14RS0035-01-2023-003584-58
Дело №2-3337/2023
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 13 апреля 2023 года
Якутский городской суд РС(Я) в составе председательствующего судьи Луковцева А.А., при секретаре Тарабукиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осетровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО СК «Якутск» о понуждении совершения действий,
установил:
Осетровский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО СК «Якутск» о возложении на ответчика обязанности в срок в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по устранению нарушений природоохранных требований.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Глушкова Е.В. исковые требования поддержала, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Сидорова О.Ю. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Служба государственного экологического надзора Иркутской области в суд не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, причину неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Пунктом 1 Требований к мероприятиям по уменьшению- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее - Требования № 811), установлено, что требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в период НМУ на объектах I, II и III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух.
В соответствии с п.п. 2 и 5 Требований № 811, мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и реализуются юридическими лицами индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Федеральный закон № 7 - ФЗ) установлено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ, для объектов III категории предусмотрен расчет нормативов допустимого выброса только в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Пунктом 6 Требований № 811 установлено, что разработка мероприятий при НМУ проводится на основании: данных документации- инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчет рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России 06.06.2017 № 273.
Согласно п. 19 Требований № 811, мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ.
Судом установлено, что Осетровской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения ООО СК «Якутск» законодательства по охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам проведенной проверки в адрес ООО СК «Якутск»» были выданы представление об устранении нарушений в области охраны окружающей среды и природоохранных требований, что не оспаривается представителем ответчика.
Как показала проверка Общество эксплуатирует объект «Производственная территория по ремонту и обслуживанию флота», состоящий на государственном учете как объект, которому 02.07.2021 присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Перечнем и количеством вредных веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух при эксплуатации площадки предприятия, расположенной по адресу: ____, образуются вещества 1 класса опасности - бензапирен, хром, 2 класса опасности - марганец и его соединения, формальдегид, фториды плохо растворимые.
В нарушение требований закона Обществом мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии Требованиями № 811, при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не разработаны.
В целях устранения нарушений, 21.03.2022 в адрес ООО СК «Якутск» прокурором внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено 11.04.2022. Согласно информации, соответствующие мероприятия будут разработаны до 30.06.2022.
Вместе с тем, должных мер по устранению нарушений Обществом не предпринято, и согласно дополнительному ответу от 30.08.2022 мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду разрабатываться не будут.
Не соблюдение требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха может повлечь негативное воздействие, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на жизнь и здоровье.
Указанные нарушения требований законодательства существенно нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие плана мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях создает потенциальную опасность окружающей среде, угрозу жизни и здоровью граждан, экологической безопасности, а следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исковые требования суд считает подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Осетровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО СК «Якутск» о понуждении совершения действий удовлетворить.
Обязать ООО СК «Якутск» в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать план мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях для объекта «Производственная территория по ремонту и обслуживанию флота», расположенного по адресу: ____.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья п/п А.А.Луковцев