Дело № 2-390/2024 <данные изъяты>
УИД - 13RS0015-03-2024-000030-81
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 13 июня 2024 г.
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе:
судьи Кузьминой О.А.,
при секретаре Коробовой Е.М.,
с участием в деле:
истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, его представителя Удалкиной Валентины Михайловны, действующей на основании доверенности от 11 октября 2023 г. №46,
ответчика Цыпцыной Валентины Григорьевны, ее представителей Цыпцына Алексея Васильевича, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 9 февраля 2018 г., Буца Ростислава Анатольевича, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 13 марта 2023 г.,
третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Цыпцына Василия Ивановича, его представителя Буца Ростислава Анатольевича, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 16 декабря 2022 г.,
Цыпцына Александра Васильевича, его представителя Цыпцына Алексея Васильевича, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 22 июля 2019 г.,
администрации Старошайговского муниципального района,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия к Цыпцыной Валентине Григорьевне о взыскании предоставленной субсидии в форме гранта,
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Минсельхозпрод Республики Мордовия, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Цыпцыной В.Г. о взыскании предоставленной субсидии в форме гранта.
В обоснование требований истец указал, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 января 2017 г. №74 «Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам и признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Республики Мордовия» (далее - Порядок) в 2020 г. индивидуальному предпринимателю К(Ф)Х Цыпциной В.Г. был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам в размере 2 704 000 рублей на основании Соглашения о предоставлении из республиканского бюджета Республики Мордовия гранта начинающим фермерам и достижения показателей результативности №14 от 11 апреля 2018 г. (далее - Соглашения).
В пункте 5 Порядка закреплено, что главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Мордовия является Минсельхозпрод Республики Мордовия.
21 мая 2018 г. ИП К(Ф)Х Цыпцыной В.Г. были перечислены денежные средства в размере 2 704 000 рублей в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам, что подтверждается платежным поручением №1074 от 16 мая 2018 г.
Согласно подпункту 12 пункта 6 Порядка заявку на участие в конкурсе на получение гранта может подать заявитель соответствующий среди прочего следующим условиям:
- заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения граната.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Соглашения ИП К(ФХ) Цыпцына В.Г. взяла на себя обязательства соблюдать цели, порядок и условия предоставления гранта, установленные Порядком.
В условиях, предусмотренных Соглашением, ответчик обязуется создать дополнительно не менее трех постоянных рабочих мест в году получения гранта и сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение пяти лет после получения гранта.
Однако, на запрос Министерства Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия в своем письме от 22 июня 2023 г. №НБ-13-09/23299 указало, что ежемесячную отчетность о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды с марта 2021 г. по ноября 2021 г., с января 2022 г. по декабрь 2022 г. ИП К(Ф)Х Цыпцына В.Г. не представила.
Вместе с этим, 29 декабря 2022 г. в Министерство от Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия поступила докладная записка о посещении 29 декабря 2022 г. начальником управления по работе с отраслями АПК и ЛПХ гр. 10 и главным ветеринарным врачом ГБУ «Старошайговская РВС» гр. 7 территории ИП К(Ф)Х Цыпцыной В.Г. В результате осмотра выявлено, что животноводческие помещения находятся в удовлетворительном состоянии, двери открыты, крупный рогатый скот отсутствовал.
Со слов ведущего ветеринарного врача эпизоотолога Старошайговской РВС гр. 8 скот был вывезен в неизвестном направлении собственников в начале декабря 2022 г. без согласования ветеринарной службой муниципального района.
Согласно Акту выездной внеплановой проверки соблюдения условий, целей и порядка представления гранта от 13 февраля 2023 г. установлено, что ИП К(Ф)Х Цыпцына В.Г. фактически деятельность не осуществляет, при осмотре животноводческого помещения и территории крупный рогатый скот не обнаружен.
В соответствии с приложением 3 к Соглашению на 2022 г. показатель результативности должен составлять 52 головы КРС, 30 голов коров и 12,7 т. производства мяса на убой в живом весе.
Согласно п.2.1.14 начинающий фермер обязан предоставлять в Министерство:
- годовой отчет по формам №1-КФХ и №2-КФХ в срок до 20 марта года, следующего за отчетным;
- в срок до 10 января года. следующего за отчетным годом, отчет о выполнении значений показателей результативности, установленных приложением №2 к настоящему Соглашению, согласно Приложению №5 к настоящему Соглашению, а также годовой отчет о деятельности начинающего фермера по форме согласно Приложению №4;
- в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, отчет деятельности начинающего фермера по форме согласно приложению №4 настоящего Соглашения.
Однако, нарушения были выявлены в период подачи отчетов в Министерство, в связи с этим ИП К(Ф)Х Цыпцыной В.Г. представлены документы, содержащие недостоверную информацию.
В пункте 3.2 Соглашения начинающий фермер несет ответственность за полноту и достоверность информации, содержащейся в предоставляемых Министерству документах.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 6 Порядка заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта, что также является одним из условий предоставления гранта.
Согласно части 2 пункта 3.5 Соглашения в случае нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, начинающий фермер несет ответственность в виде возврата в полном объеме суммы гранта в республиканский бюджет Республики Мордовия.
Часть 2 пункта 26 Порядка и пункт 2.1.6 Соглашения предусматривают обязанность получения гранта в течение 20 дней со дня получения письменного требования перечислить в республиканский бюджет Республики Мордовия сумму полученного гранта (его части).
До настоящего времени ответчиком данная обязанность не исполнена, сумма полученного гранта не возвращена.
Просит взыскать с индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Цыпцыной В.Г. в пользу республиканского бюджета Республики Мордовия 2 704 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 12 декабря 2023 г. указанное дело передано в Верховный суд Республики Мордовия для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
15 января 2024 г. дело передано для рассмотрения в Краснослободский районный суд Республики Мордовия.
Определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 19 февраля 2024 г. данное гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
В судебном заседании представитель истца Минсельхозпрод Республики Мордовия Удалкина В.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца, третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Цыпцына В.И. - Буц Р.А. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, как представитель третьего лица возражал относительно удовлетворения требований Министерства.
В судебном заседании представитель истца, третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Цыпцына А.В. - Цыпцын А.В. исковые требования не признал, как представитель третьего лица возражал относительно удовлетворения требований Министерства.
В судебное заседание ответчик Цыпцына В.Г. не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.
В судебное заседание третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Цыпцын В.И., Цыпцын А.В., представитель администрации Старошайговского муниципального района, не явились по неизвестной суду причине, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще и своевременно.
Судом дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 28 февраля 2012 г. № 165 утвердило Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие животноводческих ферм (утратили силу с 1 июля 2017 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1556).
В соответствии с федеральной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, в Республике Мордовия постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. №404 утверждена Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в рамках которой утверждена подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» на 2018 г., а также Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Соглашением о создании крестьянского (фермерского) хозяйства «Цыпцына Валентина Григорьевна» от 3 февраля 2017 г. Цыпцыной Валентиной Григорьевной, Цыпцыным Василием Ивановичем, Цыпцыным Алексеем Васильевичем 13 февраля 2017 г. зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого являлась индивидуальный предприниматель Цыпцына В.Г.
22 февраля 2018 г. в Минсельхозпрод Республики Мордовия от ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Цыпцыной В.Г. поступило заявление о намерении участия в конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам.
11 апреля 2018 г. между Минсельхозпрод Республики Мордовия и ИП Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Цыпцыной В.Г. (начинающий фермер) заключено Соглашение о предоставлении гранта начинающим фермерам и достижении показателей результативности.
Платежным поручением от 16 мая 2018 г. №1074 Минсельхозпрод Республики Мордовия на лицевой счет ответчика перечислены денежные средства в размере 2 704 000 рублей в качестве субсидии (гранта) на создание и развитие КФХ начинающему фермеру, из которых 2 500 000 на приобретение имущества (Нетели и/или телки мясного направления), 204 000 рублей на приобретение оборудования (электропастухи, поилки).
Обязательные условия использования гранта определены вышеуказанным Соглашением.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения гранд предоставляется на цели, указанные в Приложении 1 и на достижение показателей результативности согласно Приложению 2.
Согласно пункту 1.2 Соглашения показателями результативности использования гранта являются:
1) прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими грантовую поддержку в году, предшествующему году предоставления гранта;
2) количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, получивших грантовую поддержку.
Начинающий фермер обязуется обеспечить: целевое использование гранта в соответствии с Приложением 1, достижение значений показателей результативности использования гранта, указанных в пункте 1.2, достижение значений показателей деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, указанных в Приложении 3 к Соглашению (пункт 2.1 Соглашения).
Согласно подпункту 12 пункта 6 Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам заявку на участие в конкурсе на получение гранта может подать заявитель соответствующий среди прочего следующим условиям: заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения граната.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров, как договор о предоставлении гранта не поименован. При этом возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам предоставляются - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Анализ условий Соглашения №14 от 11 апреля 2018 г. позволяет сделать вывод о том, что оно содержит условия о предоставлении гранта, его размере, цели и порядке использования. Тем самым существенные условия, в том числе условие о предмете, сторонами согласованы.
Соглашение оформлено путем составления одного документа, от имени сторон подписано уполномоченными лицами, чем соблюдены пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Соглашение соответствует требованиям гражданского и бюджетного законодательства о его предмете, форме, цене и поэтому его необходимо признать законным и заключенным. О его недействительности стороны в судебном порядке не заявляли.
Из указанного Соглашения в силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации возникли взаимные обязательства сторон. При этом каждая из сторон считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (пункт 2 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно пункту 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 января 2017 г. утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам.
Данным Порядком предусмотрено, что размер гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемого конкретному главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется конкурсной комиссией, на цели, предусмотренные настоящим Порядком.
Пунктом 6 указанного выше Порядка определены условия предоставления гранта, в том числе, осуществление деятельности хозяйства не менее 5 лет после получения гранта.
В случае выявления нарушений условий, установленных при предоставления гранта, и/или непредоставления в установленный срок документов, подтверждающих целевое использование гранта, и/или использование получателем гранта средств гранта на цели, не предусмотренные Планом, Министерство в течение 30 дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю гранта о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия незаконно полученного гранта в полном объеме.
Пунктом 4.1 Соглашения определено, что оно вступает в силу со дня его подписания и действует до исполнения обязательств сторонами.
Из приведенного следует, что обязательство по использованию предоставленного в рамках вышеуказанной программы гранта подразумевает исполнение всех заявленных условий, предъявленных к лицу, ее использующую, так и в части срока, в течение которого необходимо осуществлять деятельность, на поддержание которой он был предоставлен.
Задачей гранта является именно создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающих фермеров, как субъекта предпринимательства - главы К(Ф)Х и его деятельности, имеет безвозмездный характер, в связи с чем, нарушение условий влечет к недостижению тех целей, для которых он выделялся, и, как следствие, его нецелевое использование, что влечет обязанность по его возврату.
На основании докладной записки начальника управления по работе с отраслями АПК и ЛПХ граждан Старошайговского муниципального района гр. 10 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта, предусмотренная Соглашением о 11 апреля 2018 г. №14, заключенного с ИП Главой К(Ф)Х Цыпцыной В.Г.
Из акта от 13 февраля 2023 г., составленного по результатам данной проверки, следует, что совершен выезд на место ведения деятельности ИП Главы К(Ф)Х Цыпцыной В.Г., осуществляющей ведение хозяйственной деятельности в <адрес>. Установлено, что Цыпцына В.Г. фактически деятельность не осуществляет, при осмотре животноводческого помещения и территории крупный рогатый скот не обнаружен.
Согласно ответу ОСФР по Республике Мордовия от 22 июня 2023 г. №№ с 1 января 2023 г. сведения о заключении и расторжении трудовых договоров Главой КФХ Цыпцыной В.Г. не представлялись. В приложении у указанному ответу содержится информация о том, что в период с декабря 2018 г. по февраль 2021 г. ей представлены сведения о количестве застрахованных лиц в форме СВЗ-М - три человека, с марта 2021 г. по декабрь 2022 г. сведения не представлялись. В требовании от 31 июля 2023 г. №№, направленном истцом в адрес ИП Главы К(Ф)Х Цыпцыной В.Г., Министерство указало, что ежемесячная отчетность о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды с марта 2021 г. по ноябрь 2021 г., с января 2022 г. по декабрь 2022 г. ей не представлена, фактически деятельность не осуществляет, не достигнуты показатели результативности. Поскольку нарушения были выявлены в период подачи отчетов, истец счел представленные ответчиком документы, как содержащие недостоверную информацию, в связи с чем попросил возвратить сумму гранта в размере 2 704 000 рублей в республиканский бюджет Республики Мордовия.
Денежные средства гранта ответчиком не возвращены, что стало причиной обращения истца за защитой в судебном порядке.
Согласно выписки из ЕГРИП от 30 октября 2023 г. ИП Цыпцына В.Г. прекратила свою деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 14 июня 2023 г. и с указанной даты Управлением Федеральной налоговой службы Республики Мордовия принято решение о регистрации прекращении К(Ф)Х, основанием для этого послужило заявление его членов.
Требование о безвозвратности субсидии (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Истец в ходе судебного разбирательства указывал, что расходование денежных средств гранта осуществлено ответчиком по целевому назначению, вместе с тем Цыпцына В.Г. нарушила условия заключенного Соглашения, в части осуществления деятельности К(Ф)Х в течение не менее пяти лет после получения гранта, не сохранила созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее пяти лет после получения гранта. Кроме того указывает, что согласно Приложению 3 Соглашения ИП К(Ф)Х Цыпцына В.Г. должна была достичь показатели деятельности за 2019 г. - 10,8 тонн производства мяса на убой в живом весе, за 2020 г. - 12,7 тонн, однако, согласно отчетам показателей деятельности по состоянию на 1 января 2020 г., представленного Министерству, показатель деятельности по производству мяса на убой в живом весе составил 41 ц., по состоянию на 1 января 2021 г. - 14 ц. Нарушения были выявлены в период подачи отчетов в Министерство, в связи с этим ответчиком представлены документы, содержащие недостоверную информацию.
Судом по правилам статьи 67 ГПК РФ приняты меры к подробному исследованию доводов и доказательств, представленных лицами, участвующими в деле по делу.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в них отсутствуют достаточные доказательства нарушения ответчиком условий предоставления гранта.
В подтверждение доводов об осуществлении хозяйственной деятельности стороной ответчика суду представлены: копия акта о проведении противоэпизотических мероприятий от 28 июля 2022 г., копия акта о снятии карантина от 8 августа 2019 г., копия спецификации №СП1/№Д0501-21941 к договору поставки №№ от 5 марта 2019 г., заключенного между поставщиком Главой К(Ф)Х Цыпцыной В.Г. и покупателем гр. 20 (КРС), копия ветеринарного свидетельства от 16 июля 2019 г., копия договора купли-продажи крупного рогатого скота от 19 июня 2019 г., заключенного между продавцом ИП Глава К(Ф)Х гр. 11 и покупателем К(Ф)Х «Цыпцына В.Г.» в лице его главы Цыпцыной В.Г., копия спецификации №1 от 23 августа 2018 г. к договору поставки №Д0501-18807 от 8 августа 2018 г. между гр. 19» и ИП Глава К(Ф)Х Цыпцина В.Г., копия акта приема-сдачи скота от 29 августа 2018 г., копия договора поставки живого крупного рогатого скота №№ от 5 марта 2019 г., копия акта постановки животных на карантин от 29 августа 2019 г., договор субаренды жилого помещения от 1 ноября 2018 г. для продажи мясной продукции, фотоснимки крупного рогатого скота, в том числе, выпас которых осуществляется в зимнее время..
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доказательств с достаточной степенью достоверности подтверждающие тот факт, что ответчик осуществляла деятельность К(Ф)Х в течение менее пяти лет после получения гранта, в материалы дела не представлено. То обстоятельство, что в ходе внеплановой выездной проверки крупный рогатый скот (далее - КРС) не находился в животноводческих помещениях, при наличии представленных ответчиком документов, не позволяет суду придти к выводу о том, что КРС фактически отсутствовал.
В ходе судебного разбирательства третье лицо (представитель истца) гр. 4 суду пояснил, что ответчик занималась разведением КРС не молочной породы, а мясной, которым выгул в холодное время года рекомендован. Площадь угодий, где производится выпас КРС весьма обширна, КРС имелся в наличии и хозяйственная деятельность ответчиком велась.
Из представленных в материалы дела копий трудовых договоров № от .._.._.., № от .._.._.., № от .._.._.. приказов о приемке работника на работу № от .._.._.. № от .._.._.., № от .._.._.., сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведений о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от .._.._.. следует, что у ИП ГКФХ Цыпцыной В.Г. в период с .._.._.. по .._.._.. были трудоустроены в должности <данные изъяты> гр. 13, в должности <данные изъяты> гр. 14, в должности <данные изъяты> гр. 5
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик во исполнении условий Соглашения создала и сохранила три рабочих места в течение не менее 5 лет после получения гранта. То обстоятельство, что ответчик не представила ежемесячную отчетность о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды с марта 2021 г. по ноября 2021 г., с января 2022 г. по декабрь 2022 г. на указанные выводы суда не влияет и основанием для возврата суммы гранта не являются.
Доводы стороны истца о том, что в соответствии с Приложением 3 Соглашения ИП К(Ф)Х Цыпцына В.Г. должна была достичь показатели деятельности за 2019 г. - 10,8 тонн производства мяса на убой в живом весе, за 2020 г. - 12,7 тонн, однако, согласно отчетам показателей деятельности по состоянию на 1 января 2020 г., представленного Министерству, показатель деятельности по производству мяса на убой в живом весе составил 41 ц., по состоянию на 1 января 2021 г. - 14 ц., что является основанием для возврата суммы гранта в полном размере, суд не может принять во внимание.
В ходе судебного разбирательства установлено, что при оформлении соответствующего отчета о показателях деятельности К(Ф)Х по состоянию на 1 января 2020 г., на 1 января 2021 г. ответчиком ошибочно были указаны показатели деятельности по производству мяса на убой вместо 140 ц. - 41 ц., и соответственно вместо 141 ц. - 14 ц., о чем представлены уточнения.
Обязательство по возврату субсидии относится к мерам ответственности за неисполнение обязательств по Соглашению и Соглашением не предусмотрено безусловное требование возврату субсидии при добросовестном поведении получателя субсидии.
Исходя из требований бюджетного законодательства, субсидия безусловно должна быть возвращена только по двум основаниям:
- при получении субсидии лицом, не имеющим по субъективным или объективным критериям права на се получение (статья 78 БК РФ);
- при использовании средств нецелевым образом - как мера бюджетного принуждения (ст. 306.4 БК РФ).
Из смысла статьи 78 БК РФ следует, что изъятие выделенных в качестве субсидии денежных средств является мерой ответственности за их нецелевое использование, и направлено на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы РФ, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
В то же время, когда субсидия была использована без нарушений условий и по целевому назначению, то возврат такой части не согласуется с безвозвратной природой субсидии, не отвечает общим целям субсидирования и стимулирования добросовестного отношения получателей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными, конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения, также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12 мая 1998 г. №14-П, от 15 июля 1999 № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В этой связи применение в данном случае такой меры ответственности как «возврат гранта (субсидии)» в полном объеме или ее части в связи с не достижением запланированного результата производства мяса, либо допущение указания некорректных данных в отчете не отвечает требованиям соразмерности и справедливости ответственности за нарушение обязательства с учетом обстоятельств допущенного нарушения и степени вины ответчика.
Таким образом, судом установлено, что денежные средства полученного ответчиком гранта на развитие крестьянско-фермерского хозяйства в период, когда она являлась главой КФХ, были направлены и освоены согласно целям предоставления гранта, ответчиком были обеспечены производственно-экономические показатели Соглашения, а также была достигнута цель подписанного сторонами Соглашения, направленного на развитие крестьянско-фермерского хозяйства начинающего фермера и были выполнены иные обязательства Соглашения.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик исполнила взятые на себя обязательства, предусмотренные соглашением о предоставлении гранта.
Таким образом, осуществленные судом по правилам статьи 67 ГПК РФ исследование и оценка каждого доказательства в отдельности и в их совокупности позволяют заключить, что истец неправомерно требует от ответчика возврата суммы гранта.
Доводы представителя ответчика о том, что Цыпцына В.Г. не является надлежащим ответчиком судом не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее Федеральный закон №74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство (далее по тексту - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение (статья 4 Федерального закона №74-ФЗ).
Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов (статья 16 Федерального закона №74-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации статус предпринимателя приравнивается к статусу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Физическое лицо, осуществляя регистрацию в качестве предпринимателя, приобретает статус, обуславливающий вид осуществления хозяйственной деятельности.
Из материалов дела усматривается, что КФХ «Цыпцына В.Г.» зарегистрировано в 2017 году, его Главой являлась Цыпцына В.Г.
В силу пункта 5 статьи 23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 Федерального закона №74-ФЗ фермерское хозяйство прекращается в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства.
Как указано выше, Крестьянское (фермерское) хозяйство в лице главы крестьянского (фермерского) хозяйства Цыпцыной В.Г. 14 июня 2023 г. прекратило деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Ответчик снята с учета в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Указанная норма закрепляет имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя или КФК не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя или Главы КФК.
Таким образом, положения статей 23, 24 ГК РФ не разделяют имущество физического лица на имущество индивидуального предпринимателя и на иное имущество, не связанное с предпринимательской деятельностью. Из системного толкования указанных положений Гражданского кодекса следует, что прекращение лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает данное лицо от обязательств, возникших в период осуществления им индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица, равно как и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. В случаях прекращения регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или Главы КФК, возникшие в период деятельности долги переходят к физическому лицу.
Данное разъяснение содержится и в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и регистрация соответствующих сведений об этом в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей не являются основанием для прекращения гражданско-правовых обязательств, возникших в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, равно как деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом нормы Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидации юридического лица и последствиях ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности.
Учитывая, что Цыпцына В.Г. являясь Главой КФХ была зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, то в силу указанных норма права и разъяснений по их применению, она отвечает по его долгам.
Также суд не может согласиться с доводами стороны ответчика о необходимости прекращения производства по делу в связи с наличием решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 9 апреля 2021 г. по иску Министерства к ИП Главе КФХ Цыпцыной В.Г. о возврате суммы гранта в размере 1 354 000 рублей, которым истцу отказано в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку предметом рассмотрения настоящего спора является иной период, в который по мнению истца ответчик допустила нарушения условий Соглашения, а также иные нарушения.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что данное дело подсудно Арбитражному суду Республики Мордовия, поскольку как следует из материалов дела Цыпцына В.Г. на момент рассмотрения дела не является индивидуальным предпринимателем.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (<данные изъяты>) к Цыпцыной Валентине Григорьевне (<данные изъяты>) о взыскании предоставленной субсидии в форме гранта оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Пролетарского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия <данные изъяты> О.А. Кузьмина
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2024 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>