ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2020 года г. Саратов
Судья Фрунзенского районного суда г. Саратова Агишева М.В., рассмотрев в порядке подготовки протокол АМ № об административном правонарушении от 17 мая 2020 года, составленный по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шестакова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
установил:
18 мая 2020 года во Фрунзенский районный суд г. Саратова из ОП №6 в составе Управления МВД России по г. Саратову поступил протокол АМ № об административном правонарушении от 17 мая 2020 года, составленный по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шестакова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Протокол АМ № об административном правонарушении от 17 мая 2020 года в отношении Шестакова С.А. и приложенные к нему материалы не могут быть приняты к производству судьи по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 28.2 ч.2 КоАП РФ содержит чёткие требования, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении, и предписывает, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния.
Событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия).
При этом с учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.
По смыслу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ наличие события вмененного правонарушения подлежит выяснению в производстве по делу об административном правонарушении и в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ отражается в протоколе об административном правонарушении.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Саратовской области принято Постановление Правительства Саратовской области от 26.03.2020 N 208-П (ред. от 10.05.2020) «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Согласно п. 1.3. указанного постановления, на территории Саратовской области введены ограничения, в том числе, приостановлено 17 мая 2020 года с 28 марта 2020 года по 31 мая 2020 года включительно посещение гражданами мест массового отдыха людей (парков, скверов, парков культуры и отдыха, природных парков и т.п.), в том числе территории городского парка культуры и отдыха имени А.М. Горького, Набережной Космонавтов, Парка Победы, городского сада "Липки" в г. Саратове.
Для установления виновности Шестакова С.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит доказыванию невыполнение им правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Саратовской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в частности, посещение Шестаковым С.А. 17 мая 2020 года мест массового отдыха людей на территории Саратовской области и города Саратова.
В нарушение приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе АМ № об административном правонарушении от 17 мая 2020 года, составленном по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шестакова С.А., надлежащим образом не описана объективная сторона административного правонарушения, в частности не указано, какое место массового отдыха людей на территории города Саратова в период введенных ограничений в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) посетил Шестаков С.А.
Обращаю внимание, что выделение той или иной территории муниципального образования и придание ей статуса «место массового отдыха населения» осуществляется органами местного самоуправления в порядке, закрепленном в соответствующих муниципальных правовых актах.
Таким образом, протокол АМ № об административном правонарушении от 17 мая 2020 года имеет недостатки, препятствующие рассмотрению дела по существу.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком является отсутствие сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Несущественными являются такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Указанный недостаток является существенным, так как отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для правильной квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Отмеченное обстоятельство лишает судью возможности проверить обоснованность вмененного Шестакову С.А. правонарушения и принять правильное решение по делу.
Согласно п. 4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Таким образом, указанные недостатки в административном материале, составленном в отношении Шестакова С.А., являются неустранимыми, что делает невозможным вынесение постановления о привлечении указанного лица к административной ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 28.8 ч.3, 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
возвратить в ОП №6 Управление МВД России по г. Саратову протокол АМ № об административном правонарушении от 17 мая 2020 года, составленный по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шестакова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для устранения недостатков в течение 3-х суток.
Судья М.В. Агишева