения (в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»), полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охране здоровья, переданные для осуществления органами местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Областным законом Ростовской области от 07.09.2011 №660-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по организации оказания медицинской помощи».
В п.2.4.1 Устава указан обширный перечень основных видов деятельности МБУЗ, главной из которых является деятельность в области здравоохранения, с перечислением обширного перечня работ (услуг) при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи.
В материалах дела имеется справка МБУЗ «Консультационно-диагностический центр» от 20.08.2019 № 58, согласно которой, Донскова Т.А. работает в Муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения «Консультационно-диагностический центр» в должности врача в отделении функциональной диагностики с 10.05.1993 года по настоящее время.
Согласно справки от 29.04.2020 года, «Медицинский диагностический центр» был организован с 01.10.1989г. на основании Приказа Министерства здравоохранения СССР №480 от 15.06.1989г.; на основании Постановления Главы администрации г.Таганрога от 02.03.1994г. №507 «О реорганизации Муниципального учреждения здравоохранения», зарегистрировано Муниципальное учреждение здравоохранения «Межрайонный диагностический центр»; впоследствии учреждение переименовано в МУЗ «Межрайонный медицинский диагностический центр» (приказ от 21.05.1998г. №00014 сер.МУ), после чего наименование МУЗ «Диагностический центр» было изменено на МУЗ «Консультационно-диагностический центр», в соответствии с приказом Управления здравоохранения г.Таганрога во исполнение приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.06.2003г. №229 «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», после чего Муниципальное учреждение здравоохранения «Консуальтационно-диагностический центр» переименован в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Консультационно-диагностический центр», на основании Приказа Управления здравоохранения г.Таганрога №455.
Не смотря на многочисленные переименования организации, характер работы у работников учреждения не претерпел каких бы то изменений.
В тоже время, указанное наименование не включено в Список работ, профессий, должностей и учреждений №781, с учетом которого досрочно назначается страховая пенсия по старости.
В спорный период истец осуществлял лечебную деятельность в качестве штатного работника – врача МБУЗ «Консультативно-диагностического центра», а в соответствии с Уставом МБУЗ «Консультативно-диагностического центра» оно является медицинским учреждением, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья граждан, с учетом изложенного, приходит к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж Донсковой Т.А. периода его работы в должности врача с 25.12.2003 года по 31.12.2019 года.
С учетом представленной истицей доказательств и выше приведенных норм пенсионного законодательства, суд полагает, что спорные периоды работы истицы с 25.12.2003 года по 31.12.2019 года (16 лет 00 месяца 07 дней) - врач функциональной диагностики в МБУЗ «Консультативно-диагностический центр» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В результате суммирования периодов работы, которые зачтены в специальный стаж ответчиком (14 лет 03 месяцев 15 дня) и периодов, включенных в специальный стаж истца судом (16 лет 00 месяцев 07 дней), - общий специальный стаж истицы составил 30 лет 03 месяцев 22 дня на 12.09.2019 года, что более 30 лет специального стажа, установленного законом, которого достаточно для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г.
С учетом периодов, включенных судом в специальный стаж Донсковой Т.А. истцу должна быть назначена пенсия с момента возникновения права на нее, а именно с 12.03.2020 года и выплачена вся образовавшаяся задолженность.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Донсковой Татьяне Александровне к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда России в г. Таганроге Ростовской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии – удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда России в г.Таганроге Ростовской области включить в специальный стаж Донсковой Татьяны Александровны периоды работы с 25.12.2003 года по 31.12.2019 года (16 лет 00 месяца 07 дней).
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда России в г.Таганроге Ростовской области назначить Донсковой Татьяне Александровне пенсию с момента возникновения права, то есть с 12.03.2020 года и выплатить ей образовавшуюся задолженность.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Решение в окончательной форме изготовлено 20.07.2020 года.