Дело № 2а-243/2020
УИД 22RS0033-01-2020-000322-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края
Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Корякиной Т.А.,
при секретаре: Неверовой О.Н.,
с участием административного истца: Коваленко В.С.,
представителя административного истца: Олешевич В.М.
представителя административного ответчика Новопашина Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Коваленко В.С. к администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании незаконным ответа на заявление, обязании рассмотреть заявление и принять по нему решение,
УСТАНОВИЛ:
Коваленко В.С. обратился в Мамонтовский районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением к администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании незаконным ответа на заявление и обязании рассмотреть заявление и принять по нему решение, в обоснование указав, что 05.06.2019 им в Администрацию Мамонтовского района подавалось заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в котором он просил согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для вида разрешенного использования - строительства гаража.
К заявлению были приложены все необходимые документы, которые требуются в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В результате рассмотрения заявления административным ответчиком был направлен ответ от 04.07.2019 г. № 1395, в котором указывалось, что в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано, поскольку на соседнем земельном участке уже установлен знак парковка для инвалидов и там расположена стоянка для клиентов Росреестра и отделения филиала № 2 ГУ АРО ФСС, согласование схемы расположения земельного участка повлечет за собой спорные ситуации.
В связи с тем, что данный ответ являлся заведомо незаконным, не основанном на требованиях законодательства, он был вынужден обратиться в Мамонтовский районный суд Алтайского края с административным иском к ответчику Администрация Мамонтовского района Алтайского края
Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от 29 октября 2019г. признан незаконным отказ Администрации Мамонтовского района Алтайского края в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в виде ответа на заявление от 04.07.2019 № 1395
Этим же решением суд возложил на Администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанность повторно рассмотреть заявление Коваленко В.С. об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес> «в» <адрес>, на кадастровом плане территории.
Рассмотрев повторно заявление от 05.06.2019 г. Администрация Мамонтовского района Алтайского края направила ответ от 03.12.2019 за № 2598, согласно которого в соответствии с п.5 ст. 11.10. Земельного кодекса Администрацией района принято решение отказать в рассмотрении заявления от 05.06.2019 г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Мамонтовский районный суд Алтайского края решением от 20.03.2020 г. признал незаконным отказ Администрации Мамонтовского района Алтайского края в рассмотрении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенной в виде ответа на заявление от 03.12.2019 № 2598 и возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ
После вступления в законную силу решения суда 21.04.2020г., в нарушение требований нормативно-правового акта, администрация Мамонтовского района Алтайского края, дала ему письменный ответ в виде информации, что отсутствуют основания для утверждения схемы расположения земельного участка с местоположением: <адрес> в.
Считает оспариваемый ответ в виде информации незаконным и необоснованным по нижеследующим основаниям.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьёй 39.2 названного кодекса, если иное не предусмотрено данной статьёй (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 13 в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений).
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Постановлением администрации Мамонтовского района Алтайского края № 454 от 31.10.2017 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», в соответствии с п.2.2 которого муниципальную услугу предоставляет Администрация Мамонтовского района Алтайского края в лице комитета Администрации Мамонтовского района по имущественным и земельным отношениям.
Решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимает Администрация Мамонтовского района посредством издания постановления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (п.2.2.1)
П.2.10 регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Исходя из ответа в виде информации от 19.05.2020 г № 1086. административный ответчик не рассмотрел его заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с требованиями закона и не принял по нему мотивированное решение в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ и Регламента.
На основании изложенного истец просит признать незаконным письменный ответ Администрации Мамонтовского района Алтайского края на заявление Коваленко В.С. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в виде ответа на заявление от 19.05.2020г. г. № 1086. Обязать Администрацию Мамонтовского района Алтайского края рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства гаража общей площадью 67 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> «в», <адрес> на кадастровом плане территории и принять по нему мотивированное решение в соответствии с требованиями земельного Кодекса РФ и Административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации Мамонтовского района Алтайского края № 454 от 31.10.2017 года «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Административный истец Коваленко В.С. и его представитель Олешевич В.М. иск поддержали в полном объеме, по приведенным в иске основаниям и представленным доказательствам, пояснив суду, что истец хотел взять участок земли в аренду, до настоящего времени администрация Мамонтовского района не вынесла мотивированного решения по заявлению истца.
Представитель административного ответчика администрации Мамонтовского района Новопашин Е.В. исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что администрацией района рассмотрено заявление Коваленко В.С. и дано мотивированное решение в виде ответа на заявление. Поскольку в своем заявлении Коваленко просил предоставить земельный участок для строительства гаража, то ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, так как участок находится в границах населенного пункта и гражданин не имеет права самостоятельно изготавливать схему. Кроме того, данный участок не предназначен для строительства. В настоящее время на часть указанного участка утверждена схема, планируется на нем размещение площадки накопления твердых коммунальных отходов.
Свидетель Максимов М.П. - специалист комитета Администрации Мамонтовского района по имущественным и земельным отношениям, суду пояснил, что в соответствии с Земельным кодексом, а именно со ст.39.1, 39.6 предусмотрено право аренды земельного участка и только через аукцион, поскольку данный земельный участок находится в границах населенного пункта - с.Мамонтово. Коваленко В.С. с заявлением о предоставлении ему участка в аренду и проведении торгов не обращался. Данный земельный участок не предназначен для строительства гаража. В соответствии со ст.39.11 ЗК гражданин не может самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка.
Выслушав стороны, свидетеля Максимова М.П., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пункта 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
05.06.2019 истцом Коваленко В.С. в администрацию Мамонтовского района подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в котором он просил согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал 22:27:011601, для вида разрешенного использования - строительства гаража.
В результате рассмотрения заявления административным ответчиком был направлен ответ от 04.07.2019 г. № 1395 в котором указывалось, что в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано, поскольку на соседнем земельном участке уже установлен знак парковка для инвалидов и там расположена стоянка для клиентов Росреестра и отделения филиала № 2 ГУ АРО ФСС, согласование схемы расположения земельного участка повлечет за собой спорные ситуации.
Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от 29 октября 2019г. признан незаконным отказ Администрации Мамонтовского района Алтайского края в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в виде ответа на заявление от 04.07.2019 № 1395; суд возложил на администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанность повторно рассмотреть заявление Коваленко В.С.
Рассмотрев повторно заявление от 05.06.2019 г. Администрация Мамонтовского района Алтайского края направила ответ от 03.12.2019 за № 2598, согласно которого в соответствии с п.5 ст. 11.10. Земельного кодекса Администрацией района принято решение отказать в рассмотрении заявления от 05.06.2019 г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Мамонтовский районный суд Алтайского края решением от 20.03.2020 г. признал незаконным отказ Администрации Мамонтовского района Алтайского края в рассмотрении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенной в виде ответа на заявление от 03.12.2019 № 2598 и возложил на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление от 05.06.2019 г.
В результате рассмотрения заявления ему направлен ответ от 19 мая 2020 № 1086 за подписью главы Мамонтовского района Алтайского края Волчкова С.А. в котором указывается, что в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано на основании п.5 ст.11.10, пп.1 п.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, поскольку земельный участок расположен в границах населенного пункта - с.Мамонтово, Мамонтовского района Алтайского края, в связи с чем гражданин не может подготовить схему расположения земельного участка.
Суд полагает данный отказ законным и обоснованным.
В соответствии с п. 5 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечено гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъекта РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Подпунктом 3 пункта 1 ст. 39.1 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, что является исключением из общего правила.
На основании подпункта 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Истец же просил утвердить схему расположения земельного участка для строительства гаража, при этом не просил о проведении торгов.
Вместе с тем с учетом вышеприведенных положений законодательства истец не имеет права на предоставление ему в аренду земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 15 пункта 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Порядок подготовки и организация аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 39.11 ЗК РФ.
Согласно положениям данной статьи решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Таким образом, истцу следовало обратиться с заявлением о проведении аукциона на право предоставления испрашиваемого им земельного участка. В рамках принятия указанного решения производится образование земельного участка. Процедура образования земельного участка включает в себя, в том числе, подготовку и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории (подпункт 1 пункта 3 ст. 39.11 ЗК РФ). При этом суд отмечает, что подготовку схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка на кадастровом плане территории и ее утверждение вправе производить уполномоченный орган, в данном случае администрация Мамонтовского района. Вместе с тем истец в администрацию Мамонтовского района с заявлением о проведении аукциона на право предоставления испрашиваемого им земельного участка не обращался.
В данном случае испрашиваемый истцом земельный участок находится в границах населенного пункта - с.Мамонтово, Мамонтовского района Алтайского края. Таким образом, истец не обладает правом на подготовку схемы расположения испрашиваемого им земельного участка. Соответственно, у администрации Мамонтовского района Алтайского края отсутствует обязанность утвердить представленную истцом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кроме того, в настоящее время имеется постановление администрации Мамонтовского района Алтайского края от 24 июля 2020 года № 260, согласно которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, вид разрешенного использования: для размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. А также заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Ссылка истца на то, что ему не представлено мотивированное решение администрации Мамонтовского района на его заявление, не обоснована, поскольку законодательство не предусматривает критериев и требований к решению об утверждении или отказе в утверждении схемы, а потому ответ от 19.05.2020 на заявление Коваленко В.С. суд расценивает как решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Коваленко В.С. к администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании незаконным ответа на заявление, обязании рассмотреть заявление и принять по нему решение, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.
Председательствующий: Т.А.Корякина