К делу №2-2859/19
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
25 февраля 2019 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Бровцевой Р.Р.,
при секретаре Кузьмич Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиновьева С.А, к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги и обязании предоставить в собственность за плату земельный участок,
установил:
Зиновьев С.А. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № «Предоставление в собственность за плату земельного участка на территории муниципального образования город Краснодар на основании договора купли-продажи» в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> обязании предоставить в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также подготовить и направить Зиновьеву С.А. проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и взыскании с администрации муниципального образования город Краснодар расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Свои требования мотивировал тем, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения садоводческого товарищества. На указанном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащий Зиновьеву С.А. на праве собственности. С целью получения в собственность за плату вышеуказанного земельного участка на основании договора купли-продажи Зиновьев С.А. обратился с заявлением в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность за плату земельного участка на территории муниципального образования город Краснодар на основании договора купли-продажи», в администрацию муниципального образования город Краснодар. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора купли-продажи земельного участка ему было отказано по причине нахождения запрашиваемого земельного участка за границами населённого пункта со ссылкой на пункты 19 и 21 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ. Данное решение ответчика считает незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Денисов С.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика, администрации МО г. Краснодар по доверенности Береговой Д.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено судом, Зиновьев С.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения садоводческого товарищества.
Основанием для приобретения данного права послужил договор аренды земельного участка № (л/с №) от ДД.ММ.ГГГГ.
На земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес> расположен жилой дом с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащий Зиновьеву С.А. на праве собственности. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ за номером записи регистрации №
Данные сведения подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Кроме того, согласно выкопировке из генерального плана муниципального образования город Краснодар, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, расположен в границах муниципального образования город Краснодар в зоне садоводческих товариществ.
С целью заключения договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка путем выкупа без проведения торгов Зиновьев С.А. обратился с заявлением в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность за плату земельного участка на территории муниципального образования город Краснодар на основании договора купли-продажи», в администрацию муниципального образования город Краснодар. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора купли-продажи земельного участка Зиновьеву С.А. было отказано (письмо исх. №) по причине нахождения запрашиваемого земельного участка за границами населённого пункта.
На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
РР· СЃС‚. 39.20 Р—Рљ Р Р¤ следует, что если РёРЅРѕРµ РЅРµ установлено настоящей статьей или РґСЂСѓРіРёРј федеральным законом, исключительное право РЅР° приобретение земельных участков РІ собственность или РІ аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных РЅР° таких земельных участках.
Как установлено судом, заключенный ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка № (л/с №) был заключен между Зиновьевым С.А. и Администрацией муниципального образования г. Краснодар в лице директора Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар.
Спорный земельный участок, находящийся в аренде, изначально по договору аренды предоставлялся для размещения садоводческого товарищества на условиях аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГ При этом в указанном договоре аренды, права и обязанности по которому принял Зиновьев С.А., не содержится сведений о том, что испрашиваемый в собственность земельный участок обременен каким-либо «расположением за границами населённого пункта». Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка категория земель, к которой отнесен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>: земли населённых пунктов.
Также следует учесть, что, согласно установленного порядка, выделение любого земельного участка, находящего в муниципальной собственности, как в аренду, так и в собственность путем выкупа, в обязательном порядке проходит согласование через Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Соответственно в 2016 году Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар согласовал подписание договора аренды земельного участка № (л/с №) от ДД.ММ.ГГГГ с категорией земель - земли населенных пунктов.
Статья 7 ЗК РФ гласит, что вся земля делится на семь различных категорий: населённых пунктов, сельскохозяйственного назначения, специального назначения (транспортная, энергетическая и промышленные категории), особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, водного фонда, неприкосновенного запаса.
Земли населённых пунктов предназначены для индивидуального жилищного строительства (РР–РЎ) СЃ последующей возможностью получения РїСЂРѕРїРёСЃРєРё/регистрации.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Рными словами, РІСЃРµ контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться РЅР° территории РѕРґРЅРѕРіРѕ муниципального образования или РЅР° территории РѕРґРЅРѕРіРѕ населенного пункта (РїСЂРё этом такие контуры границы РјРѕРіСѓС‚ находиться РІ разных кадастровых кварталах).
Граница любого населенного пункта (города, деревни) отмечается в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Орган местного самоуправления делает ее описание (координаты), которые вносятся в ГКН.
Согласно ст. 84 ЗК РФ, границы населенных пунктов устанавливаются исключительно в документах территориального планирования муниципальных образований (далее также - документы территориального планирования местного уровня). Установление границ населенных пунктов посредством документов территориального планирования субъектов Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) или документов планирования федерального уровня не допускается.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов. Какого-либо извещения Зиновьева С.А. как арендатора об изменении границ населенного пункта, либо внесении изменений в договор аренды земельного участка путем заключения дополнительного соглашения об изменении границ населенного пункта, произведено не было, предложений о расторжении действующего договора аренды земельного участка в адрес административного истца не поступало.
Принимая во внимание все изложенное выше, суд считает, что действия Администрации муниципального образования город Краснодар, выраженные в отказе заключить с Зиновьевым С.А. договор купли-продажи земельного участка, на котором находится принадлежащей ему на праве собственности объект недвижимости, нарушают его право, установленное п. 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации, согласно которому граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Кроме того, нарушается конституционное право Зиновьева С.А., предусмотренное ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в связи с чем суд считает, что отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов противоречит требованиям ЗК РФ и нарушает установленное исключительное право истца как собственника объекта недвижимости, на приобретение в собственность расположенного под данным объектом земельного участка по адресу: <адрес>.
Таким образом, на основании изложенного, отказ администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № в части не согласования проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является необоснованным и незаконным, учитывая, что порядок выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, предоставлен и регламентирован законом, а также создает препятствие истцу в распоряжении жилым домом, принадлежащим ему на праве собственности.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, администрация МО г. Краснодар как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для взыскания государственной пошлины с администрации МО г. Краснодар в пользу истца Зиновьева С.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Зиновьева РЎ.Рђ, Рє администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ Краснодар Рѕ признании незаконным отказа РІ предоставлении муниципальной услуги Рё обязании предоставить РІ собственность Р·Р° плату земельный участок – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении Зиновьеву С.А. муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № «Предоставление в собственность за плату земельного участка на территории муниципального образования город Краснодар на основании договора купли-продажи» в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Зиновьеву С.А. в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также подготовить и направить Зиновьеву С.А. проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В удовлетворении требований о взыскании государственной пошлины — отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.
РЎСѓРґСЊСЏ: