Судья Сасин В.С. УИД 38RS0036-01-2023-008769-49
Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-7085/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2024 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Алферьевской С.А., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Каттерфельд А.О.,
с участием прокурора Альбрехт О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-908/2024 по иску Федуловой В.Н. к Федулову Д.М. о признании отсутствующим и лишении права на социальные выплаты, назначенные по случаю гибели военнослужащего, пенсии по случаю потери кормильца, взыскании денежных средств, полученных в связи со смертью военнослужащего, судебных расходов
по апелляционной жалобе Федуловой В.Н.
на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 21 мая 2024 года,
УСТАНОВИЛА:
Федулова В.Н. обратилась в суд с иском, в обоснование заявленных требований указала, что ее сын (данные изъяты). Дата изъята погиб в связи с исполнением обязанностей военной службы. Брачные отношения между Федуловой В.Н. и Федуловым Д.М. прекращены с 2007 г., брак прекращен в Дата изъята г., то есть в период, когда их сыну - (данные изъяты) исполнилось (данные изъяты). (данные изъяты) проживал постоянно с матерью, ответчик с сыном не общался, родственные связи с ним не поддерживал, с ним не виделся, попыток общения с ним не предпринимал, о фактах жизни сына, его увлечениях не интересовался. Таким образом, Федулова В.Н. одна воспитала и вырастила защитником Отечества (данные изъяты)
С учетом уточнений, истец Федулова В.Н. просила признать отсутствующим у Федулова Д.М. права на:
- выплату причитающейся доли страховой суммы, установленной в соответствие с абзацем 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждении и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», в размере 1 565 864,78 руб.;
- выплату причитающейся доли единовременного пособия, установленного ч. 8 ст. 3 ФЗ № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в размере 2 348 767,17 руб.;
- выплату причитающейся доли единовременной выплаты, установленной подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» в размере 2 500 000 руб.;
- выплату причитающейся доли дополнительной материальной поддержки, последнему в соответствие с пунктом 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.07.2022 № 53-03 «О дополнительных мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей» в размере 500 000 руб.;
- ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную частью 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ;
- на пенсию по случаю потери кормильца в соответствие с частью 1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Взыскать с Федулова Д.М. в пользу Федуловой В.Н.:
- выплаченную ему в соответствие с пунктом 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 07.07.2022 № 53-03 «О дополнительных мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей» долю дополнительной материальной поддержки, в размере 500 000 руб.;
- выплаченную ему в соответствие с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» долю единовременной выплаты в размере 2 500 000 руб.;
- судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 50 000 руб.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 21.05.2024 исковые требования Федуловой В.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое решение по делу по мотиву нарушения норм материального, процессуального права. В обоснование доводов к отмене решения истец настаивает, что суд установил, и материалами дела подтверждено, что ответчик на протяжении четырех лет в сложный подростковый период фактически в воспитании сына не участвовал, не интересовался его судьбой, не принимал мер к его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал свое право на общение с ребенком, следовательно, у него отсутствует право на назначение социальных выплат, назначенных по случаю гибели военнослужащего, пенсии по случаю потери кормильца. Таким образом, у суда не имелось основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчика Кравченко Л.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились: ответчик Федулов Д.М., представители третьих лиц: ОГКУ Управления социальной защиты населения по г. Иркутску, военного комиссариата по Иркутской области, АО СОГАЗ. ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., выслушав объяснение истца Федуловой В.Н., ее представителя Чанчиковой В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, полагавших решение суда подлежащим отмене, представителя ответчика Федулова Д.М. - Кравченко Л.В., возражавшей на доводы жалобы, заключение прокурора Альбрехт О.А., полагавшей решение законным и не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд апелляционной инстанции установил, что родителями (данные изъяты)., Дата изъята г.р., являются Федулов Д.М. и Федулова В.Н., что подтверждается свидетельством о рождении VI-БА Номер изъят от Дата изъята .
Из свидетельства о расторжении брака II-CT Номер изъят от Дата изъята следует, что брак между Федуловым Д.М. и Федуловой В.Н. расторгнут Дата изъята .
Как следует из пояснений сторон, фактически после расторжения брака, истец и ответчик проживали совместно до октября 2009 г.
В соответствии со свидетельством о смерти III-CT Номер изъят от Дата изъята , справкой о смерти Номер изъят от Дата изъята , (данные изъяты). умер Дата изъята .
Согласно извещению от Дата изъята Номер изъят, (данные изъяты) выполняя боевое задание при проведении специальной военной операции, верный военной присяге, проявив стойкость и мужество, погиб Дата изъята . Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Федуловой В.В., суд оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в том числе сведения о взыскании с Федулова Д.М. алиментов на содержание несовершеннолетнего (данные изъяты)., фотоснимки, протокол осмотра доказательств от Дата изъята <адрес изъят>2, от Дата изъята <адрес изъят>1, переписки в социальных сетях, показания свидетелей (данные изъяты)., установил, что Федулов Д.М. совместно проживал с Федуловой В.Н. до октября 2009 г., то есть почти до (данные изъяты) возраста (данные изъяты) выплачивал алименты на содержание несовершеннолетнего (данные изъяты)., не снижая их размер после рождения ребенка в другом браке, проводил время вместе с сыном, отдыхал, посещал мероприятия, переписывался в социальных сетях, фактически сохранял общение с сыном до 2012 г., возобновил отношения в 2023 г., при этом (данные изъяты). считал Федулова Д.М. своим отцом, суд пришел к выводу, что Федулов Д.М. безусловно внес вклад в развитие своего сына как защитника Отечества, поскольку принимал участие в его жизни, воспитывал, развивал физически (учил плавать, кататься на сноуборде), совместно с ним проводил время отдыха, фактически семейные и родственные связи присутствовали, тяжело переживал потерю сына, между ними сохранялась эмоциональная связь, в связи с чем не усмотрел оснований для лишения Федулова Д.М. права на меры социальной поддержки как родителя при гибели военнослужащего.
При этом суд исходил из того, что, несмотря на факт прекращения общения Федулова Д.М. и (данные изъяты). в период с 2013 по 2022 гг., оснований полагать, что Федулов Д.М. ненадлежащим образом выполнял обязанности по воспитанию (данные изъяты)., не имеется. Из представленных доказательств следует, что фактически до 16-летнего возраста (данные изъяты) ответчик сохранял с ним общение. Факт отсутствия воспитания (данные изъяты). со стороны Федулова Д.М. на протяжении двух лет до совершеннолетия (данные изъяты) не может являться безусловным основанием для лишения ответчика права на специальные выплаты в связи со смертью своего сына. Отсутствие общения между (данные изъяты) и Федуловым Д.М. с момента совершеннолетия (данные изъяты). и до 2023 г. правового значения не имеет, поскольку фактически родственная связь между указанными лицами сохранялась, о чем свидетельствует возобновление переписки.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда сделаны в строгом соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, суд не допустил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ, к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе, военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ).
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Федеральным законом от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих – единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб. (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 (в редакции, действующей на день гибели военнослужащего (данные изъяты) – Дата изъята ) в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 руб. в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Получение единовременных выплат, установленных данным указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что – в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 №17-П, от 20.10.2010 №18-П, от 17.05.2011 №8-П, от 19.05.2014 №15-П, от 17.07.2014 №22-П, от 19.07.2016 №16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе, по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации») и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 – 10 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества – защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 №22-П, от 19.07.2016 №16-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат – компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ, подпункте «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 №98, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 №44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав – утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Исходя из приведенных правовых положений, позиций Конституционного и Верховного судов РФ, в данном случае, при рассмотрении дела юридически значимыми обстоятельствами является надлежащее воспитание военнослужащего как защитника Отчества, его содержание до совершеннолетия, вклад в развитие ребенка, эмоциональная связь между родителями, а также наличие родственных связей между родителем и военнослужащим.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что отец не принимал участия в воспитании сына, основаны на ином неверном толковании вышеприведенных норм материального права, подлежат отклонению, поскольку суд достоверно установил, что в юридически значимый для разрешения настоящего спора период - до совершеннолетия (данные изъяты)Д. – ответчик принимал участие в воспитании сына, общался с ним, выплачивал алименты на его содержание, сохранял родственную связь как отец - сын.
Суд верно сделал вывод, что сам по себе факт не указания Федулова Д.М. в личном деле военнослужащего, нахождение в реабилитационном центре, а также выдача доверенности на имя Федуловой В.Н., свидетельствуют об отсутствии общения между ответчиком и сыном в совершеннолетнем возрасте, до момента возобновления общения в 2023 г.
Все доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом судебной проверки, обоснованно признаны несостоятельными, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают установленных обстоятельств, правильность выводов суда и законность принятого решения, основанных на исследованных судом допустимых доказательствах и правильном применении норм права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 21 мая 2024 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А. Герман
Судьи С.А. Алферьевская
Н.А. Сальникова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.09.2024.