Судья Р.Ш. Касимуллин УИД 16RS0042-02-2024-009056-65
Дело № 12-1149/2024
Дело № 77-1282/2024
решение
20 ноября 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Ю. Кокоревым, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Альберта Равильевича Миннибаева на постановление старшего инспектора ЛРР (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) города Набережные Челны Управления Росгвардии по Республике Татарстан от 13 июня 2024 года и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 сентября 2024 года, вынесенные в отношении А.Р. Миннибаева по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего инспектора ЛРР (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) города Набережные Челны Управления Росгвардии по Республике Татарстан от 13 июня 2024 года А.Р. Миннибаев привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 сентября 2024 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба А.Р. Миннибаева – без удовлетворения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан А.Р. Миннибаев, оспаривая факт совершения административного правонарушения, просит вынесенные в отношении него постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к мнению о том, что она подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориального органа оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориальном органе при изменении гражданином постоянного места жительства –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
На основании статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон N 150-ФЗ) газовые пистолеты, револьверы, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, граждане Российской Федерации имеют право приобретать на основании лицензии на приобретение оружия с последующей регистрацией оружия в двухнедельный срок в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту жительства. По лицензии на приобретение оружия допускается регистрация не более пяти единиц указанных видов оружия. Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия. Срок действия лицензии пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, охотничьего метательного стрелкового оружия, не реже одного раза в пять лет обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 150-ФЗ основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания. В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.
Выдача разрешения на новый срок взамен ранее выданного или аннулированного либо взамен разрешения, срок действия которого истек, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Гражданин Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства с заявлением о выдаче нового разрешения взамен ранее выданного в любое время, но не позднее чем за один месяц до дня окончания срока его действия.
Аналогичным образом регламентированы сроки подачи заявлений и необходимых для этого документов, указанные в пункте 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814» (далее по тексту - Инструкция) и пункте 88 Приказа Росгвардии от 14.01.2020 N 8 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» (далее по тексту – Административный регламент).
Материалами дела установлено, что в отношении А.Р. Миннибаева составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола следует, что в 08 часов 40 минут 13 июня 2024 года по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Р. Беляева, дом № 13, кабинет № 6, выявлен факт нарушения А.Р. Миннибаевым установленного срока подачи заявления и документов, необходимых для продления срока действия лицензии ЛОа № 3255462 на приобретение, хранение и ношение принадлежащего ему оружия самообороны марки ИЖ-78-8, калибр 8мм, № 941ЛИС3495, 1999 года выпуска, выданной 19 июня 2019 года сроком действия до 19 июня 2024 года, а именно он обязан был обратиться с заявлением о продлении лицензии вместе со всеми необходимыми документами не позднее 19 мая 2024 года, однако обратился лишь 13 июня 2024 года.
Привлекая А.Р. Миннибаева к административной ответственности по данной норме закона должностное лицо, с мнением которого согласился судья городского суда, пришло к выводу о том, что он нарушил срок подачи заявления и документов, необходимых для продления срока действия лицензии на приобретение, хранение и ношение принадлежащего ему оружия самообороны.
Вместе с тем согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В своих объяснениях, как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при обжаловании постановления должностного лица А.Р. Миннибаев последовательно указывал на то, что 16 мая 2024 года посредствам сервиса «Госуслуги» им были поданы 4 заявки на продление срока действия лицензий на оружие с комплектом документов и оплаченной госпошлиной, однако при подаче четвертой заявки была допущена ошибка, указав (РОХа) вместо (ЛОа).
Данные доводы заслуживают внимания, поскольку из материалов дела следует, что у А.Р. Миннибаева есть лицензия на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны ЛОа № 3255462 и 3 разрешения на хранение и ношение охотничьего, пневматического, огнестрельного оружия и оружия ограниченного поражения и патронов к нему РОХа № 0021312253, РОХа № 19879732, РОХа № 0023037792.
Вместе с тем материалами дела также подтверждается, что А.Р. Миннибаев 16 мая 2024 года, то есть с соблюдением предусмотренного законом срока, через портал государственных услуг Российской Федерации подал 4 заявления на продление разрешений на хранение и ношение охотничьего, пневматического, огнестрельного оружия и оружия ограниченного поражения и патронов к нему – РОХа, которые были приняты к рассмотрению в Росгварии 18 мая 2024 года.
При этом им были приложены все необходимые документы, в том числе подтверждающие, что одна из имеющихся у него лицензий является на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны ЛОа № 3255462.
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента должностные лица органа государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений правил оборота оружия.
В тоже время в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что административный орган, наделенный обязанностями по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений правил оборота оружия и принявший к рассмотрению заявление для продления срока действия лицензии, поданное А.Р. Миннибаевым с ошибкой, в целях недопущения пропуска срока и предупреждения нарушения, предприняло какие-либо действия по уведомлению его о подаче заявления с неправильным указанием вида лицензии и необходимости исправления заявления либо его повторной подаче.
Кроме того, на основании пункта 88 Административного регламента уведомление граждан и юридических лиц об истечении срока действия лицензии или разрешения осуществляется должностными лицами органа государственного контроля (надзора) по месту учета оружия в срок от трех месяцев, но не позднее чем за 1 месяц до окончания срока действия соответствующих лицензии или разрешения.
В свою очередь сведений о том, что А.Р. Миннибаев каким-либо образом извещался об истечении срока действия лицензий, материалы дела не содержат.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства и исследованная совокупность доказательств свидетельствуют о том, что А.Р. Миннибаев исполнил возложенную на него обязанность подать в соответствующий орган в установленные сроки не позднее 19 мая 2024 года заявление для продления срока действия лицензии ЛОа №3255462, поскольку допущенная им в заявлении ошибка не может указывать на нарушение им предусмотренного законом срока на подачу данного заявления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание изложенное, вынесенные в отношении А.Р. Миннибаева постановление должностного лица и судебное решение подлежат отмене, производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
жалобу Альберта Равильевича Миннибаева удовлетворить.
Постановление старшего инспектора ЛРР (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) города Набережные Челны Управления Росгвардии по Республике Татарстан от 13 июня 2024 года и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 сентября 2024 года, вынесенные в отношении А.Р. Миннибаева по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья