4а-162/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 мая 2016 года город Архангельск
Председатель Архангельского областного суда М.Г. Аверин, рассмотрев по жалобе заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО5 дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 18 декабря 2015 года ООО «<данные изъяты>» привлекалось к административной ответственности по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска 03 декабря 2015 года указанное постановление по жалобе защитника ООО «<данные изъяты>» удовлетворено.
Постановление мирового судьи судебного участка №4 Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 18 декабря 2015 года отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения.
В жалобе в областной суд заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО6 просит отменить решение судьи районного суда как незаконное.
Проверив в интересах законности дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, нахожу решение подлежащим отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 20 августа 2015 года на основании распоряжения государственной жилищной инспекции Архангельской области проведена проверка ООО «<данные изъяты>».
Поводом для проведения проверки явилось обращение жильца многоквартирного жилого дома № по ул. Р. Шаниной в г. Архангельске о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого дома, что в доме имеет место затопление подвальных помещений, которое не устраняется на протяжении длительного времени (л.д.68).
По результатам проверки ООО «<данные изъяты>» выдано предписание № № от 20 августа 2015 года об устранении выявленных нарушений в срок до 08 октября 2015 года (л.д.25-33).
Согласно предписанию, в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Архангельск ул. Р. Шаниной, № выявлены нарушения минимального перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. В частности, выявлено нарушение температурновлажностного режима и подтопление техподполья дома в районе 2-4 подъездов.
Проверкой соблюдения законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников помещений многоквартирного дома № А-08/02-06/1221пп от 27 октября 2015 года установлено, что ООО «<данные изъяты>» не исполнен данный пункт предписания, а именно, не устранены нарушения температурно-влажностного режима и подтопления техподполья дома в районе 2-4 подъездов.
По факту неисполнения предписания составлен акт проверки (л.д.16-18).
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, и привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности.
Полагая, что вина ООО «<данные изъяты>» в совершении данного административного правонарушения отсутствует и отменяя вынесенное мировым судьей постановление, судья районного суда допустил существенное нарушение процессуальных требований, установленных статьями 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благополучную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 11 и части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 указанного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
ООО «<данные изъяты>» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома № № по ул. Р. Шаниной в городе Архангельске (л.д.34-67).
Заключив договор управления многоквартирным жилым домом, ООО «<данные изъяты>» в силу ст. 161 Жилищного кодекса РФ и заключенного договора приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Главным государственным санитарным врачом РФ 04 июня 2003 утверждены СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
В силу пункта 3.3 указанных Правил при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует осуществлять своевременную очистку, осушение, проветривание и уборку подвалов, технических подполий.
Пунктом 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, при эксплуатации жилых зданий и помещений запрещено затопление подвалов.
Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда нашел установленным неисполнение предписания об устранении нарушения температурно-влажностного режима и подтопления техподполья дома № № по ул. Р. Шаниной в г. Архангельске в районе 2-4 подъездов.
Ссылаясь на допущенное бездействие кафе «<данные изъяты>» и МУП «<данные изъяты>», по вине которых, по мнению судьи, происходит подтопление техподполья дома, судья не учел, что вопрос об обязанностях и вине других организаций находится за пределами рассматриваемого дела.
По смыслу статей 25.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения разрешается исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности.
Материалами дела не подтверждается, что подтопление техподполья возникло исключительно из-за неорганизации водоотведения МУП «<данные изъяты>» или бездействия кафе «<данные изъяты>».
Не принято судьей во внимание и то, что ООО «<данные изъяты>» не предписывалось организовать водоотведение многоквартирного дома № 6 по ул. Р. Шаниной в г. Архангельске. Управляющей организации предписывалось устранить подтопление техподполья.
Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...» установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Следовательно, внутридомовая система водоснабжения и водоотведения, находящаяся в подвальном помещении дома, является общим имуществом дома.
Принадлежность наружных сетей канализации иной организации само по себе не относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении в отношении управляющей организации.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
В пункте 2 Минимального перечня указаны работы, выполняемые в зданиях с подвалами:
- проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения;
- проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями;
- контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.
ООО «ЖЭУ ЗАВ ремстрой» в силу заключенного с ним договора управления домом и требований закона обязана обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном жилом доме.
Существенное нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление подлежит отмене.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Ломоносовский районный суд г. Архангельска на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения процессуальных требований и вынести решение, отвечающее требованиям ст.ст. 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 и статьей 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу руководителя Государственной жилищной инспекции Архангельской области ФИО7 удовлетворить.
Решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 10 марта 2016 года отменить.
Дело возвратить в Ломоносовский районный суд г. Архангельска на новое рассмотрение.
Председатель М.Г. Аверин