44RS0028-01-2020-000749-85
Дело № 2а-712/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
судьи Вороновой О.Е.,
при секретаре Кадыбердеевой С.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Волошину В.А. о взыскании пени по налогам,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Волошину В.А. о взыскании недоимки и пени по налогам в общей сумме 136,59 рублей.
Свои требования мотивирует тем, что Волошин В.А. состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика. В период с 29.12.2009 по 20.02.2014 административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем. С 12.01.2010 был зарегистрирован Управлением пенсионного Фонда РФ по Костромскому району Костромской области в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и на основании этого являлся плательщиком страховых взносов. В период осуществления деятельности Волошину В.А. были начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ 52,38 рублей.
Административному ответчику с 17 декабря 2007 года на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: (адрес) с кадастровым номером №, площадью 1476 кв.м. За 2014 год Волошину В.А. исчислен земельный налог в размере 461 рубль. Задолженность уплачена добровольно. В связи с тем, что налог не был уплачен своевременно, на сумму недоимки налогоплательщику были начислены пени за период с 02.10.2015 по 08.11.2015 в размере 59,11 рублей.
Также Волошину В.А. на праве собственности с 08.07.2009 года принадлежит жилой дом по адресу: (адрес) с кадастровым номером №, площадью 90,8 кв.м. Налогоплательщику был исчислен налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 150 рублей. Задолженность уплачена добровольно. В связи с тем, что налог не был уплачен, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени в размере 11,91 рубль за период с 02.10.2015 по 08.11.2015.
Волошин В.А. признается налогоплательщиком транспортного налога, поскольку в 2014 году ему принадлежало транспортное средство Лада Приора. За 2014 год ему был исчислен транспортный налог в размере 1256 рублей. Задолженность по налогу была уплачена добровольно. В связи с тем, что налог не был уплачен, налоговым органом на сумму недоимки были начислены пени за период с 02.10.2015 по 08.11.2015 в размере 13,19 рублей.
Налоговым органом в адрес Волошина В.А. выставлены требования от 08.11.2015, № 375696, от 09.01.2017 №054S1170006171, с указанием добровольного срока уплаты. Всего по административному иску подлежит взысканию задолженность по пени в размере 136,59 рублей. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступала.
Ранее налоговая инспекция обращалась за взысканием указанной задолженности в МССУ № 18 Костромского судебного района, по результатам рассмотрения был вынесен судебный приказ от 26.08.2019 № 2а-2565/2019. В связи с поступившими возражениями от административного ответчика судебный приказ был отменен.
В административном исковом заявлении содержится ходатайство административного истца о восстановлении срока для обращения в суд, пропущенного по причине сбоя компьютерной программы. В случае отказа в удовлетворении ходатайства просили признать задолженность безнадежной ко взысканию.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №7 по Костромской области в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Волошин В.А., будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки в известность не поставил.
С учетом положений ст.ч.2 ст.289 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, материалы дела № 2а-2563/2019 МС СУ № 18, суд приходит к следующим выводам:
Обязанность каждого лица к уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена п. 1 ст. 3 НК РФ.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (статья 19).
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор являются видами местных налогов и сборов.
В силу ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 14 НК РФ транспортный налог является видом региональных налогов и сборов.
В силу абз. 1 ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно подп. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
С 01.01.2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование передано налоговым органам, взыскание задолженности по страховым взносам осуществляется по общим правилам Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 419 Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с п.п.1,2 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В силу п.5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическими лицами определяется статьей 430 НК РФ (действовавшей в редакции в спорный период времени) в следующем порядке:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Тариф по страховым взносам по ст. 425 НК РФ (в ред. от 03.07.2016 № 243-ФЗ вступивший в силу 01.01.2017):
1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 26 процента;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 1,8 процента;
3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
В соответствии со ст.31 НК РФ налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено, что с 17.12.2007 года Волошин В.А. является собственником земельного участка, площадью 1476 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес).
Волошину В.А. на праве собственности с 08.07.2009 года принадлежит жилой дом по адресу: (адрес) с кадастровым номером №, площадью 90,8 кв.м.
Также Волошину В.А. в 2014 году принадлежало транспортное средство *****.
Административный ответчик в период с 29.12.2009 по 20.02.2014 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
12.01.2010 года был зарегистрирован Управлением Пенсионного Фонда РФ по Костромской области в качестве страхователя в территориальном органе пенсионного Фонда РФ, на основании этого являлся плательщиком страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с требованиями налогового законодательства за 2014 год ему был начислен земельный налог в размере 461 рубль, налог на имущество физических лиц в размере 150 рублей и транспортный налог в размере 1256 рублей, но налоговому уведомлению № 655743 от 01.05.2015 года со сроком уплаты от 01.10.2015 года.
В связи с тем, что административный ответчик своевременно не уплатил налоги в порядке ст. 75 НК РФ налоговым органом были начислены пени по земельному налогу в размере 59,11 рублей за период с 02.10.2015 по 08.11.2015, по налогу на имущество физических лиц в размере 11,91 рубль за период с 02.10.2015 по 08.11.2015, по транспортному налогу в за период с 02.10.2015 по 08.11.2015 в размере 13,19 рублей; пени по страховым взносам в размере 52,38 рублей.
Налоговым органом административному ответчику выставлены требования от 08.11.2015, № 375696, от 09.01.2017 №054S1170006171, с указанием добровольного срока уплаты. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступала.
Общая сумма задолженности по пени составляет 136,59 рублей.
Полномочия Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области на право обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций судом проверены, соответствуют положениям ст. 9, 31 Налогового кодекса РФ, п. 4 разд. I Положения о Федеральной Налоговой Службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года № 506.
Таким образом, у суда не имеется сомнений относительно наличия оснований для обращения налогового органа с иском о взыскании суммы пени за просрочку уплаты налога.
Вместе с тем, в силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ в обязанность суда входит проверка соблюдения органом, обратившимся с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Принимая во внимание, что общая сумма взыскания не превышает 3000 рублей, а с момента истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога прошло более трех лет, срок для общения в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности, с учетом отмены судебного приказа МССУ № 18 истек 02.04.2020, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд.
Положениями статьи 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированными государственным органом, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания.
При таких обстоятельствах, установив, что на момент обращения к в суд с настоящим иском налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности в связи с пропуском установленного законодателем срока и убедительных доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе Межрайонной ИФНС №7 по Костромской области в удовлетворении административного искового заявления к Волошину В.А. в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 136,59 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.