Судья Смирнова М.А.
Дело№ 33-7685/2013
02.09.2013 г.
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Варовой Л.Н., Горбуновой О.А. при секретаре Корякине М.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Балашова В.И. на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 05.06.2013 г., которым постановлено:
Признать незаконными действия Федерального казенного учреждения Исправительная колония № ** Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю по истребованию у Балашова В.И. документов: копии свидетельства о заключении (расторжении) брака, акта обследования жилищных условий по состоянию на май 2013 года, нотариально заверенного заявления о выдаче сертификата, доверенности на получение сертификата, заверенной начальником отдела кадров по месту прохождения службы, на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года».
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения Балашова В.И., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балашов В.И. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконными действий по истребованию дополнительных документов на получение им жилищного сертификата, указывая, что 16.05.2013 года он получил от ответчика письмо, в котором содержалось требование о предоставлении перечня документов на получение жилищного сертификата. Все требуемые документы находятся в учетном деле истца на получение жилищного сертификата. Жилищный сертификат по решению суда он должен был получить еще в 2012 году. Решением суда на Федеральную службу исполнения наказаний России возложена обязанность по выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии с условиями, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 года». В отношении ФСИН России возбуждено исполнительное производство, решение суда не исполнено. Истец считает действия ответчика по истребованию дополнительных документов незаконными.
Судом постановлено приведенное выше решение, об изменении которого в части отказа в иске и о признании действий ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю по истребованию дополнительных документов на получение истцом жилищного сертификата незаконными, а также, о взыскании с ответчика возврата государственной пошлины просит в апелляционной жалобе Балашов В.И., указывая, что с решением суда не согласен. Все документы, необходимые для получения жилищного сертификата, имеются в его учетном деле. При получении сертификата он готов подтвердить ранее представленную информацию, однако, уведомление на получение сертификата он ещё не получил. Ссылаясь на положения п.44.2 Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г., заявитель указывает, что согласно данного пункта, органы местного самоуправления (подразделения), осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством РФ порядке документы в организациях, осуществляющих техническую инвентаризацию и в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю самоустранилось от данных требований и возложило обязанность по сбору документов на участников программы по получению жилищного сертификата: справок из организации, осуществляющей техническую инвентаризацию и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Кроме того, ФКУ ИК-** требует представить те документы, которых нет в перечне для получения сертификата (п.44.Правил): доверенность на получение сертификата. Однако, суд руководствовался при вынесении решения перечнем документов, которые требует представить ответчику не п.44 Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. В решении подтверждается, что заявителю необходимо представить обязательство о сдаче жилья. Этот вопрос рассматривался Московским городским судом, который указал, что при формировании учетного дела истца ГУФСИН России по Пермскому краю обязательство Б5. об освобождении занимаемого жилого помещения и расторжения договора социального найма истребованию от истца не подлежит.
В письменном Отзыве ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (ред. от 18.02.2013) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, устанавливающие порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы.
В соответствии с п.2 Правил, государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты установлен п. 16 Правил. При этом, согласно п. 16.1, норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на
основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
Как следует из п.п.44,44(1) Правил, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:
а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;
б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;
в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника под программы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина – участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил;
з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по послед нему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений;
и) копия правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику подпрограммы и (или) членам его семьи, право, на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - в случае, указанном в абзаце первом пункта 16(2) настоящих Правил;
к) справка об общей продолжительности военной службы (службы) с указанием основания планируемого увольнения с военной службы (службы) или выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан -участников подпрограммы, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Как установлено судом первой инстанции, в 2010 году ГУФСИН России по Пермскому краю заведено учетное дело на получение государственного жилищного сертификата Балашовым В.И. Согласно данных учетного дела, протоколом заседания жилищной комиссии ГУ УТ ** от 22.04.2003г. Балашов В.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки очередности с момента подачи заявления. Балашовым В.И. представлены документы о рождении детей Б2. и Б3., справка о составе семьи, ордер на жилое помещение, справки из ГУП «ЦТИ Пермского края» и Управления Росреестра по Пермскому краю об отсутствии жилья на праве собственности, заявление о выдаче сертификата. В материалах учетного дела имеется также информация о субсидиях на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, выписки из приказов по личному составу и послужного списка, акт проверки жилищных условий. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.02.2012 г. на Федеральную службу исполнения наказаний России возложена обязанность по выдаче Балашову В.И. государственного жилищного сертификата в соответствии с условиями, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года». Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИПНХ УФССП России по Москве 14.03.2012 г. на основании исполнительного листа Московского городского суда возбуждено исполнительное производство № **. По состоянию на 29.01.2013г. решение суда не исполнено. Судом установлено также, что выдача сертификатов осуществляется федеральными органами исполнительной власти только после издания государственным заказчиком подпрограммы приказа о выдаче сертификатов. Выдача сертификатов в 2012 году завершена 05.03.2012г., средства, выделенные на реализацию подпрограммы на 2012 год, использованы полностью, дополнительного бюджетного финансирования не было. Выдача сертификатов осуществляется ФСИН Росси на основании предоставленных территориальными органами ФСИН России сводных списков граждан, формируемых в хронологической последовательности. В связи с запросом ГУ ФСИН России по Пермскому краю по исполнению решения суда, 14.05.2013г. ФКУ ИК-** ГУ ФСИН России по Пермскому краю направило в адрес Балашова В.И. требование о предоставлении: документов из регистрационных органов о наличии (отсутствии) объектов недвижимости в отношении получателя сертификата, членов семьи, заявленных на получение сертификата по состоянию на май 2013г.; выписки из лицевого счета по состоянию на май 2013г.; справки о составе семьи по состоянию на май 2013г.; копии свидетельства о заключении (расторжении) брака; копии паспорта получателя сертификата и членов семьи, заявленных на получение сертификата; договора социального найма в случае проживания муниципальном жилье; договора найма жилого помещения в случае отсутствия собственного или муниципального жилья; документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение при найме жилого помещения у сторонних лиц; обязательства о сдаче жилья в случае проживания в муниципальном жилье, заверенного администрацией муниципального образования (копия и оригинал); согласия на обработку персональных данных от получателя сертификата и членов семьи, заявленных на получение сертификата; акта обследования жилищных условий по состоянию на май 2013г,: заявления о включении в число участников программы на 2013 год; заявления о выдаче сертификата, заверенного нотариально; доверенности на получение сертификата, заверенной начальником ОК по месту прохождения службы.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что перечень документов, необходимых для получения сертификата гражданином -участником подпрограммы, определен п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов...Из анализа п.п.12,13,16,16.1,27,44,44.1 Правил, суд пришел к выводу, что истребование у Балашова В.И. документов из регистрационных органов о наличии (отсутствии) объектов недвижимости в отношении получателя сертификата, и членов семьи, заявленных на получение сертификата по состоянию на май 2013г.; выписки из лицевого счета по состоянию на май 2013г.; справки о составе семьи по состоянию на май 2013г.; копии паспорта получателя сертификата и членов семьи, заявленных на получение сертификата; договора социального найма в случае проживания в муниципальном жилье: договора найма жилого помещения в случае отсутствия собственного или муниципального жилья; документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение при найме жилого помещения у сторонних лиц; обязательства о сдаче жилья в случае проживания в муниципальном жилье, заверенного администрацией муниципального образования (копия и оригинал); согласия на обработку персональных данных от получателя сертификата и членов семьи, заявленных на получение сертификата; заявления о включении в число участников программы на 2013 год обусловлено требованиями постановления Правительства РФ №153 от 21.03.2006 года. В то же время, действия ответчика по истребованию у истца свидетельства о заключении (расторжении) брака, акта обследования жилищных условий, заявления о выдаче сертификата, доверенности на получение сертификата признаны судом незаконными, поскольку истребование свидетельства о заключении (расторжении) брака, акта обследования жилищных условий, доверенности на получение сертификата, заверенной начальником отдела кадров по месту прохождения службы постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 не предусмотрено. Заявление Балашова В.И. и членов его семьи о выдаче государственного жилищного сертификата имеется в материалах учетного дела. Кроме того, решением Московского городского суда от 08.02.2012 года на ФСИН России возложена обязанность выдать Балашову В.И. государственный жилищный сертификат, исполнение решения осуществляется принудительно. Акт обследования жилищных условий Балашова В.И. находится в материалах учетного дела.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах действующего законодательства, анализе имеющихся доказательств.
Доводы апелляционной жалобы изменения решения не влекут, так как на законность решения не влияют.
Как правильно указал суд, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов гражданам связаны с размером бюджетного финансирования и обязательным предоставлением гражданином, желающим участвовать в подпрограмме, документов, перечень которых определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.02.2012 г. принято решение о возложении на ФСИН России обязанности выдать Балашову В.И. государственный жилищный сертификат в соответствии с условиями, предусмотренными постановлением Правительства № 153 от 21.03.2006г. При этом, срок выполнения возложенной на ответчика обязанности судом не определен, суждение о немедленном исполнении решения отсутствует. Указанным решением Балашов В.И. не освобожден от обязанности по предоставлению документов, подтверждающих права на получение социальной выплаты, поскольку согласно решения суда, государственный жилищный сертификат должен быть выдан на условиях, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. Перечень документов, которые представляет для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы, установлен п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006 г., с учетом положений п.п. «б», «в» п.16.1 Правил. Состав документов, действия ответчика по истребованию которых у истца не признаны судом незаконными (документов из регистрационных органов о наличии (отсутствии) объектов недвижимости в отношении получателя сертификата и членов семьи, заявленных на получение сертификата по состоянию на май 2013г.; выписки из лицевого счета по состоянию на май 2013г.; справки о составе семьи по состоянию на май 2013г.: копии паспорта получателя сертификата и членов семьи, заявленных на получение сертификата; договора социального найма в случае проживания в муниципальном жилье; договора найма жилого помещения в случае отсутствия собственного или муниципального жилья; документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение при найме жилого помещения у сторонних лиц; обязательства о сдаче жилья в случае проживания в муниципальном жилье, заверенного администрацией муниципального образования (копия и оригинал); согласия на обработку персональных данных от получателя сертификата и членов семьи, заявленных на получение сертификата; заявление о включении в число участников программы на 2013 г.)соответствует требованиям указанного Перечня.
Действия ответчика по истребованию у истца нотариально заверенного заявления о выдаче сертификата и доверенности на получение сертификата признаны судом незаконными.
Довод жалобы о том, что судом необоснованно установлена необходимость представления заявителем обязательства о сдаче жилья, в то время как этот вопрос разрешен Московским городским судом, является ошибочным и изменение решения не влечет. Как следует из определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.02.2012 г., истребованию от истца не подлежит обязательство Б1. об освобождении занимаемого жилого помещения. В отношении обязательства самого истца и членов его семьи такого суждения не дано. Требование о предоставлении документов, направленное в адрес истца, не содержит указания на предоставление обязательства Б4. Ссылка заявителя жалобы на п.п.44.2,44.3 Правил также не влечет изменение решения, поскольку касается действий органов местного самоуправления, осуществляющих вручение сертификатов. В данном же случае выдача жилищных сертификатов производится в порядке, установленном приказами ФСИН России ( № ** от 04.06.2007 г., № ** от 16.05.2012 г.)
Требование заявителя о взыскании с ответчика возврата государственной пошлины изменение решения не влечет, так как указанное требование при подаче иска не заявлено.
Право на разрешение этого вопроса в дальнейшем в порядке, предусмотренном ст.ст.88,98 ГПК РФ заявителем не утрачено.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 05.06.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Балашова В.И. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: