Дело №33-276/2023(№33-8639/2022)
(в суде первой инстанции дело №2-1670/2022; УИД 27RS0003-01-2022-002088-81
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 января 2023 года г.Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Пестовой Н.В.,
судей Хуснутдиновой И.И., Сенченко П.В.,
при секретаре Аветисяне С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усова О.В. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Усова О.В. на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 26 мая 2022 года, апелляционной жалобе третьего лица Хабаровского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на дополнительное решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Сенченко П.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Усов О.В. обратился в суд с иском к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее сокращенное наименование - УТ МВД России по ДФО) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что он с 18.03.2019г. был принят на работу в УТ МВД России по ДФО (Хабаровское ЛУ МВД России на транспорте) в должности полицейского отделения (комендантского) по охране объектов ОВД Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте. С августа 2020 года переведен на должность оперативного дежурного Дежурной части Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте. С 22.12.2021г. был уволен с органов внутренних дел по собственному желанию в связи с выслугой, дающей право на получение пенсии. На момент увольнения, согласно табелю учета служебного времени, количество подлежащих компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени составило 409 часов, которые ответчик не оплатил. На момент обращения за компенсацией истец был уволен из органов внутренних дел, в связи с чем дни отдыха предоставлены быть не могут, поэтому истец имеет право на получение денежной компенсации. 17.01.2021г. истцом было подано заявление о назначении ему пенсии в установленном порядке. До настоящего времени пенсия истцу не назначена, документы в пенсионные органы не поданы. Просил суд обязать УТ МВД России по ДФО компенсировать 409 часов за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсировать моральный вред в размере 30000 руб.
Определением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 12.05.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Хабаровское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее сокращенное наименование - Хабаровское ЛУ МВД России на транспорте).
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 26.05.2022г. в удовлетворении исковых требований Усова О.В. к УТ МВД России по ДФО отказано.
Дополнительным решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17.10.2022г. частично удовлетворены исковые требования Усова О.В. о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением пенсионных прав: с УТ МВД России по ДФО в пользу Усова О.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 15000 руб. В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Усов О.В. просит решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 26.05.2022г. отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования, обязать УТ МВД России по ДФО выплатить денежные средства в размере двух минимальных размеров оплаты труда за нарушение п. 12 Приказа МВД России №7 от 09.01.2018г. С решением суда не согласен, поскольку суд первой инстанции не учел факт, что с итоговым количеством часов за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени он был ознакомлен после увольнения, в связи с чем не мог обратиться с рапортом к руководителю. Также судом первой инстанции не были установлены нарушения п.12 Приказа МВД России №7 от 09.01.2018г., согласно которому сотрудники кадрового подразделения должны предоставлять в пенсионные органы документы о назначении пенсии не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником заявления о назначении пенсии.
В апелляционной жалобе на дополнительное решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17.10.2022г. третье лицо Хабаровское ЛУ МВД России на транспорте просит его отменить в части взыскания компенсации морального вреда в связи с нарушением пенсионных прав с УТ МВД России по ДФО в пользу Усова О.В. на сумму 15000 руб. Ссылаясь на то, что документы для назначения пенсии Усову О.В. переданы в пенсионный орган 20.01.2022г. в предусмотренный 10-дневный срок, но в связи с обнаружением ошибки в денежном аттестате 20.01.2022г. возвращены исполнителю Шестаковой Е.А. После исправления недостатков и ознакомления Усова О.В. с документами, 16.03.2022г. документы для назначения пенсии переданы в пенсионный орган, пенсия назначена Усову О.В. со дня возникновения права после его увольнения, а не со дня обращения или передачи документов в пенсионный орган, в связи с чем полагает об отсутствии оснований для взыскании компенсации морального вреда.
В письменных возражениях истец просит апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения. В связи с задержкой назначения пенсии истцу причинен моральный вред, поскольку до получения пенсии иных выплат не имел, приходилось занимать денежные средства у родственников и друзей.
Истец Усов О.В., представитель ответчика УТ МВД России по ДФО, представитель третьего лица Хабаровское ЛУ МВД России на транспорте в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о его месте и времени извещались надлежащим образом по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), об отложении судебного заседания не просили. Истец Усов О.В. в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, письменных возражений, проверив законность и обоснованность решения суда и дополнительного решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статья 330 ГПК РФ определяет, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Наличие нарушений норм процессуального права, влекущих согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену принятого решения, судом апелляционной инстанции по результатам анализа материалов гражданского дела не установлено.
Как следует из материалов дела Усов О.В. на основании приказа Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 20.03.2019г. №76 л/с с 18.03.2019г. проходил службу в должности полицейского (водителя) отделения комендантское по охране объектов ОВД Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте. Согласно приказу Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 31.08.2020г. № 229 л/с истец с 22.08.2020г. назначен на должность оперативного дежурного дежурной части Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте.
Приказом Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 24.11.2021г. № 298 л/с контракт с Усовым О.В. расторгнут и он уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 22.12.2021г. (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
В соответствии с подп. 2.1 п. 2 приказа Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 30.12.2019г. №419 «Об упорядочении работы дежурной части Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте» сотрудникам дежурной смены Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте (в том числе оперативному дежурному) установлен круглосуточный режим работы с 08 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин. следующих суток (согласно утвержденному графику) с прибытием в дежурную часть Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте для получения инструктажа.
Из журнала учета посещаемости занятий и успеваемости сотрудников по профессиональной служебной и физической подготовке (дежурной части, оперативное направление, отделение (комендантское) по охране объектов) за 2020 учебный год следует, что 30.11.2020г. Усов О.В. ознакомлен на занятиях с информацией УТ МВД России по ДФО от 25.11.2020г. «О размещении разъяснений о порядке предоставления компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на официальном сайте МВД России».
Согласно табелю учета служебного времени за декабрь 2021 года у Усова О.В. суммировано за период работы в 2019-2021 годах имелось некомпенсированных отработанных сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 409 часов (в том числе, согласно табелю за декабрь 2019г. – 174 часа; согласно табелю за декабрь 2020г. – 376 часов).
Так, согласно табелям учета служебного времени за 2019 год Усовым О.В. в 2019 году отработано сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 230 часов. Приказом Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 25.07.2020г. №207 л/с Усову О.В. за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени предоставлены дополнительные дни отдыха с 20.07.2019г. по 26.07.2019г. (т.е. компенсировано 56 часов).
Согласно табелям учета служебного времени за 2020 год Усовым О.В. в 2020 году отработано сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 322 часа, из которых приказом Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 09.07.2020г. №238 Усову О.В. за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020 год выплачена денежная компенсация за 15 дней (120 часов).
Согласно табелям учета служебного времени за 2021 год Усовым О.В. в 2021 году отработано сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 153 часа, из которых приказом Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте от 16.07.2021г. № 227 Усову О.В. за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021 год выплачена денежная компенсация за 15 дней (120 часов).
После увольнения, 11.03.2022г. Усов О.В. обратился в УТ МВД России по ДФО с заявлением о компенсации 409 часов за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также о длительном неназнечении пенсии по поданному 17.01.2022г. заявлению в нарушение приказа МВД России от 09.01.2018г. №7.
Письмом начальника отдела по работе с личным составом УТ МВД России по ДФО от 06.04.2022г. истцу отказано в выплате компенсации. В части вопроса о назначении пенсии сообщено, что документы для назначения пенсии сданы 16.03.2022г. в ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю. По факту нарушения сроков предоставления документов для назначения пенсии назначено проведение служебной проверки.
Как следует из заключения от 12.05.2022г. по результатам служебной проверки по факту несвоевременной сдачи материалов для назначения пенсии по линии МВД капитану полиции Усову О.В. в ОПО ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю, 17.01.2022г. Усовым О.В. подано заявление о назначении пенсии в ОРЛС Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте с приложением необходимых документов для ее назначения. 20.01.2022г. материалы для назначения пенсии Усову О.В. представлены в ОПО ЦФО УМВД Росси по Хабаровскому краю, при приеме документов выявлена ошибка в денежном аттестате (в связи с неверным расчетом выслуги лет), в связи с чем 20.01.2022г. документы возвращены нарочно заместителю начальника ОРЛС – начальнику ОК Хабаровского ЛУ МВД России на транспорте Шестаковой Е.А. Недостатки в документах исправлены 15.03.2022г., Усов О.В. ознакомлен 16.03.2022г. с денежным аттестатом, 16.03.2022г. документы для назначения Усову О.В. пенсии вновь сданы в ОПО ЦФО УМВД Росси по Хабаровскому краю.
Согласно информации ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю от 14.04.2022г. в ПАО Сбербанк 22.03.2022г. направлено указание о выплате пенсии Усову О.В. с 23.12.2021г. Согласно справке ЦФО УМВД России по Хабаровскому краю от 15.04.2022г. размер ежемесячных денежных начислений пенсии с 01.04.2022г. составляет 18477,42 руб.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования о компенсации отработанных сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени часов в денежной форме, оценивая представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п. 274, 277, 278, 284, 285 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 01.02.2018г. №50, Приказом МВД России от 31.03.2021г. №181 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», Приказом МВД России от 31.01.2013г. №65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (утратил силу), исходил из того, согласно специальному законодательству, регулирующему службу в органах внутренних дел, сотруднику за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени предоставляются по его рапорту в установленном порядке компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности, которые по просьбе сотрудника могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску или выплачена денежная компенсация за количество дней в текущем году, не превышающих установленной трудовым законодательством РФ продолжительности сверхурочной работы за год, т.е. в пределах 120 часов в год, в одностороннем порядке (без рапорта сотрудника) эти компенсации не предоставляются. Установив, что истец, ознакомленный с порядком компенсации часов за переработку, до момента увольнения со службы правом на получение этих компенсаций с подачей соответствующего рапорта не воспользовался, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии правовых оснований для взыскания денежной компенсации за отработанные сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 409 часов, отказав в удовлетворении этих исковых требований, а также производного от этой части исковых требований требования о взыскании компенсации морального вреда.
Частично удовлетворяя дополнительным решением суда от 17.10.2022г. исковые требования Усова О.В. о взыскании компенсации морального вреда в связи с нарушением пенсионных прав, суд первой инстанции, установив факт нарушения прав истца несвоеврменным назначением ему пенсии по линии МВД России по вине ответчика вследствие нарушения кадровым подразделением требования п. 12 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 09.01.2018 N 7, устанавливающего обязанность по передаче документов в пенсионный орган не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником заявления о назначении пенсии, руководствуясь положениями ст. 237 Трудового кодекса РФ, с учетом фактических обстоятельств пришел к выводам о необходимости взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в размере 15000 руб.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для взыскания денежной компенсации за отработанные сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 409 часов, поскольку эти выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, фактическим обстоятельствам, установленным согласно представленным доказательствам.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона N 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с ч. 6 ст. 53 Федерального закона N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом МВД России от 01.02.2018г. N 50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с п. 284 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Согласно п. 285 Порядка (в редакции до внесения изменений Приказом МВД России от 24.11.2020 N 801) компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации.
Согласно п. 290 Порядка дополнительное время отдыха или дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляются на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Пунктом 293 Порядка предусмотрено, что сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013г. N 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация (пункт 57).
Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (пункт 58).
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть шестая ст. 99 Трудового кодекса РФ).
Приказом МВД России от 31.03.2021г. N 181 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в пунктах 61, 62 и 63 которого содержатся аналогичные положения.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
С учетом приведенных положений для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха или денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие времени выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю.
При этом, по смыслу п. 285 Порядка (в редакции до внесения изменений Приказом МВД России от 24.11.2020 N 801) дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Вместо предоставления дополнительных дней отдыха на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя может выплачиваться денежная компенсация, но не более чем за 120 часов в год. При этом право на получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, имевшее место в течение всего года, сотрудник должен реализовать при его завершении.
Выплата компенсации вместо дней отдыха возможна исключительно на основании соответствующего рапорта сотрудника органов внутренних дел.
Приказом МВД России от 24.11.2020 N 801 в п. 285 Порядка внесены изменения и согласно новой редакции указанной нормы, действующей с 05.01.2021г., компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года.
При этом, положения Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (в т.ч. его п. 65), утвержденного Приказом МВД России от 31.03.2021г. N 181, не исключают при наличии соответствующего рапорта сотрудника возможность предоставления ему денежной компенсации времени выполнения служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени вместо предоставления дней отдыха сверх установленного ст. 99 Трудового кодекса РФ предела компенсируемого времени, поскольку при увольнении со службы предоставление дней отдыха не предполагается. Вместе с тем, реализация такого права возможна на основании рапорта сотрудника, поданного до дня увольнения, поскольку обращение с рапортом после увольнения не предусмотрено вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, Усову О.В. за время выполнения служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени в 2019 году предоставлены дополнительные дни отдыха с 20.07.2019г. по 26.07.2019г., в 2020 году выплачена денежная компенсация за 15 дней (120 часов), в 2021 году выплачена денежная компенсация за 15 дней (120 часов). За оставшееся некомпенсированным время выполнения служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени истец до дня увольнения со службы с соответствующими рапортами о предоставлении дней отдыха за время выполнения служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени в другие дни недели, присоединении этих дней к ежегодному оплачиваемому отпуску или выплате денежной компенсации вместо непредоставленных дней отдыха вместе с расчетом при увольнении со службы не обращался.
Доводы апелляционной жалобы истца об ознакомлении с итоговым количеством часов за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени после увольнения не подтверждают обоснованность иска, поскольку как следует из представленных в материалы дела ежемесячных табелей учета служебного времени за 2019г., 2020г., 2021г., содержащими в т.ч. информацию о суммированном количестве отработанных часов сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, истец ежемесячно знакомился с ними. Также истцом не оспаривались возражения ответчика о получении истцом ежемесячно расчетных листков, содержащих сведения о составных частях денежного довольствия, в т.ч. об оплате сверхурочных часов. Кроме того, истец не был лишен возможности до дня увольнения со службы запросить сведения о количестве учтенных часов за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени.
Таким образом, поскольку истцом не реализовано установленное законодательством право на обращение с соответствующими рапортами на получение компенсаций до дня увольнения со службы, а выплата денежной компенсации по поданному после увольнения со службы рапорту законодательством не предусмотрена, доказательств невозможности реализации права на обращение с соответствующим рапортом до дня увольнения со службы не подтверждена, то суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для взыскания денежной компенсации за имевшееся время выполнения служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени. С учетом отказа в удовлетворении этого требования суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении производного от него требования о взыскании компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы истца в части разрешения этих требований основаны на неверном толковании норм права, направлены на иную оценку фактических обстоятельств, к чему оснований не имеется, не указывают на наличие предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводам о том, что решение суда по доводам апелляционной жалобы истца, с учетом частичного удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда дополнительным решением суда, отмене не подлежит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы третьего лица на дополнительное решение суда о взыскании компенсации морального вреда за нарушение пенсионных прав истца судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 63 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В Трудовом кодексе РФ не содержится положений, касающихся определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и ст. 151 ГК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
По смыслу указанных норм моральный вред по своему характеру, являясь оценочной категорией, не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и полного возмещения, денежная компенсация морального вреда должна отвечать признакам справедливого возмещения перенесенных страданий и не должна носить формальный и декларативный характер. При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований.
Согласно п. 3 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России (далее – Инструкция), утвержденной Приказом МВД России от 09.01.2018 N 7, пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России в системе МВД России осуществляется отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, центрами пенсионного обслуживания, отделами (отделениями, группами) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, медицинскими, правовыми подразделениями системы МВД России.
В соответствии с п. 5 Инструкции документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
Согласно требованиям п. 12 Инструкции документы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником либо членом семьи погибшего (умершего) сотрудника заявления о назначении пенсии.
Учитывая, что истцом заявление о назначении пенсии подано 17.01.2022г., а переданные ответчиком в пенсионный орган УМВД России по Хабаровскому краю 20.01.2022г. документы для назначения пенсии возвращены ответчику для устранения выявленных при их приеме недостатков, исправление которых являлось обязанностью ответчика, в ходе судебного разбирательства подтвержден факт нарушения ответчиком требований п. 12 Инструкции, выразившегося в длительном исправлении недостатков и оформлении надлежащих документов, необходимых для назначения истцу пенсии, вследствие чего надлежащий пакет документов для назначении пенсии истцу передан в пенсионный орган УМВД России по Хабаровскому краю по вине ответчика со значительным нарушением установленного десятидневного срока - 16.03.2022г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда за нарушение его пенсионных прав. Приводимые в апелляционной жалобе доводы о процедуре переоформления документов не подтверждают своевременность принятых ответчиком мер по устранению недостатков, отсутствие вины в нарушении установленного п. 12 Инструкции срока.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о том, что в конечном итоге истцу пенсия назначена с даты возникновения на нее права, т.е. с 23.12.2021г., судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют об отсутствии нарушений прав истца и оснований для компенсации причиненного морального вреда, последовавшее назначение пенсии не устраняет факт длительного нарушения срока передачи документов в пенсионный орган по вине ответчика, обязанного оформить необходимые документы и осуществить их передачу в 10-дневный срок, что безусловно повлекло задержку в назначении пенсии и, соответственно, несвоевременность получения истцом социально-значимых для него выплат и причинение ему этим морального вреда.
В рассмотренном споре судебная коллегия считает, что с учетом представленных доказательств и установленных обстоятельств нарушения ответчиком прав истца, относящихся к социально-значимым, их последствий, степени вины ответчика, периода нарушения, определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соразмерен характеру физических и нравственных страданий, которые претерпел истец вследствие нарушения его прав ответчиком, соответствует принципу разумности и справедливости. Оснований для изменения размера компенсации морального вреда по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.
В целом, приведенные в апелляционной жалобе третьего лица доводы правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене или изменению дополнительного решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводам о том, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых решения суда первой инстанции и дополнительного решения суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб не имеется, апелляционные жалобы истца, третьего лица подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 26 мая 2022 года, дополнительное решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 17 октября 2022 года по гражданскому делу по иску Усова О.В. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда – оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Усова О.В., апелляционную жалобу третьего лица Хабаровского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи