УИД 10RS0001-01-2021-000789-31
Дело № 2-19/2022г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2022 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Некрасовой А.Н.,
с участием прокурора Сивула А.Ю.,
представителя ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» А.И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Беломорского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», муниципальному дошкольному образовательному учреждению Беломорского муниципального района «Цент развития ребенка – детский сад «Родничок» о понуждении к совершению определенных действий
установил:
Прокурор Беломорского района Республики Карелия обратился в суд с названным выше иском по следующим основаниям. Прокуратурой района по результатам проведения проверки исполнения законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних установлен факт не оснащения медицинского блока муниципального дошкольного образовательного учреждения Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» (далее – МДОУ БМР «ДС Родничок») необходимым медицинским оборудованием, предназначенным для оказания медицинской помощи воспитанникам указанной образовательной организации. По результатам проверки установлено, что в медицинском блоке МДОУ БМР «ДС Родничок» отсутствует необходимое медицинское оборудование, предусмотренное законодательством, а именно: плантограф – 1 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., шприцы одноразовые с иглами (комплект 100 штук) на 1 мл, 2 мл., 5 мл., 10мл., пипетки – 10 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) – 1 шт., носилки – 2 шт., травматологическая укладка – 1 комплект, зонды желудочные разных размеров – 4 шт., бикс большой – 2 шт., корцанг – 4 шт., персональный компьютер – 1 комплект., принтер – 1 комплект., сейф для хранения медикаментов – 1 шт. Ненадлежащее оснащение медицинского кабинета образовательной организации нарушает права воспитанников на охрану здоровья, может привести к возникновению ситуаций, создающих опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних может повлечь некачественное оказание им медицинской помощи, в том числе и в экстренной форме. В соответствии с п.п. 1.4, 1.5 Устава МДОУ БМР «ДС Родничок» учредителем учреждения является муниципальное образование «Беломорский муниципальный район», функции и полномочия учредителя осуществляет АМО «Беломорский муниципальный район». Администрация Беломорского муниципального района является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования. Просит обязать ответчика: в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оснащению медицинского кабинета МДОУ БМР «ДС Родничок» в соответствии с требованиями Приложения №3 к Порядку, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 №822н, отсутствующим вышеуказанным медицинским оборудованием, а также обязать МДОУ БМР «ДС Родничок» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и выполнить мероприятия по оснащению медицинского кабинета МДОУ БМР «ДС Родничок».
Протокольным определением суда от 14.12.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство здравоохранения Республики Карелия, Министерство образования и спорта Республики Карелия.
В судебном заседании прокурор Сивула А.Ю. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» А.И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, также дополнила, что что проверка проводилась в отсутствие медицинского работника. В случае удовлетворения исковых требований, просила об увеличении сроков его исполнения.
Представитель ответчика МДОУ Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Согласно принятой телефонограмме от 19.01.2022, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представители третьих лиц ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ», Министерства образования и спорта Республики Карелия в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Республики Карелия в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» А.И.С., исследовав письменные материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Как следует из материалов дела, на основании решения прокурора Беломорского района Республики Карелия от 09.11.2021 №128 прокуратурой Беломорского района Республики Карелия в период с 09.11.2021 по 30.11.2021 проведена проверка в МДОУ Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» по соблюдению требований Федерального закона от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Минздрава России от 05.11.2013 №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
В ходе проведенной проверки было установлено, что в медицинском блоке МДОУ БМР «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» отсутствуют предусмотренные стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, а именно: плантограф – 1 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., шприцы одноразовые с иглами (комплект 100 штук) на 1 мл, 2 мл., 5 мл., 10мл., пипетки – 10 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) – 1 шт., носилки – 2 шт., травматологическая укладка – 1 комплект, зонды желудочные разных размеров – 4 шт., бикс большой – 2 шт., корцанг – 4 шт., персональный компьютер – 1 комплект., принтер – 1 комплект., сейф для хранения медикаментов – 1 шт., что подтверждается актом проверки от 09.11.2021. При составлении акта участвовали заведующая МДОУ БМР «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» М.Е.А., заместитель заведующей МДОУ БМР «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» М.Т.Б., с актом ознакомлены, копию получили.
В соответствии с Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок, последнее является некоммерческой организацией (п.1.6 Устава Учреждения).
Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Беломорский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (п.п.1.4, 1.5 Устава Учреждения). Тип образовательного учреждения – дошкольное образовательное учреждение (п. 1.3 Устава Учреждения).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
В силу п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.п.2, 15 ч.3 ст.28 ФЗ №273-ФЗ).
В силу частей 1, 3 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
В соответствии с п.1, п.2 ч.4 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
На основании ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих творческий потенциал детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно - эпидемиологических требований.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 №822-н утвержден порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В соответствии с п. 4 Порядка организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно п. 7 указанного Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.
Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета (п. 8 Порядка).
Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (п. 9 Порядка).
В соответствии с п. 11 указанного Порядка установлено, что помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Порядку).
Поскольку в силу п.п 1.4, 1.5 Устава МДОУ Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» учредителем Учреждения является муниципальное образование «Беломорский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район»
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Положениями ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Муниципальное задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Тем самым публичные образования принимают на себя необходимые расходы по выполнению задания. Так, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Доводы ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» о том, что сверка наличия либо отсутствия в медицинском кабинете проводилась без присутствия медицинского работника, лицами, не имеющими медицинского образования и соответствующей квалификации, являются несостоятельными, поскольку отсутствующее медицинское оборудование фактически не было представлено при проверке.
Согласно сообщению ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» от 03.12.2021 №01-16/2570 указано, что медицинский кабинет МДОУ Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка - детский сад «Родничок, не является структурным подразделением ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ».
Согласно лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность по месту осуществления лицензируемого вида деятельности - <адрес>.
В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона №323-ФЗ медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
На основании изложенного, судом установлено, что проверка соблюдения требований исполнения законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, проведенная в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок», выявила факт не оснащения медицинского блока учреждения необходимым медицинским оборудованием, предназначенным для оказания медицинской помощи воспитанникам вышеуказанной образовательной организации, что может привести к возникновению ситуаций, создающих опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних.
Таким образом, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что заявленное прокурором требование основано на законе и подлежит удовлетворению, при этом, принимая во внимание, то что, на проведение мероприятий, направленных на организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся, необходимо определенное время, суд приходит к выводу об определении разумного срока на устранение вышеуказанных нарушений до 01.07.2022.
На основании п.п. 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий по оснащению медицинского кабинета муниципального дошкольного образовательного учреждения Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» отсутствующим медицинским оборудованием: плантограф – 1 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., шприцы одноразовые с иглами (комплект 100 штук) на 1 мл, 2 мл, 5 мл, 10 мл, пипетки – 10 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) – 1 шт., носилки – 2 шт., травматологическая укладка – 1 комплект, зонды желудочные разных размеров – 4 шт., бикс большой – 2 шт., корцанг – 4 шт., персональный компьютер – 1 шт., принтер – 1 шт., сейф для хранения медикаментов – 1 шт.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и выполнить мероприятия по оснащению медицинского кабинета муниципального дошкольного образовательного учреждения Беломорского муниципального района «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» отсутствующим медицинским оборудованием: плантограф – 1 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., шприцы одноразовые с иглами (комплект 100 штук) на 1 мл, 2 мл, 5 мл, 10 мл, пипетки – 10 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) – 1 шт., носилки – 2 шт., травматологическая укладка – 1 комплект, зонды желудочные разных размеров – 4 шт., бикс большой – 2 шт., корцанг – 4 шт., персональный компьютер – 1 шт., принтер – 1 шт., сейф для хранения медикаментов – 1 шт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено 28 января 2022 года.