Решение по делу № 2-5407/2024 от 16.08.2024

63RS0039-01-2024-005835-32

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара    09 октября 2024г.

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Косенко Ю.В.,

при секретаре Лазюк Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 5407/2024г. по исковому заявлению прокурора Куйбышевского района г. Самары в интересах Тараненко С. А., Галочкиной М. А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в интересах Тараненко С.А., Галочкиной М.А. в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Тараненко С.А. в связи с нарушением её жилищных прав при переселении из аварийного жилья. В ходе данной проверки установлено, что Тараненко С.А, является собственником изолированного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес> А <адрес>, в которой проживает вместе с матерью Галочкиной М.А. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 20.01.2020г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно протоколу внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара от 17.05.2021г. ситуация, сложившаяся по дому, признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации. Однако, орган местного самоуправления мер по расселению жильцов не принимает, работы по восстановлению дома не проводит, в связи с чем, в настоящее время проживание в аварийном доме представляет реальную угрозу жизни и здоровью жильцов. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 08.05.2024г. Тараненко С.А., в том числе мать Галочкина М.А., признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Тараненко С.А., Галочкиной М.А. жилое помещение по договору социального найма, в границах городского округа Самара, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании представитель истца Рябов И.Ф. поддержал требования по приведенным выше основаниям.

Тараненко С.А. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования, при этом пояснила,

Галочкина М.А. в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поскольку в силу возраста ей затруднительно явиться в судебное заседание.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, извещался надлежащим образом. Поскольку ответчик о дне, месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, с ходатайствами о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался, в соответствии со ст. 235 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие обозначенного участника процесса в порядке заочного производства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации названных конституционных положений в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

В силу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации: жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, где оно находится, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника; в зависимости от того, для чьих нужд изымается участок, выкуп помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1); по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8); признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок; если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором дом расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (часть 10).

Пункт 1 части 2 статьи 57 данного Кодекса закрепляет, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат

В Определении от 12 апреля 2011 года № 551-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма, равно как и их права на внеочередное предоставление жилья, а следовательно, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договорам социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Это, однако, не исключает обеспечения жильем во внеочередном порядке инвалидов из числа имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 этого Кодекса, при соблюдении общих требований жилищного законодательства, включая постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что внеочередное обеспечение жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилье, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 данного Кодекса) (определения от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, от 29 мая 2012 года № 928-О, от 24 сентября 2012 года № 1573-О, от 26 марта 2019 года № 729-О и др.). Расширительное толкование такого регулирования в пользу малоимущих граждан вело бы к нарушению баланса интересов в ситуации ограниченности бюджетных средств - вопреки позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подчеркнувшего в Постановлении от 10 декабря 2019 года № 39-П, что такое регулирование должно осуществляться с учетом интересов всех категорий граждан, которые в силу тех или иных оснований должны быть обеспечены жилыми помещениями.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их конституционно-правовом толковании следует, что наличие права у лица на улучшение жилищных условий по основаниям, не предусматривающим права на внеочередное предоставление жилого помещения, сохраняется после предоставления жилого помещения равнозначного по общей площади ранее занимаемому, признанному непригодным для проживания.

Так, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года № 20-П части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 28, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при применении частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Из материалов дела следует, что Тараненко С.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> А <адрес>, общей площадью 32, 40 кв.м., жилой – 24,10 кв.м.

Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 20.01.2020г. указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно протоколу внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара от 17.05.2021г. ситуация, сложившаяся по дому, признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации. Департаменту управления имуществом г.о. Самара рекомендовано в кратчайшие сроки предоставить жителям данного дома другие жилые помещения.

Из акта обследования межведомственной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара от 11.12.2019г. следует, что величина физического износа указанного выше дома согласно результатам инженерно- технического обследования составляет 82 %, при этом наблюдается искривление горизонтальных линий фасада, отклонение от проектного положения стенового ограждения, на стенах наблюдается разрушение цоколя, деформация, перекос оконных и дверных блоков, зафиксировано гниение конструкций перекрытий, провисание перекрытия. Покрытие кровли участками разрушено, наблюдается рассыхание, биологическое поражение стропильной системы кровли, водоснабжение осуществляется из водоразборных колонок, туалет дворовой, централизованное отопление отсутствует.

Из заключения по результатами обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: <адрес> следует, что проведение капитального ремонта ( ремонтно- восстановительных работ) или реконструкция указанного здания нецелесообразна в связи с учетом значительного физического износа здания и недопустимого состояния строительных конструкций. Данное здание подлежит выводу из эксплуатации ( сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций.

Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 08.05.2024г Тараненко С.А. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 2 человека, в том числе мать Галочкина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Судом установлено, что дом, в котором проживает Тараненко С.А. и Галочкина М.А. имеет значительный физический износ – более 82%, выявленные в ходе обследования дома дефекты конструкций здания свидетельствуют о невозможности его дальнейшей безопасной эксплуатации. Проживание указанных выше лиц в данном доме несет угрозу жизни и здоровья последних.

Данные обстоятельства подтверждаются приведенными выше доказательствами.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что у Тараненко С.А. и Галочкиной М.А. иного жилья в собственности не имеется, последние признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 235 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Тараненко С. А., Галочкиной М. А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, в границах населенного пункта г.о. Самара, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 32, 40 кв.м.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Судья Ю. В. Косенко

Решение изготовлено в окончательном виде 10.10.2024г.

Копия верна. Судья

2-5407/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Галочкина Мария Андреевна
Тараненко Светлана Александровна
Заместитель прокурора Куйбышевского района г. Самары
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Администрация г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самара
Дело на странице суда
leninsky.sam.sudrf.ru
16.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2024Передача материалов судье
23.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2024Судебное заседание
09.10.2024Судебное заседание
10.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее