Дело №2а-100/2021 (№33а-6157/2021)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2021 г. г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Искандарова А.Ф. и Субхангулова А.Н.,
при секретаре Нафикове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование,
по апелляционной жалобе Воробьева Д.В. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Башкортостан (далее по тексту МИФНС России № 1 по РБ) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая в обоснование, что Воробьев Д.Ю., являясь владельцем транспортных средств: КАМАЗ53202, государственный регистрационный знак №...; ЗИЛ43318, государственный регистрационный знак №... ГАЗ279010000010-21, государственный регистрационный знак №...; ЗИЛ5301АО, государственный регистрационный знак №...; КАМАЗ5320, государственный регистрационный знак №..., АУДИ Q3, государственный регистрационный знак №...; ГАЗ 311000, государственный регистрационный знак №...; АФ 47415Е, государственный регистрационный знак №...; АФ 476200, государственный регистрационный знак №...; АФ 476200, государственный регистрационный знак №...; FUSO CANTER 47014AFUSO CANTER, государственный регистрационный знак №...; КАМАЗ 53212, государственный регистрационный знак №...; КАМАЗ 5410, государственный регистрационный знак №... без марки 438931, государственный регистрационный знак №...; ВАЗ 21013, государственный регистрационный знак №...; КАМАЗ 53202, государственный регистрационный знак №...; ФОЛЬКСВАГЕН ПАССАТ, государственный регистрационный знак №...; ЛЕНД РОВЕР РЕНДЖ РОВЕР СПОРТ, государственный регистрационный знак №...; ШКОДА ОКТАВИА, государственный регистрационный знак №...; FUSO CANTER 47014А, государственный регистрационный знак №...; FUSO CANTER 47014А, государственный регистрационный знак №..., несвоевременно оплатил недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 56 350 рублей, в связи с чем, ему были начислены пени в размере 1,28 рубль.
Кроме того, Воробьев Д.Ю. являлся индивидуальным предпринимателем, деятельность которого прекращена 15 января 2019 года. Однако страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование Воробьевым Д.Ю. оплачены несвоевременно, в связи с чем административному ответчику были начислены пени.
МИФНС России № 1 по РБ просила суд с учетом уточнённых административных исковых требований взыскать с Воробьева Д.Ю. задолженность в размере 56 408,44 рублей, в том числе: недоимку по транспортному налогу в размере 56 350 рублей, пени в размере 1,28 рубль, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 48,11 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 9,05 рублей.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: адрес пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Башкортостан задолженность в размере 56 408 рублей 44 копейки, в том числе: по недоимке по транспортному налогу за 2018 год – 56 350 рублей, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 9 рублей 5 копеек, по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии - 48 рублей 11 копеек.
В апелляционной жалобе Воробьев Д.Ю. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принятое без учета фактических обстоятельств дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что начисление и последующее взыскание транспортного налога за транспортное средство КАМАЗ53202 госномер №... в размере 13 650 рублей является незаконным, поскольку указанное транспортное средство снято с регистрационного учета в 2016 году. Ссылается на наличие с сентября 2018 года инвалидности II группы, в связи с чем имеет право на льготное налогообложение. Административным ответчиком частично погашена задолженность по налогам в размере 148 060 рублей, однако квитанции об оплате судом приняты не были.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Воробьева Д.Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
В суд апелляционной инстанции поступило письменное заявление начальника МИФНС России № 1 по РБ Валиевой Т.А. о частичном отказе от административных исковых требований к Воробьеву Д.Ю. о взыскании недоимку по транспортному налогу в размере 46 617 руб. 86 коп., суммы начисленных пени по транспортному налогу в размере 1 руб. 28 коп, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированным размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 48 руб. 11 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированным размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 9 руб. 05 коп.
Согласно статье 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, условия соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно административным истцом, административным ответчиком, сторонами соглашения (пункт 1).
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (пункт 2).
Частью 2 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено запрета на отказ от административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций.
Судебная коллегия полагает возможным принять частичный отказ от административного иска, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, последствия частичного отказа от административного иска представителю административного истца известны.
В силу части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит отмене в части взыскания с Воробьева Д.Ю. транспортного налога в размере 46 617 руб. 86 коп., суммы начисленных пени по транспортному налогу в размере 1 руб. 28 коп, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированным размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 48 руб. 11 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированным размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 9 руб. 05 коп.
В части административных исковых требований МИФНС №1 России по РБ о взыскании с Воробьева Д.Ю. транспортного налога в размере 9732 руб. 14 коп. судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Воробьев Д.Ю. являясь собственником транспортных средств.
За налоговый период за 2018 год Воробьев Д.Ю. частично оплатил транспортный налог, осталось не оплаченный налог за транспортные средства: ШКОДА ОКТАВИА, государственный регистрационный знак №... ГАЗ279010000010-21, государственный регистрационный знак Н270ВА102 в сумме 9732 руб. 14 коп.
В суде апелляционной инстанции данная сумма задолженности административным ответчиком не оспаривалось.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № 65746164 от 25 сентября 2019 года об уплате, в том числе, транспортного налога за 2018 год, с учетом перерасчета, в размере 208 042 рубля со сроком уплаты не позднее 02 декабря 2019 года.
МИФНС России № 1 по РБ в адрес административного ответчика направлялись требования № 110240 по состоянию на 19 декабря 2019 года со сроком уплаты до 05 ноября 2019 года.
Вместе с тем, в установленный срок административный ответчик требования не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
02 марта 2020 года мировым судьей судебного участка № 4 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан вынесен судебный приказ о взыскании с Воробьева Д.Ю. в пользу МИФНС № 1 по РБ задолженности по налогам.
Однако определением мирового судьи судебного участка № 4 по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 06 апреля 2020 года указанный судебный приказ был отменен ввиду поступления возражений должника относительно его исполнения.
Оценив установленные по делу обстоятельства, учитывая вышеизложенные требования законодательства, регулирующие данные правоотношения, установив, что административным ответчиком не представлено доказательств погашения задолженности по транспортному налогу в размере 9732 руб. 14 коп. суд апелляционной инстанции считает необходимым взыскать с Воробьева Д.Ю. данную сумму.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 400 рублей.
Действительно административный ответчик является инвалидом второй группы. Однако он не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, поскольку согласно пункту 2 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы - инвалиды I и II групп, в то время как процессуальное положение Воробьева Д.Ю. - административный ответчик.
Таким образом, в соответствии с частью 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 304, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ от части административных исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании недоимку по транспортному налогу в размере 46 617 руб. 86 коп., суммы начисленных пени по транспортному налогу в размере 1 руб. 28 коп, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированным размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 48 руб. 11 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированным размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 9 руб. 05 коп.
Решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 января 2021 года отменить.
Производство в части административных исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании недоимку по транспортному налогу в размере 46 617 руб. 86 коп., суммы начисленных пени по транспортному налогу в размере 1 руб. 28 коп, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированным размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 48 руб. 11 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированным размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период с 1 января 2017 года в размере 9 руб. 05 коп. – прекратить.
Взыскать с ФИО1 в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Башкортостан недоимку по транспортному налогу в размере 9 732 руб. 14 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Ф. Искандаров
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Ярмухамедова А.С.