Дело № 2-578/2024
УИД 02RS0008-01-2024-001205-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2024 года с. Усть-Кокса
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Гороховой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанцевой ФИО7 к ПАО «Россети Сибирь» о взыскании суммы убытков, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Казанцева В.В. обратилась в суд с иском к ПАО «Россети Сибирь» о взыскании суммы убытков в размере 161 931 рубль 94 копейки, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 6 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что между Казанцевой В.В. и ПАО «Россети Сибирь» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на технологическое присоединение №.№, по условиям которого ПАО «Россети Сибирь» обязалось осуществить технологическое присоединение электроустановки по адресу: <адрес>-1, <адрес>В, кадастровый номер земельного участка №. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора и истёк ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 10 технических условий сетевая организация обязалась: построить ЛЭП-0,4 кВ от ВЛ-0,4 кВ ф.1 от ТП-30-10-43 до границы, установленной правоустанавливающими документами заявителя, определить проектом необходимость установки укоса на отпаечной опоре ЛЭП-0,4 кВ; выполнить монтаж комплекса коммерческого учета электрической энергии. Ответчик не выполнил возложенных на него мероприятий по технологическому присоединению электроустановки истца. Железнодорожным районным судом г. Красноярска по делу № вынесено решение об удовлетворении исковых требований. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с претензией, которая оставлена без внимания. Отсутствие электроэнергии осложняет текущую хозяйственную деятельность истца, в связи с чем он вынужден нести дополнительные расходы. В связи с истечением срока исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям истец в апреле 2024 года начал строительство жилого дома, для осуществления строительства требуется электрическая энергия, истец был вынужден приобрести бензиновый генератор. Кроме этого, истец несет расходы на топливо для генератора.
Определением судьи от 20.09.2024 года к участию в деле привлечен в качестве третьего лица филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго».
Истец Казанцева В.В., ее представитель Албу А.Г. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ПАО «Россети Сибирь», третьего лица филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго» Комкова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, что в связи с нарушением срока исполнения договора со стороны ответчика, истцом подано исковое заявление в Железнодорожный суд г. Красноярска, по которому вынесено решение об удовлетворении исковых требований, кроме того, истцом не доказана причинно-следственная связь между покупкой бензинового генератора и действиями ответчика, не представлены доказательства использования бензинового генератора на указанном в договоре земельном участке по прямому назначению, расходы на приобретение и обслуживание бензинового генератора не относятся к убыткам, поскольку не направлены на восстановление нарушенного права истца по несвоевременному технологическому присоединению к электрическим сетям. Также ответчик полагает сумму судебных расходов, подлежащих взысканию, необоснованной и завышенной.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
На основании п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 4 Правил № 861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные указанными Правилами (п. 6 Правил).
Согласно пп. «в» п. 7 Правил № 861 стороны по договору на осуществление технологического присоединения обязаны выполнить установленные в договоре мероприятия.
В судебном заседании установлено, что 24.11.2022 г. между ПАО «Россети Сибирь» и Казанцевой В.В. заключен договор на технологическое присоединение №.№, по условиям которого ПАО «Россети Сибирь» обязалось осуществить технологическое присоединение электроустановки, расположенного по адресу: <адрес>-1, <адрес>В, кадастровый номер №.
Приложением к договору являются технические условия для присоединения к электрическим сетям №, срок действия которых составляет 2 года со дня заключения договора.
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств заявителя, а также урегулировать отношения с третьими лицами до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора (п. 5 договора), истек 24.05.2023 г.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В пункте 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, установлено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными пункте 14 этих Правил (физического лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), стороны выполняют мероприятия по технологическому присоединению до точки присоединения энергопринимающих устройств.
Подпунктом «г» пункта 25 (1) названных выше Правил установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны, в том числе распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).
Судом установлено, что 14.02.2024 г. Железнодорожным районным судом г. Красноярска по делу № в связи с неисполнением ПАО «Россети Сибирь» в установленный договором от ДД.ММ.ГГГГ срок мероприятий по технологическому присоединению исковые требования Казанцевой В.В. удовлетворены частично, на ПАО «Россети Сибирь» возложена обязанность по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>-1, <адрес>В, кадастровый номер земельного участка № к электрическим сетям в соответствии с условиями договора № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу, взысканы судебная неустойка, неустойка по договору, штраф, судебные расходы, компенсация морального вреда.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 10.06.2024 года указанное решение оставлено без изменения.
Ввиду того, что в установленный договором и решением суда срок, ответчик не осуществил технологическое присоединение энергопринимающих устройств истца, последний, ввиду производственной необходимости, в целях электроснабжения своего объекта 23.04.2024 г. у индивидуального предпринимателя ФИО1 приобрел электростанцию бензиновую Скат УГБ-9200ЕВ DUPLEX стоимостью 89 436 рублей, что следует из расходной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, кассового чека от ДД.ММ.ГГГГ.
Для обслуживания и эксплуатации бензиновой электростанции истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ понесены расходы на топливо АИ-95, АИ-92 в размере 72 495 рублей 94 копейки.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства; убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении убытков разъяснено в пунктах 11 - 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», и пунктах 1 - 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
Исходя из смысла названных норм права и разъяснений, возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт неправомерного действия (бездействия) ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между нарушенным правом и возникшими убытками. При этом доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
Непредставление любого из таких доказательств влечет отказ суда в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Из выписки из ЕГРН следует, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, расположен жилой дом, площадью 101,6 кв.м., год завершения строительства 2022 г., дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый №.
Актом осмотра (обследования) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за № установлено, что на подключаемом к электрической сети земельном участке по адресу: <адрес>-1, <адрес>В, кадастровый №, находится жилой дом, дом введен в эксплуатацию с кадастровым номером №.
Согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости Казанцева В.В. имеет право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>-1, <адрес>, и жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>-1, <адрес>А.
Из письменных пояснений представителя истца следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>-1, <адрес>В, на земельном участке с кадастровым номером № введен в эксплуатацию, из-за отсутствия стабильного электроснабжения истец в нем не проживает, генератор использовался для осуществления строительных работ. Мощность генератора определялась так, чтобы она позволяла одновременно работать электроинструментом бригаде из трех рабочих и это не исключало бы в то же время использовать один или два бытовых прибора (чайник, микроволновая печь). Генератор подбирался по мощности и соотношению цена-качество, на марку производителя внимания не обращалось. Согласно руководству по эксплуатации и обслуживанию бензинового генератора Скат УГБ-9200ЕВ DUPLEX расход топлива составляет 3,5 л/час, фактически генератор использовался в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 124 дня, приобретено 1263,29 литров топлива, средний расход 10,18 литров в день, строительство велось с перерывами, начало строительство 2023 г.
Истец посчитал, что эти расходы являются его убытками, причиненными ввиду ненадлежащего исполнения договора ответчиком, которые ответчик отказался возмещать в добровольном порядке, поэтому истец обратился в суд с иском.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение указанных положений истцом не представлены доказательства, бесспорно подтверждающие причинную связь между нарушенным правом и возникшими убытками, а также использование бензиновой электростанции и топлива для нее исключительно для обеспечения электроэнергией домовладения истца в спорный период времени.
Факт ведения хозяйственной и строительной деятельности на земельном участке не означает, что бензиновая электростанция использовалась на данном объекте. Кроме того, истцом не доказан факт необходимости несения указанных расходов.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Учитывая вышеизложенное, что истцом не представлены доказательства, бесспорно подтверждающие причинную связь между нарушенным правом и возникшими убытками, а также использование бензиновой электростанции и топлива для нее исключительно для обеспечения электроэнергией домовладения истца в спорный период времени, необходимость и целесообразность приобретения истцом такого оборудования в собственность с несением определенных расходов, суд не находит оснований для удовлетворения требований о компенсации понесенных убытков.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований о компенсации понесенных убытков не подлежат удовлетворению требования о взыскании штрафа.
В силу ст. 98 ГПК РФ также не имеется оснований для взыскания с ответчика в пользу истца понесенных последним судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казанцевой ФИО8 к ПАО «Россети Сибирь» о взыскании суммы убытков в размере 161 931 рубль 94 копейки, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 6 000 рублей оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Коксинский районный суд.
Судья С.Н. Шатина
Мотивированное решение суда изготовлено 14 ноября 2024 года.