Судья Салпагаров У.Н. Дело № 33-105/2024
УИД09RS0005-01-2022-001170-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Черкесск 17 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Лайпанова А.И.,
судей Коркмазовой Л.А., Сыч О.А.,
при секретаре судебного заседания Хабовой М.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Эркеновой С.Р. – Текеева С.И. на решение Малокарачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2022 года по гражданскому делу №2-876/2022 по исковому заявлению Эркеновой С.Р. к администрации Малокарачаевского муниципального района о признании действий по изменению очередности незаконными, восстановлении в очереди, признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, об обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Коркмазовой Л.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Эркенова С.Р. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила суд признать действие администрации Малокарачаевского муниципального района по изменению очередности ее семьи в списке участников программы с места №61 на место №75 незаконным; восстановить ее семью в очередности согласно списку участников программы «Помощь молодым семьям»; признать бездействие администрации Малокарачаевского муниципального района, выразившееся в невыдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, незаконным; обязать администрацию Малокарачаевского муниципального района в соответствии с очередностью выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты. В судебном заседании истцовая сторона отказалась от требований в части признания действий администрации Малокарачаевского муниципального района по изменению очередности ее семьи в списке участников программы с места №61 на место №75 незаконным и восстановлении ее семьи в очередности согласно списку участников программы «Помощь молодым семьям». В обоснование исковых требований указано, что семья истца является участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей». По состоянию на 25 ноября 2021 года семья состояла в списке участников программы по №61. Вместе с тем, на 22 апреля 2022 года семья состояла в списке под №71. Также указано, что бюджетом КЧР на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы предусмотрено 175 376 800 руб., в связи с чем ответчик имеет возможность выдать семье истца свидетельство о праве на получение социальной выплаты. Полагая изменение очередности в списке с №61 на №75, а также факт невыдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты незаконным и нарушающим права ее семьи, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Малокарачаевского районного суда КЧР от 16 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований о признании бездействия администрации Малокарачаевского муниципального района, выразившегося в невыдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, незаконным и обязании администрации Малокарачаевского муниципального района в соответствии с очередностью выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты отказано.
Определением Малокарачаевского районного суда КЧР от 03 октября 2023 года принят отказ от исковых требований о признании действия администрации Малокарачаевского муниципального района по изменению очередности семьи Эркеновой С.Р. в списке участников программы с места №61 на место №75 незаконным и восстановлении ее семьи в очередности согласно списку участников программы «Помощь молодым семьям», производство по делу в части указанных требований прекращено.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель истца просит отменить решение Малокарачаевского районного суда КЧР от 16 декабря 2022 года. В обоснование указывает, что суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права. Ссылается на то, что в ходе рассмотрения дела ответчик не имел возражений против выдачи сертификата на строительство или приобретение жилья семье истца в порядке очерёдности, между тем представитель администрации Малокарачаевского района КЧР пояснил, что финансирование и выдача сертификата производятся Министерством туризма, курортов и молодёжной политики КЧР. С 2017 года полномочия по реализации программы помощи молодым семьям были переданы в КЧРКП «Дирекция капитального строительства» на основании соглашения №01 от 25 мая 2017 года. С 2020 года на основании соглашения от 20 ноября 2019 года «О расторжении Соглашения №1 от 25 мая 2017 года» реализацией подпрограммы занимается администрация Малокарачаевского муниципального района КЧР. По программе «Обеспечение жильём молодых семей» в период с 2020 года по 2022 год по Малокарачаевскому муниципальному району КЧР финансирование не производилось. Кроме того, полагает, что бездействие по выдаче сертификата на получение социальной выплаты является следствием бездействия Министерства туризма, курортов и молодёжной политики КЧР по предоставлению и финансированию сертификата. 11 октября 2023 года супругу истца Эркеновой С.Р. исполнится 36 лет, в связи с чем их семья будет исключена из списка участников программы. Семьей истца правила участия в программе не нарушались и в случае исполнения обязанностей Министерством туризма, курортов и молодёжной политики КЧР, КЧРКП «Дирекция капитального строительства», а в последующем и администрацией Малокарачаевского района КЧР, семья истца получила бы сертификат в порядке очерёдности.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии с ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что настоящее гражданское дело рассмотрено судом первой инстанции без привлечения к участию в деле качестве соответчиков Министерства по делам молодежи КЧР и КЧРКП «Дирекция капитального строительства», о чем также заявлено в апелляционной жалобе.
В связи с изложенным, в соответствии с п.4 ч.4, ч.5 ст.330 ГПК РФ судебная коллегия на основании определения от 27 декабря 2023 года перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и к участию в деле в качестве соответчиков привлекла Министерство по делам молодежи КЧР и КЧРКП «Дирекция капитального строительства».
Согласно п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, были надлежаще извещены о времени и месте его проведения.
Судебная коллегия, учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, на основании ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
До 01.04.2019 на территории КЧР действовало и подлежало применению постановление Правительства КЧР от 20.12.2016 №338 «О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 №364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы» (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР.
С 01.04.2019 на территории КЧР действовало и подлежало применению постановление Правительства КЧР от 31.01.2019 №34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.
В соответствии с Указом Главы КЧР от 11.10.2021 №38 «Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» полномочия Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР в сфере молодежной политики, в том числе реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей перешли к Министерству по делам молодежи КЧР.
С 2017 года обязанности по выполнению части организационных мероприятий, в том числе ежегодному формированию списка молодых семей-участников подпрограммы исполняло КЧРКП «Дирекция капитального строительства» на основании соглашения №01 от 25 мая 2017 года.
С 2020 года на основании соглашения от 20 ноября 2019 года «О расторжении Соглашения №1 от 25 мая 2017 года» обязанность по формированию списка молодых семей-участников подпрограммы исполняет администрация Малокарачаевского муниципального района КЧР.
В соответствии с п.24 Правил, являющихся приложением №1 к упомянутой выше программе, орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п.25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.
В соответствии с п.27 Правил только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.28 Правил).
Судом установлено и следует из материалов дела, что семья Эркеновой С.Б. стала участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 04.05.2016 с составом семьи из 4-х человек.
В 2017 году семья истца состояла в списке под порядковым номером 523, в 2018 году – 477, в 2019 году – 471.
В 2018 году в семье родился третий ребенок. В 2020 году в администрацию Малокарачаевского муниципального района было предоставлено свидетельство о рождении третьего ребёнка и справка о составе семьи. В связи с тем, что семья истца стала многодетной, порядковый номер изменился на 133.
В связи с исключением семей-возрастников в 2021 году порядковый номер изменился на 63.
В 2022 году, также в связи с исключением семей-возрастников, семья Эркеновой С.Р. состояла в списке под номером 56.
Истец, полагая, что бездействием ответчиков нарушаются права ее семьи на получение субсидии по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь приведенными выше нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, проанализировав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Эркеновой С.Р.
Так, списки молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств.
Реализация права на получение социальной выплаты в соответствующем году зависит от объема финансирования и количества участников подпрограммы, включенных в список.
По подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» в период с 2020 года по 2022 год по Малокарачаевскому муниципальному району финансирование не производилось.
Судебной коллегией, нарушений порядка очередности семьи истца на получение социальной выплаты и обязанностей по финансированию реализации подпрограммы со стороны ответчиков, не установлено.
Также стороной истца не представлено доказательств того, что в результате действий органа местного самоуправления семья была исключена из списка и ей отказано в социальной выплате, как и доказательств получения сертификатов и социальных выплат другими участниками подпрограммы с нарушением очередности, минуя семью истца.
При этом, судебная коллегия отмечает, что факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, реализация которого, как было указано выше, зависит от объема финансирования и количества участников подпрограммы, включенных в список.
Ссылки в жалобе на то, что бюджетом КЧР за период с 2017 года по 2023 год предусмотрены субсидии на предоставление молодым семьям социальных выплат, о нарушении прав истца также не свидетельствуют, поскольку выплаты осуществляются в соответствии с очередностью согласно сводному списку.
Также не свидетельствует о нарушении права семьи Эркеновой С.Р. на социальную выплату и тот факт, что ее супругу <дата> исполнилось 36 лет, в связи с чем семья подлежит исключению из списка участников программы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда по основаниям, предусмотренным п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Малокарачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Эркеновой С.Р. к администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, об обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты – отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи: