Решение по делу № 2а-3166/2018 от 27.04.2018

Дело № 2а-1-3166/2018

Решение

Именем Российской Федерации

15 мая 2018 года           город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Врублевской Н.Ю.,

с участием административного истца Мирошникова А.В., представителя административного истца, - адвоката Молоковой В.М., представившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика ГУ МВД РФ по Саратовской области Кутисовой О.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мирошникова А. В. к Главному управлению МВД РФ по Саратовской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Саратовской области об оспаривании решения УВМ ГУ МВД РФ по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении временного убежища,

установил:

Мирошников А.В. обратился в Энгельсский районный суд Саратовской области с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение УВМ ГУ МВД РФ по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении временного убежища.

Требования мотивированы тем, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в Узбекской Советской Социалистической Республике (СССР). Впоследствии вместе с родителями убыл в Украинскую Советскую Социалистическую Республику (СССР). В 1987 году был призван в Вооруженные Силы СССР и направлен для прохождения службы в ограниченный контингент Советский войск в Афганистане. После распада СССР принял гражданство республики Украина, где проживал до 1998 года, после чего приехал в Россию. До 22 декабря 2017 года отбывал наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН РФ по Саратовской области, где ему было объявлено о принятии Министерством юстиции РФ в отношении него распоряжения о нежелательности пребывания на территории РФ. По освобождении ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено решение о его депортации за пределы РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку он является гражданином Украины, на территории которой идут военные действия, он ДД.ММ.ГГГГ обратился в УВМ ГУ МВД РФ по Саратовской области с заявлением о предоставлении временного убежища. Также в качестве основания для предоставления временного убежища указал на то русофобскую политику Украины в отношении лиц русской национальности, к которой он относит и себя, а также, что он являясь воином-интернационалистом, к которым на территории Украины также негативное отношение может быть призван в ряду Вооруженных Сил Украины и направлен в район боевых действий (ДНР, ЛНР), где будет вынужден участвовать в боевых действиях, что ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

В судебном заседании административный истец Мирошников А.В. заявленные им требования, по изложенным в иске обстоятельствам, поддержал в полнм объеме.

Представитель административного истца в лице адвоката Молоковой В.М. поддержал позицию своего доверителя, пояснив суду, что оспариваемый Мирошниковым А.В. акт принят с нарушением его прав и свобод на жизнь и здоровье.

Мирошников А.В. опасается за свою жизнь и здоровье, так как после переворота 2014 года на территории Украины преобладают русофобские настроения и Мирошников А.В. не будет принят в обществе как полноправный гражданин Украины. Он не желает участвовать в боевых действиях и намерен проживать там, где будет чувствовать себя в безопасности.

Представитель административного ответчика ГУ МВД РФ по Саратовской области в лице Кутисовой О.Р. заявленные требования не признал, указывая, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О беженцах». Оснований для предоставления Мирошникову А.В. временного убежища, не имеется..

Иные лица, участвующие в дела в судебное заседание стороны не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном ст. 96 КАС РФ порядке, их явка не является обязательной и не признана таковой судом, а потому суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дел и, дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Мирошникова А.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями) их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено, что Мирошников А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином республики Украина, по национальности русский, родной язык русский, с 1987 по 1989 год проходил службу в армии СССР в том числе в ограниченном контингенте Советских воск СССР в Афганистане.

Прибыл на территорию РФ в 1998 году, где проживал, периодически (каждые три месяца) выезжая за её пределы.

Приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Мирошников А.В. признан виновным в совершении преступлений, <данные изъяты>. Освобожден условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Министерства юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ за номером 7615-рн пребывание Мирошникова А.В. на территории РФ было признано нежелательным.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ОИК УВМ ГУ МВД России по Саратовской области в отношении Мирошникова А.В. принято решение о депортации.

ДД.ММ.ГГГГ Мирошников А.В. обратился в УВМ ГУ МВД России по Саратовской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации.

Решением УВМ ГУ МВД России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ Мирошникову А.В. было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации на основании п.п. 2 п.2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О беженцах».

    В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О беженцах», а также в связи со сложной внутриполитической ситуацией на Украине и продолжающимся ростом количества граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках убежища, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке.

Основания, порядок и условия предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища определяются Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах».

Так, Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).

В соответствии с п. 1, 2, 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года

№ 4528-1 «О беженцах» предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Лицо утрачивает временное убежище: в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища; при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В развитие указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года № 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территорию Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.

Административным истцом в настоящем деле не было приведено объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих его опасения стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, иных фактов преследования, реальной угрозы безопасности либо негуманного обращения в случае возвращения в страну гражданской принадлежности. Нарушения принципа единства семьи, закрепленного и гарантированного нормами российского и международного законодательства, не допущено.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 года № 1317-О-П «По жалобе Закарии Мусы Ясира Мустафы, М.С. и ряда других иностранных граждан» на нарушение их конституционных прав подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» отсутствие в указанном Федеральном законе, а также конкретизирующем его постановлении Правительства Российской Федерации исчерпывающего перечня обстоятельств, относящихся к гуманным побуждениям, достаточным для предоставления лицу временного убежища на территорию Российской Федерации, не означает, однако, наличия у правоприменителя неограниченной свободы усмотрения при разрешении вопроса о предоставлении временного убежища, - принятие такого решения должно осуществляться с учетом правовой природы и предназначения института временного убежища, а также конституционного принципа признания прав и свобод человека высшей ценностью (статья 2 Конституции Российской Федерации).

По своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах», является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства.

Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П).

Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения

разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.

Вопреки изложенному, режим предоставления временного убежища фактически рассматривается административным истцом как способ легализации своего нахождения на территории Российской Федерации. Наличие обоснованных опасений стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, является основанием для незамедлительного обращения к органам власти России с целью изложения причины невозможности в дальнейшем вернуться в страну гражданства. Однако настоящее обращение административного истца имело место только ДД.ММ.ГГГГ, спустя более одного месяца после освобождения из мест лишения свободы, а не в период, когда Мирошникову А.В. стало известно о принятом в отношении него Распоряжении Минюста РФ о нежелательности его пребывания (проживания) на территории РФ и до дня освобождения из мест лишения свободы. Подобное понимание административным истцом порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, равно как и сама длительность срока пребывания заявителя на территории Российской Федерации, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О беженцах».

При этом, суд отмечает, что в ходе опроса, произведенного миграционным органом, Мирошников А.В. указал, что целью прибытия на территорию РФ являлось осуществление трудовой деятельности.

Само по себе то, что административный истец в течение длительного времени не проживает в республике Украина, является по национальности русским, не является основанием для предоставления Мирошникову А.В. временного убежища в Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком в ходе судебного разбирательства было доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной УВМ ГУ МВД России по Саратовской области законом компетенции, с соблюдением порядка его принятия, при наличии к тому оснований; содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству (Конвенции ООН от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе беженцев», Протоколу к ней, касающемуся статуса беженцев от ДД.ММ.ГГГГ, и практике Европейского Суда по правам человека; напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Мирошникова А. В. к Главному управлению МВД РФ по Саратовской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Саратовской области об оспаривании решения УВМ ГУ МВД РФ по Саратовской области от 26 марта 2018 года об отказе в предоставлении временного убежища, - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.

    Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-3166/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Мирошников А.В.
Мирошников Александр Викторович
Ответчики
Управление по вопросам миграции Главного управления МВД России по Саратовской области
Главное Управление МВД России по Саратовской области
Другие
Молокова В.М.
Молокова Валентина Михайловна
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Дело на странице суда
engelsky.sar.sudrf.ru
27.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
28.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2018[Адм.] Судебное заседание
18.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Регистрация административного искового заявления
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее