Решение по делу № 33-12949/2023 от 11.07.2023

Судья Зыбунова Е.В                                      УИД 16RS0046-01-2023-000767-19

дело № 2-2118/2023

№ 13- 12949/2023

учет № 171 г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2023 года                                                                          город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Соловьевой Э.Д.,

судей Камалова Р.И., Сахапова Ю.З.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овечкиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахапова Ю.З. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Вахитовского районного суда города Казани от 18 мая 2023 года, которым постановлено:

иск удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования города Казани в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казани за счет казны муниципального образования города Казани ИНН 1655065554, ОГРН 1051622218559 в пользу Хворова Д.В., <данные изъяты>, в счет компенсации морального вреда 30 000 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Хворов Д.В. (истец) обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (исполком, ответчик) о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что в производстве Вахитовского районного суда г. Казани находится гражданское дело № 2-12164/2022 по его иску к исполкому об обязании провести страховочные противоаварийные мероприятия, необходимые для безопасной эксплуатации надземных пешеходных переходов по ул. Карбышева и по ул. Комарова г. Казани.

Хворов Д.В. является инвалидом с детства, он инвалид 1 группы.

21.12.2022 Хворов Д.В. решил воспользоваться вышеуказанными пешеходными переходами. Эти объекты дорожной инфраструктуры оказались трудно доступными для обычных граждан из-за большого количества льда, в переходах отсутствуют пандусы, необходимые поручни.

Хворов Д.В. просил взыскать с исполкома компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Лица, участвующие в деле, на рассмотрение дела в суд первой инстанции не явились.

Суд принял решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе исполком просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что причинение морального вреда не доказано и сумма морального вреда не обоснована. Утверждение истцом о противоправности бездействия исполкома о том, что истцу были причинены нравственные страдания (переживания), является несостоятельным, поскольку доказательств, достоверно свидетельствующих об этом, а также доказательств причинно-следственной связи между бездействием исполкома и нравственными страданиями истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Представитель истца в суде апелляционной инстанции не согласился с апелляционной жалобой, просил решение оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании апелляционной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1 статьи 113 ГПК РФ, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы до начала судебного заседания не представили.

Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из материалов дела следует, что Хворов Д.В. является инвалидом с детства, что подтверждается справкой <данные изъяты> ....

Истец в обосновании иска указал, что 21.12.2022 решил воспользоваться надземными пешеходными переходами по ул. Карбышева и ул. Комарова г. Казани, однако объекты дорожной инфраструктуры оказались трудно доступными для обычных граждан из-за большого количества льда, переходы были недоступны для маломобильных групп населения, на них отсутствуют пандусы, необходимые поручни.

В соответствии с частью 1 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 17.02.2020 решение Вахитовского районного суда города Казани от 06.07.2018 по делу № 2а-5570/2018 отменено и принято новое решение, которым иск Никишина Ю.А. о возложении на исполком обязанности обеспечения доступность для инвалидов объектов инфраструктуры - надземных пешеходных переходов на остановках «ул. Комарова» и «ул. Карбышева», расположенных по ул. Танковая г. Казани, удовлетворен.

Из судебного акта следует, что надземные пешеходные переходы на остановках «ул. Комарова» и «ул. Карбышева», расположенные по ул. Танковая города Казани, введены в эксплуатацию в 1982 году. Данные переходы конструктивно не оборудованы приспособлениями для передвижения маломобильных групп населения.

Постановлением судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по РТ возбуждено исполнительное производство от 03.06.2020 № 26612/20/16001 -ИП.

Из материалов дела следует, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан утвержден перечень объектов г. Казани на проектно-изыскательные работы, реконструкции в 2022 году. Объекты «Реконструкция надземного пешеходного перехода по ул. Комарова и ул. Карбышева» вошли в указанный перечень объектов.

В установленном порядке заказчиком заключен государственный контракт с подрядчиком на проектно-изыскательные работы «Реконструкция надземного пешеходного перехода по ул. Комарова и ул. Карбышева».

Содержание искусственных сооружений г. Казани (мосты, путепроводы, транспортные развязки, пешеходные подземные и надземные пешеходы) на 2022 год был заключен муниципальный контракт с МУП «Городские мосты» от 14.12.2021 № 2021.0849. Пешеходные надземные мосты по ул. Комарова, ул. Карбышева указаны в приложении № 5 к муниципальному Контракту под № 123 и № 124.

Согласно техническому заданию на выполнение работ по содержанию искусственных сооружений г. Казани (Приложение № 4 к муниципальному контракту) следует, что к содержанию пешеходных надземных и подземных переходов относится: очистка подземных и надземных переходов; очистка от объявлений, несанкционированной рекламы, надписей элементов конструкции подземных и надземных переходов; мойка стен, лестниц, перил, напольных и оконных покрытий, стеклянных куполов, поликарбонатных покрытий надземных и подземных переходов; поправка перед входами в переходы урн и их опорожнение; сбор и вывоз случайного мусора; содержание насосных станций и насосов, электрощитовых, питающего кабеля согласно акту разграничения; своевременная замена ламп и проводки в переходах (расходный материал за счет Подрядчика). вывоз снега с открытых подземных переходов в зимнее время года: очистка 5-ти метровой территории у входов и выходов с подземных и надземных пешеходов; сброс снега с поликарбонатных покрытии надземных и подземных переходов: очистка моментов обустройства искусственных сооружений от снега (перильные ограждения, криволинейный брус, железобетонные отбойники); содержание питающего электрического кабеля искусственных сооружений согласно акту разграничения: ремонт и установка отсутствующих металлических ограждений и перил: демонтаж и замена отвалившихся облицовочных пли и переходов; штукатурка стен; замена разбитого остекления и покрытий из сотового поликарбоната; ремонт деформационных швов; покраска переходов; восстановление разрушенных плит напольных покрытий; восстановление разрушенных лестничных маршей.

24.01.2023 между МКУ «Комитет внешнего благоустройства ИК МО г. Казани» и МУП г. Казани «Городские мосты» заключен муниципальный контракт № 2023.1248.

Согласно описанию объекта закупки на выполнение работ по содержанию искусственных сооружений и подъемных платформ г. Казани в 2023 году (Приложение №1 к муниципальному контракту) следует, что к содержание пешеходных надземных и подземных переходов относится, в том числе: ремонт и установка отсутствующих металлических ограждений и перил; демонтаж и замена отвалившихся облицовочных плит переходов; штукатурка стен; замена разбитого остекления и покрытий из сотового поликарбоната; ремонт деформационных швов; покраска переходов; восстановление разрушенных плит напольных покрытий; восстановление разрушенных лестничных маршей.

Для передвижения по спорным надземным пешеходным переходам на остановках «ул. Комарова» и «ул. Карбышева» города Казани для маломобильных групп населения не созданы надлежащие условия, что лишает инвалидов-колясочников, а также инвалидов с иными ограничениями жизнедеятельности возможности для полноценной жизнедеятельности и нарушает их конституционные права, поэтому суд частично удовлетворил заявленные требования в сумме 30 000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы отклоняет, исходя из следующего.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии с положениями части 1 части 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее- Закон), Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

Требования при разработке проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, закреплены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012, Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001), утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605 и введенных в действие с 1 января 2013 года.

В силу статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной, социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включен в пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В силу абзаца 4 пункта 1 перечня Объектов, относящихся к муниципальной собственности, утвержденного в качестве Приложения №3 Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Таким образом, спорные надземные пешеходные переходы как объекты инженерной инфраструктуры города относятся к муниципальной собственности.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в результате нарушения ответчиком требований изложенных выше норм материального права в части отсутствия надлежащих условий для передвижения по спорным надземным пешеходным переходам на остановках «ул. Комарова» и «ул. Карбышева» города Казани для маломобильных групп населения, что лишает инвалидов-колясочников, а также инвалидов с иными ограничениями жизнедеятельности возможности для полноценной жизнедеятельности и нарушает их конституционные права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании компенсации морального вреда.

Как неоднократно указывал исполком в возражениях на исковое заявление, им принимаются исчерпывающие меры для исполнения решения суда по делу по делу № 2а-5570/2018. Проектно-изыскательные работы согласно письму ГКУ «Главтатдортранс» от 22.12.2022 продолжаются до настоящего времени и будут завершены в 2023 году. Следовательно, поскольку передвижения по спорным надземным пешеходным переходам на остановках «ул. Комарова» и «ул. Карбышева» города Казани для маломобильных групп населения не созданы надлежащие условия, что лишает инвалидов-колясочников, а также инвалидов с иными ограничениями жизнедеятельности возможности для полноценной жизнедеятельности и нарушает их конституционные права.

При разрешении требования о компенсации морального вреда суд верно руководствовался положениями статей 151, 1101 ГК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не подтвержден факт причинения физических или нравственных страданий, об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) должностных лиц и причиненными заявителю страданиями, судебная коллегия находит необоснованными и несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, которые опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется.

Как указано в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина. Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

В соответствии с пунктом 14 постановления под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Истец же, будучи инвалидом с детства, являясь инвалидом 1 группы, ограничен в передвижении, передвигается с помощью постороннего лица на инвалидной коляске, самостоятельно, без помощи других не может передвигаться, подниматься и опускаться по лестнице, отсутствие надлежащих условий ограничивает его жизнедеятельность и возможность полноценной жизни, что, в свою очередь, нарушает его конституционные права, следовательно, наносит нравственные и физические страдания.

Согласно пункту 22 постановления моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем, при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Несогласие ответчика с произведенной судом оценкой доказательств поводом для апелляционного вмешательства не является, поскольку на основании ч. 4 ст. 67 ГПК РФ результаты оценки доказательств суд в полном объеме отразил в решении и привел мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционной жалобе ответчик, судебная коллегия не усматривает.

В остальной части решение не обжалуется.

Дело рассмотрено судом с соблюдением требований закона, нарушений процессуального закона не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

    Руководствуясь статьями 199, 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 18 мая 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Хворова Д.В. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 сентября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-12949/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Хворов Денис Владиславович
Ответчики
МО г.Казани в лице ИК МО г.Казани
Другие
Сычев Сергей Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
11.07.2023Передача дела судье
31.08.2023Судебное заседание
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023Передано в экспедицию
31.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее