Дело № 2-6117/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 октября 2017 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Яковлевой П.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцевой Н. С. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении для несовершеннолетнего ребенка,
установил:
Зайцева Н.С. обратилась в суд с иском к администрации МО «Город Архангельск» о возложении обязанности предоставить ее несовершеннолетнему сыну место в детском дошкольном учреждении согласно перечню указанных в заявлении учреждений.
В обоснование требований указала, что ее сын Зайцев Д. В., 2015 года рождения, был зарегистрирован на очереди для дальнейшего определения в детский сад на основании личного заявления. До настоящего времени место в детском саду ребенку не предоставлено. Непринятие необходимых мер по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении нарушает права истца и ее несовершеннолетнего ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании истец Зайцева Н.С. требования поддержала, не согласна на предоставление места в любом учреждении.
Представитель ответчика Павлова Я.А. с требованиями не согласна. Просит в иске отказать, поскольку несовершеннолетний ребенок истца поставлен на учет на общих основаниях для обеспечения местом в дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности. Права на внеочередное или первоочередное обеспечение местом в дошкольном учреждении не имеет. В настоящее время возможности обеспечить всех детей местами в дошкольных образовательных учреждениях нет. Обеспечение несовершеннолетнего ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении без соблюдения очередности нарушает права других детей на доступность дошкольного образования.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, Зайцева Н.С. является матерью Зайцева Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данный факт подтверждается свидетельством о рождении №, выданным Архангельским территориальным отделом агентства ЗАГС Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленной департаментом образования администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ информации, Зайцев Д.В. зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего устройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение: № 173, 154, 151 (согласно заявлению родителя). Место в детском саду не предоставлено.
В судебное заседание ответчиком также не представлено доказательств обеспечения ребенка истца местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Невыполнение обязанности государства и муниципальных образований влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.
Статьей 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25.11.1997.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.
Администрация МО «Город Архангельск» как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных мэрии города федеральными законами и областными законами.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 21.08.2013 № 554 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска (далее Порядок).
Согласно п. 1.1-1.2, 2 Порядка комплектование муниципальных образовательных учреждений на новый учебный год проводится ежегодно с 15 апреля до 01 сентября при наличии свободных мест в учреждении в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей). В указанные учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Пунктами 8 и 9 Порядка установлены категории детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление.
Постановлением мэрии г. Архангельска от 05.08.2014 № 654 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения муниципального образования «Город Архангельск», реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящиеся в ведении департамента образования мэрии г. Архангельска.
Согласно п. 3.4 Регламента решение о комплектовании учреждений принимается комиссией по комплектованию муниципальных образовательных учреждений МО «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, действующей на основании положения, которое утверждается приказом директора департамента образования. Основанием для принятия решения о предоставлении услуги является наличие свободных мест в учреждениях, согласно письменной заявке, которая ежемесячно представляется руководителями учреждений в департамент образования.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела указано на отсутствие свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, выбранных истцом при постановке ребенка на учет, а также представлены списки детей, имеющих право на внеочередной и первоочередной прием в дошкольные учреждения, списки детей, имеющих общие с истцом основания для предоставления мест в дошкольном учреждении, но чьи родители предоставили заявление ранее истца.
Так, согласно внесенным истцом изменениям в заявление о предоставлении места в детское дошкольное учреждение истец просит предоставить место в детских садах № 151, 173, 154. В указанные детские сады в очереди на поступление перед ребенком истца стоят около 22 детей из общей очереди, а также 152 ребенка, имеющих льготы для поступления.
На предоставление места в любом детском саду города истец не согласна, о чем свидетельствует внесение изменений в заявление о постановке на учет для зачисления в муниципальное образовательное учреждение, а также позиция, выраженная в судебном заседании.
Недостаточность мест в выбранных истцом дошкольных образовательных учреждениях сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалась, доказательства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка комплектования групп в дошкольных образовательных учреждениях детьми соответствующего ребенку истца возраста в материалах дела отсутствуют, как и отсутствуют сведения о том, что истец выражал свое согласие на комплектование в любое дошкольное учреждение г. Архангельска и ответчиком такая просьба отклонена.
Доказательств того, что ребенок истца в силу закона имеет право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении суду не представлено.
Все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация родителями несовершеннолетнего конституционных прав на получение их ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее ребенка истца, либо имеющих в силу закона право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении.
Кроме того, превышение количества воспитанников в детских учреждениях города более установленных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и как следствие, применение санкций к дошкольному образовательному учреждению.
При таких обстоятельствах, предоставление места в детском саду ребенку истца, не имеющему права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении и стоящему в общей очереди, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее данного ребенка, а также интересов детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении, а также законных интересов детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города.
При этом, не могут быть приняты судом во внимание доводы истца о бездействии администрации МО «Город Архангельск» при решении вопроса о предоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку ребенок поставлен в общегородскую очередь на предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, очередь приема детей имеет движение, в предоставлении места в детском саду ребенку истца не отказано.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении иска Зайцевой Н. С. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении для несовершеннолетнего ребенка.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2017 года
Председательствующий А.В. Калашникова