УИД: 77RS0002-02-2024-011885-30
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Смоленск 29 октября 2024 года
Заднепровский районный суд города Смоленска в составе председательствующего судьи Мартыненко В.М., при секретаре Конюховой А.С.,
с участием представителя истца - старшего помощника Смоленского транспортного прокурора Самусь А.А., представителя ответчика ОАО "РЖД" - Виденина И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смоленского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об обязании совершить определенные действия, поступившее из Басманного районного суда г. Москвы по подсудности,
У С Т А Н О В И Л:
Смоленский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (далее - Транспортный прокурор/истец), действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Басманный районный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"/ответчик) о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу выполнить определенные действия в соответствии с требованиями подп. 1 п. 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, оснастить рельсовый автобус РА-2 №073, состоящий из вагонов №№073-01, 073-02, 073-03, рельсовый автобус РА-2 №0108, состоящий из вагонов №№0108-01, 0108-02, 0108-03 и рельсовый автобус РА-2 №040, состоящий из вагонов №№040-01,040-02 средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах транспортных средств (вагонах), переходных тамбурах, в кабинах машинистов и на путях прохода в салоне (кабины) транспортных средств, а также средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток, обеспечить доступ к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
В обоснование требований указано, что Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Моторвагонным депо Смоленск-1 Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторованного подвижного состава-филиала ОАО "РЖД" (далее-Моторвагонное депо Смоленск-1/депо) требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры при организации и выполнении перевозок железнодорожным транспортом.
Установлено, что ОАО "РЖД" в лице Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" (далее-ОАО "РЖД") в рамках заключенного договора аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (электропоезда/рельсовые автобусы) от 30.12.2022 №184/ЦДМВ (далее-договор) предоставляет АО "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее-АО "ЦППК") во временное владение и пользование моторвагонный подвижной состав и оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспорта локомотивными бригадами моторвагонного депо. Подвижной состав используется с целью перевозки пассажиров и багажа по железнодорожным путям общего пользования.
По условия аренды арендодатель (ОАО "РЖД") оказывает услуги арендатору (АО "ЦППК") по управлению арендованным транспортом локомотивными бригадами арендодателя, по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию транспорта.
Арендодатель должен обеспечивать выполнение требований законодательства РФ в области транспортной безопасности в полном объеме и на предоставляемом АО "ЦППК" в аренду транспорте (п. 4 Договора).
В силу действующего законодательства, ОАО "РЖД" в отношении моторвагонного подвижного состава депо, а именно рельсовых автобусов РА-2-040, РА-2-073, РА-2-108 является субъектом транспортной инфраструктуры и несет обязанности по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности данных объектов транспортной инфраструктуры (далее-ОТИ).
Нормы федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности подвижного состава Моторвагонного депо Смоленск-1 не исполняются.
Так, в ходе осмотра двух головных вагонов рельсового автобуса РА-2 №040 установлено, что головные вагоны №№04002 и 04001 средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах (вагонах), переходных тамбурах и на путях прохода в салон (кабины) головных вагонов, а также средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток не оснащены.
При обследовании рельсовых автобусов РА-2-040, РА-2-073, РА-2-108, которые осуществляют пассажироперевозки в пригородном сообщении установлено, что пассажирские салоны, переходные тамбуры, технические помещения транспортных средств (вагонов) рельсовых автобусов и пути прохода в салон (кабину) транспортных средств не оснащены средствами видеонаблюдения.
Средства обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных в проверенных единицах моторвагонного состава также отсутствуют.
На указанные группы транспортных средств (вагоны в составе каждого поезда) разработаны паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, которые утверждены 26.01.2022 начальником Московской дирекции моторовагонного подвижного состава Центральной дирекции моторовагонного подвижного состава филиала ОАО "РЖД".
В кабинах машинистов головных вагонов обследованного моторвагонного подвижного состава установлены портативные видеокамеры со съемными картами памяти емкостью по 250 Гб, позволяющими вести видеозапись происходящего в кабинах машинистов и за ее пределами по направлению движения поезда.
Вместе с тем, установка только автономных камер видеонаблюдения без оборудования подвижного состава иными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными требованиями №1653 не может обеспечить выполнение требований законодательства о транспортной безопасности и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, пользующегося услугами железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
Бездействие ответчика в отношении рассматриваемых ОТИ создает реальную возможность осуществления акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ, угрозу жизни и здоровью пассажиров и работников железнодорожного транспорта.
Ранее по результатам проверочных мероприятий в Моторвагонном депо Смоленск-1 Смоленским транспортным прокурором 22.11.2023 в адрес начальника Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" внесено представление об устранении нарушений закона.
Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком меры по исполнению требований законодательства, направленные на надлежащее оборудование моторвагонного подвижного состава не приняты.
Отсутствие технических средств обеспечения транспортной безопасности в моторвагонном подвижном составе, находящемся в эксплуатации у Моторвагонного депо Смоленск-1 отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не обеспечивается постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении пассажиров и работников транспорта, повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан (л.д. 5-10).
26.07.2024 определением Басманного районного суда города Москвы настоящее гражданское дело в силу пункта 2 части 2 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) передано на рассмотрение в Заднепровский районный суд города Смоленска для рассмотрения по существу (л.д. 165).
13.09.2024 гражданское дело определением судьи принято к производству Заднепровского районного суда города Смоленска, назначено к рассмотрению в открытом судебном заседании (л.д. 173).
29.10.2024 представителем ответчика ОАО "РЖД" в адрес суда представлены письменные возражения на исковые требования транспортного прокурора, из которых следует, что ответчик считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п. 2.9 руководства "Электропоезда. Общее руководство по капитальному ремонту" ЛВ2.003 КО, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 25.12.2017 №2726р в редакции распоряжения ОАО "РЖД" от 07.12.2022 №3211/р при КР-1 и КР-2 на электропоездах разрешается производить конструктивные изменения оборудования и электрических схем, постановку нового оборудования только на основании утверждённой или согласованной с ОАО "РЖД" технической документации. Изменения, вносимые при ремонте в конструкцию электропоезда, его оборудования и электрическую схему, необходимо указывать в паспортах (формулярах) электропоезда (оборудования). Ремонт узлов, агрегатов и оборудования электропоездов, не указанных в Руководстве ЛВ2 003 КО (далее-Руководство), проводить по технической документации предприятия-изготовителя по согласованию с ОАО "РЖД".
Если отдельные нормы или требования к ремонту деталей, узлов и агрегатов электропоезда не учтены в Руководстве и других документах, указанных в приложении А к Руководству, руководителю ремонтного предприятия совместно с инспектором ОАО "РЖД" предоставляется право под личную ответственность самостоятельно устанавливать нормы и требования исходя из технической целесообразности и безусловного обеспечения безопасности движения электропоездов.
Постановка электропоездов для проведения технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов производится распоряжением ОАО "РЖД" от 19.12.2016 №2585р, согласно которого постановка вагонов электропоездов серии ЭД4М для проведения капитального ремонта в объеме КР-2 выполняется при достижении пробега от постройки 2 400 тыс. км. или при достижении пробега 1 200 тыс. км. от ранее проведенного капитального ремонта в объеме КР-1.
Норма простоя в капитальном ремонте в объеме КР-2, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 20.11.2020 №2559/р составляет 44 календарных дня на вагоны электропоезда серии ЭД4М.
С учетом перечня работ по установке систем видеонаблюдения на вагоны электропоездов, который включает установку дополнительных межвагонных соединений, укладку дополнительного комплекта макета проводов, установку мониторов в кабинах управления и т.д., целесообразнее выполнить данную модернизацию одновременно с проведением капитального ремонта в объеме КР-2, так как при данном виде ремонта выполнены работы по снятию и установке обшивки салонов (тамбуров) и замене проводов.
Отмечено, что недопустимо ставить подвижной состав на капитальный ремонт в объеме КР-2, который не достиг установленного межремонтного пробега, согласно последовательности производственного цикла подвижного состава.
Направление подвижного состава на завод с нарушением производственного цикла для проведения только модернизации по установке видеонаблюдения, повлечет возникновение риска образования дефицита эксплуатируемого парка и нарушения графика движения поездов, в связи с чем возможно невыполнение заявки компании-перевозчика и не дополучение прибыли компании ОАО "РЖД", а также ухудшение качества предоставляемых услуг.
На основании изложенного только в рамках капитального ремонта в объеме КР-2 предоставлено 100% замена электрической проводки подвижного состава.
Кроме того, бюджет ОАО "РЖД" на 2024-2025 г.г. сформирован, в том числе и на оборудование средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах и транспортных средств (вагонах).
Следует принять во внимание, что дирекция не является распорядителем денежных средств, включить затраты на внеплановое проведение работ по оборудованию средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах транспортных средств (вагонах), в запланированный бюджет ОАО "РЖД" в кратчайшие сроки не представляется возможным.
В случае удовлетворения исковых требований ОАО "РЖД" просит увеличить срок исполнения решения суда до 36 месяцев (л.д. 185-187).
В судебном заседании старший помощник Смоленского транспортного прокурора Самусь А.А. поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" Виденин И.Н. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 182-183) иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать, поддержал представленные возражения на иск, указал, что в случае удовлетворения требований прокурора, срок исполнения решения необходимо увеличить до 36 месяцев.
Прокурор полагал возможным отсрочить исполнение решения суда на 36 месяцев.
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее-Закон №35-ФЗ) предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Субъектами транспортной инфраструктуры согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее-Закон №16-ФЗ) являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272 все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Закона №16-ФЗ).
Статьей 8 Закона №16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 №1653 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта (далее-Требований №1653).
Субъект транспортной инфраструктуры (перевозчики) согласно подп. 6 п. 6 Требований №1653 в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязан оснастить транспортное средство в соответствии с утвержденным паспортом транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими реализацию положений настоящего документа.
В частности, в силу подп. 1 п. 10 Требований №1653 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в пригородном сообщении, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны оснастить транспортные средства следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности: средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Судом при рассмотрении дела установлено, сторонами не оспорено, чтоСмоленской транспортной прокуратурой на основании принятого 16.11.2023 решения, проведена проверка соблюдения Моторвагонным депо Смоленск-1 Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторованного подвижного состава-филиала ОАО "РЖД требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры при организации и выполнении перевозок железнодорожным транспортом (л.д. 14, 15).
ОАО "РЖД" в лице Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" в рамках заключенного договора аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (электропоезда/рельсовые автобусы) от 30.12.2022 №184/ЦДМВ предоставляет АО "ЦППК" во временное владение и пользование моторвагонный подвижной состав и оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспорта локомотивными бригадами моторвагонного депо. Подвижной состав используется с целью перевозки пассажиров и багажа по железнодорожным путям общего пользования.
По условия аренды арендодатель (ОАО "РЖД") оказывает услуги арендатору (АО "ЦППК") по управлению арендованным транспортом локомотивными бригадами арендодателя, по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию транспорта.
Арендодатель должен обеспечивать выполнение требований законодательства РФ в области транспортной безопасности в полном объеме и на предоставляемом АО "ЦППК" в аренду транспорте (п. 4 Договора) (л.д. 54-67, 68-71).
В силу закона ОАО "РЖД" в отношении моторвагонного подвижного состава депо, а именно рельсовых автобусов РА-2-040, РА-2-073, РА-2-108 является субъектом транспортной инфраструктуры и несет обязанность по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ).
В ходе осмотра двух головных вагонов рельсового автобуса РА-2 №040 установлено, что головные вагоны №№04002 и 04001 средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах (вагонах), переходных тамбурах и на путях прохода в салон (кабины) головных вагонов, а также средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток не оснащены, о чем составлен акт проверки от 21.11.2023, фототаблица к акту (л.д. 28-31, 32-36).
При обследовании рельсовых автобусов РА-2-040, РА-2-073, РА-2-108, которые осуществляют пассажироперевозки в пригородном сообщении установлено, что пассажирские салоны, переходные тамбуры, технические помещения транспортных средств (вагонов) рельсовых автобусов и пути прохода в салон (кабину) транспортных средств не оснащены средствами видеонаблюдения.
Средства обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных в проверенных единицах моторвагонного состава также отсутствуют.
На указанные группы транспортных средств (вагоны в составе каждого поезда) разработаны паспорта обеспечения транспортной безопасности группы транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные 26.01.2022 ведущим инженером по ТБ Московской дирекции моторвагонного подвижного состава (л.д. 72-76, 91-97, 98-102, 117-124, 125-129, 145-152).
Как видно из акта проверки от 17.11.2023, в кабинах машинистов головных вагонов обследованного моторвагонного подвижного состава установлены портативные видеокамеры со съемными картами памяти емкостью по 250 Гб, позволяющими вести видеозапись происходящего в кабинах машинистов и за ее пределами по направлению движения поезда. К акту проверки от 17.11.2023 приложена фототаблица (л.д. 25-27, 28-32).
По результатам проверочных мероприятий в Моторвагонном депо Смоленск-1 Смоленским транспортным прокурором 22.11.2023 в адрес начальника Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" внесено представление об устранении нарушений закона.
Суд соглашается с доводами истца в том, что установка только автономных камер видеонаблюдения без оборудования подвижного состава иными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными требованиями №1653 не может обеспечить выполнение требований законодательства о транспортной безопасности и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, пользующегося услугами железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
Бездействие ответчика в отношении рассматриваемых ОТИ создает реальную возможность осуществления акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ, угрозу жизни и здоровью пассажиров и работников железнодорожного транспорта.
До настоящего времени ответчиком меры по исполнению требований законодательства, направленные на надлежащее оборудование моторвагонного подвижного состава не приняты.
Изложенные обстоятельства по выявленным нарушениям представитель ответчика фактически не оспорил, однако представил возражения на иск и просил в удовлетворении требований отказать, мотивировав этот тем, что в соответствии п. 2.9 руководства "Электропоезда. Общее руководство по капитальному ремонту" ЛВ2.003 КО, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 25.12.2017 №2726р в редакции распоряжения ОАО "РЖД" от 07.12.2022 №3211/р при КР-1 и КР-2 на электропоездах разрешается производить конструктивные изменения оборудования и электрических схем, постановку нового оборудования только на основании утверждённой или согласованной с ОАО "РЖД" технической документации. Изменения, вносимые при ремонте в конструкцию электропоезда, его оборудования и электрическую схему, необходимо указывать в паспортах (формулярах) электропоезда (оборудования). Ремонт узлов, агрегатов и оборудования электропоездов, не указанных в Руководстве ЛВ2 003 КО (Руководство), проводить по технической документации предприятия-изготовителя по согласованию с ОАО "РЖД".
Если отдельные нормы или требования к ремонту деталей, узлов и агрегатов электропоезда не учтены в Руководстве и других документах, указанных в приложении А к Руководству, руководителю ремонтного предприятия совместно с инспектором ОАО "РЖД" предоставляется право под личную ответственность самостоятельно устанавливать нормы и требования исходя из технической целесообразности и безусловного обеспечения безопасности движения электропоездов.
Постановка электропоездов для проведения технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов производится распоряжением ОАО "РЖД" от 19.12.2016 №2585р, согласно которого постановка вагонов электропоездов серии ЭД4М для проведения капитального ремонта в объеме КР-2 выполняется при достижении пробега от постройки 2 400 тыс. км., или при достижении пробега 1 200 тыс. км. от ранее проведенного капитального ремонта в объеме КР-1.
Норма простоя в капитальном ремонте в объеме КР-2, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 20.11.2020 №2559/р составляет 44 календарных дня на вагоны электропоезда серии ЭД4М.
С учетом перечня работ по установке систем видеонаблюдения на вагоны электропоездов, который включает установку дополнительных межвагонных соединений, укладку дополнительного комплекта макета проводов, установку мониторов в кабинах управления и т.д., целесообразнее выполнить данную модернизацию одновременно с проведением капитального ремонта в объеме КР-2, так как при данном виде ремонта выполнены работы по снятию и установке обшивки салонов (тамбуров) и замене проводов. Недопустимо ставить подвижной состав на капитальный ремонт в объеме КР-2, который не достиг установленного межремонтного пробега, согласно последовательности производственного цикла подвижного состава.
Направление подвижного состава на завод с нарушением производственного цикла для проведения только модернизации по установке видеонаблюдения, повлечет возникновение риска образования дефицита эксплуатируемого парка и нарушения графика движения поездов, в связи с чем возможно невыполнение заявки компании-перевозчика и не дополучение прибыли компанией ОАО "РЖД", ухудшение качества предоставляемых услуг. Только в рамках капитального ремонта в объеме КР-2 предоставлено 100% замены электрической проводки подвижного состава.
Бюджет ОАО "РЖД" на 2024-2025 г.г. сформирован, в том числе и на оборудование средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах и транспортных средств (вагонах). Дирекция не является распорядителем денежных средств, включить затраты на внеплановое проведение работ по оборудованию средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах транспортных средств (вагонах), в запланированный бюджет ОАО "РЖД" в кратчайшие сроки не представляется возможным. В случае удовлетворения иска просил срок исполнения решения суда увеличить до 36 месяцев (л.д. 185-187).
Отсутствие технических средств обеспечения транспортной безопасности в моторвагонном подвижном составе, находящемся в эксплуатации у Моторвагонного депо Смоленск-1 отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не обеспечивается постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении пассажиров и работников транспорта, повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит обращение прокурора в суд с рассматриваемыми требованиями, законным, а заявленные требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения суда, принято во внимание то, что выполнение заявленных в иске работ требует временных, финансовых затрат, определенной специфики проведения таких работ, мнение представителя ответчика, заявленное им ходатайство о продлении срока исполнения решения, отсутствие возражений истца, и в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд возлагает на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации
Поскольку прокурор при подаче иска от уплаты госпошлины был освобожден на основании статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, а его требования удовлетворяются, в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ ОАО "РЖД" должно уплатить госпошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Смоленского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в течение 36 (тридцать шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить действия в соответствии с подп. 1 п. 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности оснастить рельсовый автобус РА-2 №073, состоящий из вагонов №№073-01, 073-02, 073-03; рельсовый автобус РА-2 №0108, состоящий из вагонов №№0108-01, 0108-02, 0108-03; рельсовый автобус РА-2 №040, состоящий из вагонов №№040-01, 040-02 средствами видеонаблюдения в пассажирских салонах транспортных средств (вагонах), переходных тамбурах, в кабинах машинистов и на путях прохода в салоне (кабины) транспортных средств, а также средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток, обеспечить доступ к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд города Смоленска. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий _____________ В.М. Мартыненко
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2024 года.