Решение по делу № 2а-3492/2018 от 22.12.2017

Дело № 2а-3492/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи: Симагина А.С.,

при ведении протокола секретарем: Алеевой З.А.,

с участием: административного истца Крюкова А.В., представителя административного ответчика Ситдиковой Е.Р., представителя заинтересованных лиц ФСБ России и УФСБ России по Нижегородской области Крестовцева М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крюкова А. В. к ГУ МВД России по Нижегородской области о признании незаконным и отмене заключения об отсутствии гражданства Российской Федерации и признании паспорта гражданина Российской Федерации выданным с нарушением установленного порядка,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Крюков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Нижегородской области о признании незаконным и отмене заключения об отсутствии гражданства Российской Федерации и признании паспорта гражданина Российской Федерации выданным с нарушением установленного порядка. В обоснование заявленных требований Крюков А.В. указал, что он является гражданином Российской Федерации. Заключением ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] принято решение об установлении того, что Крюков А.В. не является гражданином Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации [ № ], выданный Крюкову А.В. [ 00.00.0000 ] УВД Ленинского района г. Нижнего Новгорода, признан выданным с нарушением установленного порядка. Указанное решение, по мнению заявителя, является незаконным. Крюков А.В. родился в г. Сарыагач Чимкентской области Казахской ССР. Родители Крюкова А.В. являлись гражданами России, поскольку его отец являлся военнослужащим и семья проживала в расположении войсковой части [ № ] ФАПСИ Российской Федерации, которая, несмотря на то, что дислоцировалась на территории Казахстана, всегда находилась под юрисдикцией Российской Федерации. На момент паспортизации Крюков А.В. являлся гражданином Российской Федерации (РСФСР) по праву рождения, поскольку его родители являлись гражданами Российской Федерации, гражданства другого государства Крюков А.В. не приобретал. На этом основании Крюков А.В. просил суд признать незаконным и отменить заключение ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] о признании Крюкова А.В. не являющимся гражданином Российской Федерации и признания паспорта Крюкова А.В. выданным с нарушением установленного порядка.

Административный ответчик ГУ МВД России по Нижегородской области, в структуру которого входит управление по вопросам миграции, возражало против удовлетворения заявленных требований, указывая на соответствие оспариваемого решения требованиям закона.

Заинтересованное лицо Отдел МВД России по Кстовскому району Нижегородской области не выразило своей правовой позиции по заявленным требованиям.

Заинтересованное лицо ФСБ России и УФСБ России по Нижегородской области не возражало против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании административный истец Крюков А.В. поддержал заявленные требования, указывая, что он является гражданином Российской Федерации и не имеет гражданства (подданства) другого государства.

В судебном заседании представитель административного ответчика Ситдикова Е.Р. возражала против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц Крестовцев М.В. полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела считаются надлежащим образом извещенными, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, в связи с чем, суд на основании ст.150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа территориального органа исполнительной власти в сфере миграции подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, Крюков А.В., уроженец г. Сарыагач Чимкентской области Казахской ССР, [ 00.00.0000 ] года рождения, был документирован паспортом гражданина Российской Федерации [ № ], выданным [ 00.00.0000 ] УВД Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

Впоследствии заключением ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] было установлено, что Крюков А.В. не является гражданином Российской Федерации, и принято решение о признании паспорта гражданина Российской Федерации [ № ], выданного Крюкову А.В. [ 00.00.0000 ] УВД Ленинского района г. Нижнего Новгорода, выданным в нарушение установленного порядка, с чем выражено несогласие в предъявленном административном исковом заявлении.

В соответствии со ст.6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Вопросы гражданства образовавшегося после распада СССР независимого государства – Российской Федерации были урегулированы Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», действовавшим в период с 06 февраля 1992 года по 01 июля 2002 года.

В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РСФСР по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Под территорией РСФСР в данном случае понимается территория РСФСР по состоянию на дату их рождения.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 года №5206/1 положения ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» о признании российского гражданства распространены на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.

Согласно пп.«г» ст.18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянии на 01 сентября 1991 года, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В целях реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 09 декабря 1992 года №950 «О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации», которым к временным документам, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, были отнесены вкладыши к паспорту гражданина СССР.

В силу п.3 указанного Постановления Порядок оформления и выдачи паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством безопасности Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

В развитие указанных положений Министерством внутренних дел Российской Федерации был принят приказ от 05 мая 1993 года №210 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09 декабря 1992 года №950», которым также была утверждена Инструкция о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Указанная Инструкция определяла порядок оформления и выдачи паспортов и вкладышей к паспорту гражданина СССР, свидетельству о рождении и удостоверению личности (военному билету) военнослужащего, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

В соответствии с п.1.2, 1.3, 3.3 и 3.4 Инструкции паспорта и вкладыши на территории Российской Федерации выдаются соответствующими органами внутренних дел лицам, принадлежность которых к гражданству Российской Федерации установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Военнослужащим (офицерам, прапорщикам, мичманам, лицам, проходящим военную службу по контракту) Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных войск Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации (ФУЖВ при МПС России), органов и воинских частей Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), находящихся на территории других государств, гражданскому персоналу этих воинских формирований и членам их семей, являющимся гражданами Российской Федерации, вкладыши к имеющимся у них удостоверениям личности, паспортам гражданина СССР и свидетельствам о рождении выдаются соответствующими воинскими частями. Для получения вкладышей гражданами Российской Федерации представляются паспорт гражданина СССР или свидетельство о рождении либо удостоверение личности (военный билет) военнослужащего, а также иные документы, определяющие принадлежность данного лица к гражданству Российской Федерации, предусмотренные Перечнем (Приложение 1 к Инструкции). Поступившие документы рассматриваются начальником паспортно-визовой службы или его заместителем, лицом, уполномоченным на то командиром воинской части, которые принимают решения о выдаче гражданам вкладышей.

Из приведенных положений следует, что вкладыши к имеющимся удостоверениям личности, паспортам гражданина СССР и свидетельствам о рождении выдавались лицам, принадлежность которых к гражданству Российской Федерации была установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Судом установлено, что Крюков А.В. родился [ 00.00.0000 ] в г. Сарыагач Южно-Казахстанской (Чимкентской) области СССР в семье военнослужащего Крюкова В.А. (национальность – русский, являющегося в настоящее время пенсионером ФСБ России) и Крюковой Т.Н. (национальность – русская).

В период рождения отец Крюкова А.В.Крюков В.А. проходил службу и проживал на территории закрытого городка войсковой части [ № ] Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, временно дислоцирующей на территории Республики Казахстан.

Согласно справке командира войсковой части [ № ] от [ 00.00.0000 ] [ № ] Крюков А.В. в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] проходил военную службу в войсковой части [ № ], дислоцировавшейся в г. Сарыагаче Южно-Казахстанской области Республики Казахстан, находившейся под юрисдикцией Российской Федерации, а также проживал на территории закрытого военного городска войсковой части [ № ]. [ 00.00.0000 ] Крюков А.В. принял присягу военнослужащего Российской Федерации при войсковой части [ № ]. [ 00.00.0000 ] войсковой частью [ № ] ему был выдан вкладыш (как члену семьи военнослужащего), свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации, [ № ] (по ст.18 Закона РСФСР от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве РСФСР»). Учитывая значительную удаленность части от Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан, работа по выдаче военнослужащим части и членам их семей документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации, осуществлялась во взаимодействии с Посольством Российской Федерации в Республике Узбекистан в соответствии с приказом МВД России от 05 мая 1993 года №210 и п.1.3 Инструкции о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

В справке от [ 00.00.0000 ] командир войсковой части [ № ] подтвердил факт проживания Крюкова А.В. на территории войсковой части [ № ] с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] (со дня рождения и по день вывода воинской части из Республики Казахстан к новому месту дислокации в г. Зеленоградск Калининградской области).

Как следует из справки консульского отдела Посольства России в Узбекистане от [ 00.00.0000 ] [ № ] Крюков А.В. в [ 00.00.0000 ] году зарегистрировал приобретение гражданства Российской Федерации в консульском отделе Посольства России в Узбекистане на основании ст.18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации».

Как следует из справки Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан от [ 00.00.0000 ] [ № ] в АИС «Загранпаспорт РКЗУ» Крюков А.В. ранее документировался общегражданским заграничным паспортом Российской Федерации [ № ] от [ 00.00.0000 ] .

Приведенные обстоятельства очевидно свидетельствуют о том, что Крюков А.В. как член семьи военнослужащего – гражданина РСФСР, родившийся на территории войсковой части, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации (РСФСР), по праву рождения приобрел гражданство Российской Федерации и к моменту распада СССР и достижения совершеннолетнего возраста в течении 3 лет применительно к требованиям ст.18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», по сути, подтвердил принадлежность к гражданству Российской Федерации получив соответствующий вкладыш.

Доказательств приобретения Крюковым А.В. гражданства иного государства либо утраты гражданства Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению со стороны административного ответчика представлено не было, наличие указанных обстоятельств со стороны Крюкова А.В. категорично отрицалось.

Последующее проживание Крюкова А.В., приобретшего в установленном порядке гражданство Российской Федерации, после окончания прохождения военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации на территории другого государства до переезда на постоянное место жительство в страну его гражданской принадлежности, не повлекло прекращение его гражданства, поскольку в силу ст.4 Закона Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О гражданстве Российской Федерации» проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства.

Таким образом, при проведении ГУ МВД России по Нижегородской области соответствующей проверки обстоятельства приобретения Крюковым А.В. гражданства Российской Федерации были исследованы не полно и не всесторонне, с нарушением норм материального права, что привело территориальный орган в сфере внутренних дел к ошибочным выводам об отсутствии у Крюкова А.В. гражданства Российской Федерации и наличии правовых оснований для признания паспорта выданным с нарушением установленного порядка.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах суд находит возможным принять решение о признании незаконным и отмене заключения ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] в части установления того, что Крюков А.В., [ 00.00.0000 ] года рождения, уроженец г. Сарыагач Чимкентской области Казахской ССР, не является гражданином Российской Федерации, и в части признания паспорта гражданина Российской Федерации [ № ], выданного Крюкову А.В. [ 00.00.0000 ] УВД Ленинского района г. Нижнего Новгорода, выданным в нарушение установленного порядка, что обеспечивает восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца – гражданина Российской Федерации.

В соответствии с ч.1, 5, 7-8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поскольку оспариваемое решение основано на реализации органом в сфере миграции властных полномочий по отношению к заявителю, к сложившимся правоотношениям подлежат применению положения ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу данной нормы закона течение процессуального срока на оспаривание в суде решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправлении и их должностных лиц, начинается со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и свобод, а не с момента возникновения тех или иных прав или их нарушения. В случае соблюдения заявителем срока, исчисленного с указанного дня, его права и свободы подлежат восстановлению в полном объеме независимо от длительности периода нарушения прав и времени, прошедшего с момента такого нарушения.

Принимая во внимание недоказанность обстоятельств своевременного вручения заявителю, не имеющему высшего юридического образования, оспариваемого решения, а также учитывая факт его получения только в ноябре 2017 года, и надлежащей реализации права на обращение в суд [ 00.00.0000 ] , Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород не находит оснований для применения к спорным правоотношениям правовых последствий, установленных ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истечения процессуального срока, который подлежит восстановлению как пропущенный по уважительной причине.

Иное истолкование закона приводило бы к неоправданному ограничению права заявителя на возможность рассмотрения его заявления по существу, не ограничиваясь формальным исследованием вопроса о соблюдении срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Крюкова А. В. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить заключение ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] в части установления того, что Крюков А. В., [ 00.00.0000 ] года рождения, уроженец г. Сарыагач Чимкентской области Казахской ССР, не является гражданином Российской Федерации, и в части признания паспорта гражданина Российской Федерации [ № ], выданного Крюкову А. В. [ 00.00.0000 ] УВД Ленинского района г. Нижнего Новгорода, выданным в нарушение установленного порядка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.С. Симагин

2а-3492/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Крюков А.В.
Ответчики
ГУ МВД России по Нижегородской области
Другие
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Управление ФСБ России по Нижегородской области
Отдел МВД России по Кстовскому району Нижегородской области
Суд
Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород
Дело на странице суда
nizegorodsky.nnov.sudrf.ru
22.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
25.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
17.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2018[Адм.] Судебное заседание
05.03.2018[Адм.] Судебное заседание
03.04.2018[Адм.] Судебное заседание
03.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее