РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2021 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Андриановой Ю.А.
при секретаре Шаховой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области к Черницову Захару Александровичу о понуждении предоставить доступ инспектору Госжилстройтехинспекции Пензенской области в квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее – Госжилстройтехинспекция Пензенской области, Управление) обратилось в суд с названным иском, указав, что в Управление поступило обращение (№ Кол.- 2080 – 1 от 10.03.2021) по вопросу переоборудования жилого помещения Номер по адресу: Адрес (установлено индивидуальное газовое отопление). Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № КУВИ-002/2021-26367461 от 25.03.2021 г. собственником вышеуказанной квартиры являются Черницов З.А. Для проверки фактов, изложенных в обращении от 10.03.2021 г. № Кол.- 2080 и на основании ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Черницову З.А. по адресу регистрации (Адрес ) 09.04.2021 г. заказным почтовым отправлением было направлено уведомление о назначении и проведении инспекционной проверки на 23.04.2021 г., в котором также содержалось требование предоставить доступ в спорную квартиру для проверки фактов, изложенных в обращении. Указанное уведомление не было получено собственником указанной квартиры, что подтверждается отчетом об отслеживанием отправлений с почтовым идентификатором Номер . Провести инспекционную проверку указанной квартиры для проверки фактов, указанных в обращении не представилось возможным, о чем был составлен акт проверки №334 от 23.04.2021г. До настоящего времени сотрудники Госжилстройтехинспекции Пензенской области не имеют возможности провести осмотр квартиры Номер в многоквартирном доме Адрес и тем самым предотвратить возможное нарушение прав жителей данного многоквартирного дома, которое может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Административный истец просит суд обязать собственника квартиры Номер , расположенной по адресу: Адрес – Черницова З.А., предоставить доступ государственному жилищному инспектору отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов Госжилстройтехинспекции Пензенской области в вышеуказанную квартиру.
Представитель административного истца Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик Черницов З.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 100-ФЗ и действующей с 01.09.2013 г.) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Так как административному ответчику Черницову З.А., по месту его регистрации, судом, посредством почтовой связи трижды направлялись судебные повестки, с извещением о времени и месте проведения предварительного судебного заседания (на 31.05.2021г.), о времени и месте проведения судебных заседаний (телеграмма на 23.06.2021г., судебная повестка на 12.07.2021г.), однако все они были возвращены в суд в связи с истечением срока хранения, в связи с чем, суд признает извещение административного ответчика Черницова З.А. на судебное заседание, назначенное на 12 июля 2021 года надлежащим, поскольку, по мнению суда, он имел возможность получить беспрепятственно почтовую корреспонденцию по месту регистрации, однако фактически уклонился от этого.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области 10.03.2021 г. поступило обращение ТСЖ «Старый вал» от имени собственников многоквартирного дома №Кол. – 2080 - 1 от 10.03.2021г., по факту установки индивидуального газового отопления в квартире Номер в многоквартирном доме Адрес .
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.03.2021 г. № КУВИ-002/2021-26367461 собственником жилого помещения многоквартирного дома по адресу: Адрес , являются Черницов З.А.
Госжилстройтехинспекция Пензенской области 26.03.2021 г. направила собственнику жилого помещения в многоквартирном доме – Черницову З.А. уведомление № Кол.- 2080 - 1 с просьбой принять участие в инспекционной проверке или направить полномочного представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью для участия с 9 часов до 10 часов 30 минут 09.04.2021 г. в проведении инспекционной проверки квартиры Номер , расположенной по адресу Адрес .
09.04.2021 г. уполномоченным должностным лицом Госжилстройтехинспекции Пензенской области был осуществлён выезд по вышеуказанному адресу с целью проведения проверки и осмотра указанного выше помещения, однако осуществить доступ в указанное помещение не представилось возможным, в связи с непредставлением собственником помещения доступа.
Поскольку собственник квартиры Адрес – Черницов З.А. проигнорировал требование, 09.04.2021 г. уполномоченным должностным лицом был составлен акт № 271 о том, что доступ в вышеуказанное жилое помещение представлен не был.
Госжилстройтехинспекция Пензенской области 09.04.2021 г. повторно направила Черницову З.А. уведомление № Кол. – 2080 - 1 о проведении инспекционной проверки с 9 часов до 11 часов 30 минут 23.04.2021 г.
Должностным лицом Госжилстройтехинспекции Пензенской области 23.04.2021 г. был осуществлён выезд по вышеуказанному адресу, но поскольку собственник – Черницов З.А. проигнорировал требование и доступ в жилое помещение уполномоченным должностным лицам не предоставил, 23.04.2021 г. был составлен соответствующий акт № 334.
До настоящего момента должностные лица Госжилстройтехинспекции Пензенской области не имеют возможности произвести осмотр квартиры Адрес , и тем самым предотвратить возможное нарушение прав жителей данного дома, которое может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
В соответствии с ч.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованиюи сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п. 1.1 Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной, строительных сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление), утв. постановлением Правительства Пензенской области от 24.03.2011 г. №167-пП, Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять
региональный государственный жилищный надзор, региональный государственный строительный надзор, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства, региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов
Предметом проверки, в соответствии с ч. 4 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Приказом Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 29.06.2012г. № 12-14 утвержден административный регламент Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (далее – Регламент).
В приложении № 4 к Регламенту установлен порядок проведения внеплановых выездных /документарных проверок физических лиц при осуществлении государственного надзора.
Согласно которому, уведомление о проведении внеплановой выездной/документарной проверки физического лица: о проверке фактов, изложенных в обращении происходит за двадцать четыре часа до проведения проверки любым доступным способом.
В данном случае, порядок уведомления собственника – Черницова З.А. о предстоящей проверке был исполнен сотрудниками Управления, извещения о времени проведения проверки дважды (26.03.2021г. и 09.04.2021г.) направлялись Черницову З.А. по месту его регистрации и месту нахождения его имущества.
Факт не извещения ответчика по фактическому месту жительства (все уведомления возвращены в связи с неудачной попыткой вручения), по мнению суда, в данном случае не может иметь определяющего значения при разрешении вопроса о предоставлении допуска в жилое помещение, поскольку Черницов З.А. извещался по адресу квартиры, собственником которой он является, что не противоречит требованиям административного регламента.
При этом Черницов З.А. уклоняется от проведения проверки на предмет нарушения правил пользования жилым помещением, добровольно предоставить квартиру для осмотра отказывается. Доказательства обратного, в нарушение ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком суду не представлены.
Между тем, в силу п. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы, приведенные в п. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жило/о помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренною ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 данного кодекса (ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 установлен запрет самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое; санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из смысла и содержания указанных норм законодательства следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме является потребителем тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения жилого дома (помещения подъездов, чердаков, подвалов, отопление общих стен).
Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляемся как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Устройство индивидуального отопления связано с демонтажем и изменением внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома, то есть общего имущества, что требует согласия на переустройство всех его жильцов на основании ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также внесения изменения в схему теплоснабжения многоквартирного дома.
В соответствии с ч.6 п.4 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Соответственно, право допуска в квартиру, принадлежащую административному ответчику на праве собственности, в силу закона обусловлено тем, что это необходимо для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций, то есть необходимостью обеспечения безопасного проживания жильцов в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм законодательства, а также учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области к Черницову З.А. о понуждении предоставить доступ инспектору Госжилстройтехинспекции Пензенской области в квартиру Номер , расположенную в доме Адрес является обоснованными и подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании приведенной нормы права суд считает необходимым взыскать с Черницова З.А. госпошлину, зачисляемую в федеральный бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере – 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области к Черницову Захару Александровичу о понуждении предоставить доступ инспектору Госжилстройтехинспекции Пензенской области в квартиру удовлетворить.
Обязать Черницова Захара Александровича, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилого помещения, предоставить доступ инспектору Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области в жилое помещение - в квартиру Номер , по адресу: Адрес .
Взыскать с Черницова Захара Александровича госпошлину, зачисляемую в федеральный бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере – 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2021 года.
Судья Ю.А. Андрианова