Судья Степанова Е.А. Дело № 33-9220/2020(2-2066/2020)
25RS0029-01-2020-002651-379
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 ноября 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Завальной Т.Ю.,
судей Левицкой Ж.В., Бузьской Е.В.,
при секретаре Пауловой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о понуждении проведения ремонта здания хранилища,
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Левицкой Ж.В., возражения прокурора Шагжитарова А.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Военный прокурор Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковыми требованиями, указав, что проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве. В ходе проверки установлено, что по указанному адресу расположено здание хранилища (инв. №), используемое в интересах войсковой части №.
Согласно акту осмотра указанного здания от ДД.ММ.ГГГГ проведенного военной прокуратурой Уссурийского гарнизона с привлечением представителей воинской части № и ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО, в техническом состоянии указанного объекта выявлены следующие недостатки: разрушение разгрузочных платформ, горизонтальные и вертикальные трещины в стенах, разрушение стен нарушение технического состояния ворот, деформация ворот деформация водоотводящих устройств кровли, стен и фундамента разрушение фундамента и отсутствие бетонной отмостки разрушение шиферного покрытия, наличие протечек разрушение бетонного покрытия пола отсутствие дренажных систем требуется замена оконных блоков разрушение перекрытий.
По результатам проведенных комиссионных осмотров должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции и модернизации) указанного здания.
Результаты осмотра свидетельствуют о том, что здание хранилища ввиду длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта в настоящее время не отвечает требованиям статей 7-11 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Категория технического состояния строительной конструкции здания свидетельствует об исчерпании его несущей способности и опасности обрушения, что может повлечь гибель и травмирование людей, причинение реального ущерба Минобороны России.
В судебном заседании прокурор ФИО5 на исковых требованиях настаивал по указанным основаниям.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, по доверенности ФИО6 против требований не возражал, представил отзыв на иск.
Представителем Минобороны РФ направлено возражение на иск, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено решение, которым исковые требования военного прокурора Уссурийского гарнизона удовлетворены. На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ВВО возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища инв. № войсковой части №, расположенного по адресу: <адрес>, в рамках которого установить объемы работ по капитальному ремонту;
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Выделить необходимые лимиты денежных средств (провести финансирование) работ по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) здания хранилища инв. № войсковой части № расположенного по адресу: <адрес> согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
В поданной на решение суда апелляционной жалобе Минобороны России просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. В обоснование апелляционной жалобы указал, что надлежащим ответчиком по делу является ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, также суд первой инстанции не верно пришел у выводу о том что Министерство обороны Российской Федерации обязано выделять лимиты бюджетных средств на текущий и капитальный ремонт котельной.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, военный прокурор Уссурийского гарнизона просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Минобороны России – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции помощник военного прокурора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал, что решение суда является законным и обоснованным.
Остальные участники разбирательства, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, приходит к следующему выводу.
В силу статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ закреплена пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению Федеральным имуществом» Минобороны Российской Федерации является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 утверждено Положение о Минобороны России, в котором закреплены его полномочия.
Подпунктом 71 пункта 7 названного Положения Минобороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Минобороны России возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
В соответствии с частью 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, в силу приведенных положений закона обязанность по обеспечению текущего и капитального ремонтов здания продовольственного склада возложена на Минобороны России.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с уставом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и Положением о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Восточному военному округу) функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, расположенного в пределах Восточного военного округа, возложены на указанный филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2017 № 1168 недвижимое имущество, в том числе здание хранилища закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «ДТУИО» МО РФ.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в ходе проверки, проведенной военной прокуратурой установлено, что по адресу: <адрес>. расположено здание хранилища (инв. №), используемое в интересах войсковой части №.
Согласно акту осмотра указанного задания от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного военной прокуратурой Уссурийского гарнизона с привлечением представителей воинской части № и ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО в техническом состоянии указанного объекта выявлены следующие недостатки: разрушение разгрузочных платформ, горизонтальные и вертикальные трещины в стенах, разрушение стен нарушение технического состояния ворот, деформация ворот деформация водоотводящих устройств кровли, стен и фундамента разрушение фундамента и отсутствие бетонной отмостки разрушение шиферного покрытия, наличие протечек разрушение бетонного покрытия пола отсутствие дренажных систем требуется замена оконных блоков разрушение перекрытий.
По результатам проведенных комиссионных осмотров должностными лицами ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта (реконструкции и модернизации) указанного здания.
Капитальный ремонт объекта не проводился, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции установив необходимость проведения капитального ремонта здание хранилища (инв. №), расположенного по адресу: <адрес>, используемое в интересах войсковой части №, а также то, что в силу вышеприведенных положений закона Минобороны России несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению капитального ремонта объектов недвижимости, пришел к выводу о возложении обязанности на Минобороны России провести внеплановый (внеочередной) осмотр указанного здания в рамках которого определить объем работ по капитальному ремонту и обеспечить участие специализированных организаций, в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Судебная коллегия не усматривает оснований для признания ошибочными выводов суда первой инстанции о доказанности неисполнения ответчиками требований по содержанию собственником имущества, в том числе обязанности по проведению капитального ремонта спорного объекта недвижимости.
При этом судебная коллегия отмечает, что бездействие Минобороны России в течение продолжительного времени в вопросе капитального ремонта здания - хранилища (инв. №), приводит к существенному нарушению прав граждан, использующих указанный объект. Военный прокурор обратился в суд с данным иском в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц на безопасность при использовании принадлежащего ответчику имущества. Суд, признав требования военного прокурора о понуждении к исполнению ответчиком своих обязанностей как собственника законными и обоснованными, не подменяя собой компетенцию Минобороны России.
Ссылка в жалобе на установленный законом порядок организации и проведения капитального ремонта объектов военной инфраструктуры Минобороны России, не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения, поскольку возможность соблюдения данного порядка, включая установления состава и объема работ, определения действительного технического состояния зданий, предполагается в ходе исполнения судебного акта.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на Минобороны России обязанности по выделению лимитов денежных средств для проведения работ по капитальному ремонту вышеуказанного хранилища.
Понуждение ответчика к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание вооруженных сил, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей
Возложение на Минобороны России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по капитальному ремонту является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо.
Допущенные судом нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления в этой части и вынесение нового решения об отказе истцу в удовлетворении указанного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по выделению лимитов денежных средств для проведения работ по капитальному ремонту здания хранилища (инв. №), используемого в интересах войсковой части № адресу: <адрес>
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ответчика считать удовлетворенной частично.
Председательствующий
Судьи: