Дело № 2а-2-106/2019 64RS0017-02-2019-000099-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2019 года р.п. Лысые Горы Саратовской области
Калининский районный суд (2) Саратовской области в составе председательствующего судьи Трапезниковой Л.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Лысогорского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области о признании не законным бездействия административного ответчика, выразившееся в не исполнении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, возложении обязанности совершить соответствующие действия,
установил:
прокурор Лысогорского района Саратовской области обратился в суд с указанным выше административным иском. В обоснование требований ссылался на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области.
Согласно п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 7 ст. 1 Закона Саратовской области от 30.09.2014 № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Большекопенского муниципального образования относится к вопросам местного значения администрации Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области.
В силу п. 3 ст. 1, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
Федеральным законом от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ) за органами местного самоуправления закреплены, в том числе, и такие обязанности (полномочия), как осуществление организации похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, определение порядка деятельности обозначенных служб (п. 2 ст. 25, п. 1.2 ст. 29).
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 25 указанного Закона. Супругу, близким родственникам или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела умершего на кладбище, погребение.
В силу ст. 12 указанного закона на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Следовательно, услуги, оказываемые специализированной организацией по гарантированному перечню, оплачиваются из бюджетных средств соответствующего муниципалитета. Специализированная служба по вопросам похоронного дела является организацией, создаваемой органами местного самоуправления для оказания гражданам ритуальных услуг, но которая не вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления в сфере похоронного дела.
Вместе с тем, Федеральный закон от 12.01.1996 года № 8-ФЗ, используя понятие «специализированная служба по вопросам похоронного дела» не содержит ни определения данного понятия, ни характеристики правового статуса данной организации. Фактически специализированная служба - это не вид организации, не определенная организационно-правовая форма юридического лица, а статус, присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг. Из названного закона не следует, что иные лица лишены права заниматься этой деятельностью, поскольку предметом регулирования данной нормы являются гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не субъектный состав участников рынка ритуальных услуг. Гарантии населению состоят в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению.
Граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, осуществляющего услуги по захоронению умершего. Законом какие-либо ограничения в составе субъектов, обладающих правом на оказание такого рода услуги, не установлены (статьи 1, 421 ГК РФ).
Из анализа приведенных выше норм федерального законодательства следует, что создание специализированной службы не означает обязательно учреждение какой-либо муниципальной организации (предприятия или учреждения). Органы местного самоуправления могут являться учредителями и участвовать в создании немуниципальных организаций, межмуниципальных хозяйственных обществ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п. 5.13 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы Протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 N 01-НС-22/1) специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.
Таким образом, специализированная служба - это лишь определенный статус, отражающий круг выполняемых хозяйствующим субъектом функций, в связи с чем, не исключается возможность наделения этим статусом субъекта, созданного в любой организационно-правовой форме.
Федеральный закон РФ «О погребении и похоронном деле» не исключает возможности оказания специализированной организацией на платной основе услуг, не входящих в гарантированный перечень. Кроме того, деятельность по оказанию ритуальных услуг, в т.ч. услуг по погребению, безусловно, осуществляется на конкурентном рынке, на котором товаром выступают услуги, оплачиваемые за счет родственников умерших.
Статьей 49 ГК РФ установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения на специализированные службы, Федеральный закон от 12.01.1996 года № 8-ФЗ не исключает возможность осуществления данной деятельности и другими коммерческими организациями. Так, согласно ст. 9 указанного закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела. Вместе с тем, статьей 10 Закона предусмотрено, что в случае осуществления погребения за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в ст. 9 Закона.
Таким образом, Федеральным законом от 12.01.1996 года № 8-ФЗ лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение норм Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области специализированная служба по вопросам похоронного дела, на которую возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, не создавалась, порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела не определен. В связи с выявленными нарушениями, в адрес главы администрации Большекопенского МО 24.09.2018 года вносилось представление с требованием устранения выявленных нарушений, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неисполнении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области. Возложить обязанность на администрацию Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области.
В силу п. 2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, на основании ч. 2 ст. 140 Кодекса административного судопроизводства РФ, без проведения судебного заседания.
Исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Представителем административного ответчика представлено заявление о признании административного иска в полном объеме, которое приобщено к материалам дела.
В силу положений частей 3, 5 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Суд, принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав или охраняемых законом интересов. Последствия признания административного иска административному ответчику разъяснены и понятны.
Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает целесообразным установить срок для исполнения настоящего решения суда, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обращается прокурор, - 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Лысогорского района Саратовской области в течение 1 месяца с момента исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180, КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неисполнении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области.
Возложить обязанность на администрацию Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления в силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области.
Обязать администрацию Большекопенского муниципального образования Лысогорского муниципального района Саратовской области сообщить об исполнении решения суду и прокурору в течение 1 месяца с момента исполнения решения суда.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Калининский районный суд (2) Саратовской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Судья: Л.С. Трапезникова