Решение по делу № 2а-112/2019 от 23.11.2018

Дело № 2а-112/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Кетово                                 10 января 2019 года

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Суханова И.Н.

при секретаре Севостьянове Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Железнодорожного сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать работы по ликвидации свалки ТБО,

УСТАНОВИЛ:

Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском к Администрации Железнодорожного сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в срок до 01.11.2019 организовать работы по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, не внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов, на земельном участке в границах муниципального образования Администрации Железнодорожного сельсовета площадью 55000 кв.м с кадастровым номером , определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельсовета. В обоснование заявленных требований указано, что Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области при проведении внеплановой проверки с целью оценки исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил № 15-09/5 от 22.02.2018 со сроком исполнения до 01.09.2018 были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, установлено невыполнение требований предписания: на земельном участке, площадью 55000 м 2, с кадастровым номером расположенном в границах Муниципального образования Администрации Железнодорожного сельсовета не ликвидирована свалка твердых бытовых отходов; схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Железнодорожного сельсовета не определена; площадка под размещение отходов не обеспечена искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка); не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории земельного участка для размещения твердых бытовых отходов не проводится. Кетовским территориальным отделом в связи с наличием события административного правонарушения в отношении администрации Железнодорожного сельсовета составлен протокол от 13.11.2018 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском и Белозерском районах» 25.10.2018 проведено натурное обследование территории, расположенной в границах Железнодорожного сельсовета Кетовского района Курганской области, по результатам которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером располагается свалка твердых бытовых отходов. Не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Железнодорожного сельсовета, что не соответствует требованиям п.п. 4.1, 4.5, 4.8 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления». Земельный участок, где располагается свалка твердых бытовых отходов, не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и т.д.), что превращает данный участок в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почты, атмосферы, не соответствует п.п. 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления». Не ведется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, что не соответствует п. 1.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления». Администрация Железнодорожного сельсовета не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами, выразившееся в образовании несанкционированной свалки на близлежащей территории Железнодорожного сельсовета. Для защиты конституционных прав граждан и интересов РФ необходима ликвидация несанкционированной свалки ТКО. Кроме того, необходимо организовать работы по оформлению и функционированию объекта размещения отходов на территории Железнодорожного сельсовета в соответствии с действующим законодательством, организовать работы по утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления. Просят признать бездействие администрации Железнодорожного сельсовета незаконным, обязать в срок до 01.11.2019 организовать работы по ликвидации свалки, определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Железнодорожного сельсовета.

Представитель административного истца – Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области Колмогорцева Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Администрации Железнодорожного сельсовета Кетовского района Курганской области Терпугов Ю.С. (глава сельского совета), действующий на основании Устава, в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, просил установить срок ликвидации свалки до 01.11.2020 в связи с необходимостью финансирования заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просит установить срок исполнения обязательств до 2020 года в связи с трудным финансовым положением административного ответчика.

Представитель административного истца не возражал против увеличения срока исполнения обязательств до 01.11.2020.

С учетом мнения сторон, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 150 КАС РФ и в порядке, предусмотренном ст. 226 КАС РФ.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что 22.02.2018 по результатам проведенной проверки Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в адрес Администрации Железнодорожного сельсовета было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства в срок до 01.09.2018.

С целью контроля устранения выявленных нарушений на основании Распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области от 17.10.2018 № 1881-р Кетовским ТО Управления Роспотребнадзора в Курганской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Железнодорожного сельсовета.

На основании предписания Кетовского ТО Управления Роспотребнадзора в Курганской области от 22.02.2018 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» 13.11.2018 проведена экспертная оценка земельного участка площадью 55000 м 2 с кадастровым номером 45:08:020503:360, расположенном в границах Муниципального образования Администрации Железнодорожного сельсовета, по результатам которой установлено невыполнение п.п. 1.1-1.3 предписания от 22.02.2018 : на земельном участке расположена несанкционированная свалка ТБО; не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия; по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, что не соответствует требованиям п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению отходов производства и потребления».

В соответствии с п. 1.1 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".

Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ к вопросам местного значения относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18).

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами, выразившиеся в образовании свалки на земельном участке, расположенном в границах муниципального образования Администрации Железнодорожного сельсовета, площадью 55000 кв.м с кадастровым номером 45:08:020503:360, являются результатом бездействия администрации Железнодорожного сельсовета, на которую возложена обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

На основании пп. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок до 01.11.2019, вместе с тем суд находит, что данного срока недостаточно для того, чтобы ответчиком были устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с необходимостью выполнения большого объема работ и финансовых затрат.

Суд полагает установить срок для исполнения решения суда до 01.11.2020.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Железнодорожного сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать работы по ликвидации свалки ТБО удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Железнодорожного сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, не внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов, на земельном участке, расположенном в границах Муниципального образования Администрации Железнодорожного сельсовета, площадью 55000 м2 с кадастровым номером , определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Железнодорожного сельсовета.

Обязать Администрацию Железнодорожного сельского совета Кетовского района Курганской области в срок до 01.11.2020 ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке в границах Муниципального образования Администрации Железнодорожного сельсовета, площадью 55000 м2 с кадастровым номером , определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Железнодорожного сельсовета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Решение суда в окончательной форме принято 15 января 2019 года.

Судья                     И.Н. Суханов

2а-112/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Курганской области
Ответчики
администрация Железнодорожного сельсовета
Другие
Администрация Кетовского района Курганской области
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Дело на странице суда
ketovsky.krg.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
03.04.2020Дело передано в архив
10.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее