РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2022 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Айнулиной Г.С.,
при секретаре судебного заседания Фроловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-627/2022 по исковому заявлению администрации сельского поселения Волжское муниципального района Сызранский Самарской области к администрации муниципального района Сызранский Самарской области о признании наличия реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка и исключении из ЕГРН сведений о местоположения границ земельного участка,
у с т а н о в и л:
Истец администрация сельского поселения Волжское муниципального района Сызранский Самарской области обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Сызранский Самарской области, в котором просила признать наличие реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (далее – КН) №, площадью 17496,53 кв.м. с адресным местоположением: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, АОЗТ «Россия» и исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о местоположении координат характерных точек границ указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала в иске, что администрацией сельского поселения Волжское муниципального района Сызранский Самарской области заключен муниципальный контракт от 01.11.2021 с АО «РКЦ «Земля» на внесение изменений в карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты правил землепользования и застройки и постановке на кадастровый учет территориальных зон, в целях приведения в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При проведении работ АО «РКЦ «Земля», по установлению границ территориальной зоны Сх4/1 - зона садоводства, предназначена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, отдыха при соблюдении видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, было выявлено пересечение границ обособленного земельного участка с КН № входящего в состав единого землепользования с КН №, что подтверждается обращением ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № от 26.07.2022.
Также обособленный земельный участок с КН №, входящий в состав единого землепользования с КН № пересекает границы еще восьми ранее учтенных земельных участков.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Земельного кодекса Российской Федерации, указала, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в ЕГРН сведениями о таких земельных участках.
Так, согласно пункту 21 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы образуемого земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
Из ответа Росреестра № от 22.08.2022 в государственном фонде данных сведений о землеустроительной документации на земельный участок с КН №, не имеется.
Кроме того, ссылаясь на часть 6 статьи 61 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указала, что государственный кадастровый учет изменений земельного участка носит заявительный характер, в связи с чем, приведение местоположения земельного участка с КН № (входящего в состав единого землепользования с КН №, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, АОЗТ «России») в соответствие с его фактическим месторасположением на местности будет возможно в случае обращения в орган регистрации прав собственника данного земельного участка с соответствующим заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости и предоставлением документов, необходимых для кадастрового учета.
По сведениям ЕГРН правообладатель земельного участка с КН № отсутствует. В Едином государственном реестре юридических лиц сведения о юридическом лице АОЗТ «Россия» <адрес>, отсутствуют, в связи с чем, необходимо исключить из ЕГРН сведения о местоположении границы обособленного земельного участка с КН №. Исключение указанных сведений из состава государственного кадастра недвижимости не влечет за собой прекращение права или не повлечет за собой снятие земельных участков с кадастрового учета, а лишь приведет к исключению сведений о координатах характерных точек границ обособленного земельного участка с КН №.
В настоящее время данные обстоятельства препятствуют постановке на кадастровый учет территориальной зоне Сх4/1 - зона садоводства, предназначена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, отдыха при соблюдении видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
В судебное заседание представитель истца администрации сельского поселения Волжское муниципального района Сызранский Самарской области – Шелехова Т.В., действующая на основании доверенности от 01.07.2021 не явилась, в письменном заявлении, представленном в суд, просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика администрации муниципального района Сызранский Самарской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 76), об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Росреестра по Самарской области и АО «РКЦ «Земля» о времени и месте рассмотрения дела извещены в порядке ч. 2.1. ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в суд не направили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили. Суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил, рассмотреть дело в отсутствии представителей указанных третьих лиц.
Изучив исковое заявление, исследовав гражданское дело, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существующего до нарушения прав, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из разъяснений, данных в п. 45 Пленума ВС РФ № 10 Пленума ВАС РФ № 22 от 29. 04. 2010 года, в силу ст. ст. 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению, если истец докажет, что является собственником и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законного владения.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту ФЗ «О государственной регистрации недвижимости) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 данной статьи).
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Положениями статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости установлено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ч. 2).
В силу положений ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного учета и (или) государственной регистрации права является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Согласно ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1).
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10).
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
Согласно ч. 1 ст. 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В соответствии с Приказом Росреестра от 14.12.2021 №П/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2022 №68008) межевой план составляется на основе выписки из ЕГРН об определенном земельном участке и (или) сведений об определенной территории, например, в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения описания местоположения границ земельных участков, а также на основе сведений ЕГРН о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства при наличии таких объектов на земельном участке, в отношении которого выполняются кадастровые работы (п.2).
В пункте 21 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 года №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (утратил силу в связи с принятием Приказом Росреестра от 14.12.2021 №П/0592) было указано, что межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.
Для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Частью 1 статьи 64 ЗК РФ установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статьей ст. 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, в границах АОЗТ «Россия» поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением КН № (единое землепользование) (л.д. 51 – 58).
В состав выше указанного единого землепользования с КН № входит земельный участок с КН №, площадью 17496,53 кв.м., по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, АОЗТ «Россия», сведения о правообладателе которого в ЕГРН отсутствуют (л.д. 62 - 67).
Кроме того, согласно сообщению Управления Росреестра по Самарской области № от 22.08.2022 в государственном фонде данных сведений о землеустроительной документации на земельный участок с КН № не имеется (л.д. 24).
Администрацией сельского поселения Волжское муниципального района Сызранский Самарской области 01.11.2021 заключен муниципальный контракт с АО «РКЦ «Земля» на внесение изменений в карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты правил землепользования и застройки и постановке на кадастровый учет территориальных зон, в целях приведения в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При проведении работ АО «РКЦ «Земля» по установлению границ территориальной зоны Сх4/1 - зона садоводства, предназначена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, отдыха при соблюдении видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, было выявлено пересечение границ обособленного земельного участка с КН № входящего в состав единого землепользования с КН №, что подтверждается сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № от 26.07.2022 (л.д. 17 – 21).
Истцом в материалы дела представлено экспертное заключение ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 17.10.2022, из которого следует, что при проверке сведений о координатах характерных точек границ земельного участка территориальных зон с границами земельного участка с КН № и входящими в его состав обособленными земельными участками выявлено пересечение границ территориальной зоны: «Зона садоводства (Сх4/1) сельского поселения Волжское муниципального района Сызранский Самарской области с границами обособленного участка с КН №, входящего в единое землепользование с КН в ЕГРН границы земельного участка с КН № пересекают границы еще восьми земельных участков (л.д. 79 – 81).
Поскольку правообладатель земельного участка, а также документация на земельный участок с КН № - отсутствуют, в связи с выявленным пересечением, администрация сельского поселения Волжское муниципального района Сызранский Самарской области лишена возможности обратиться в ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по вопросу нормализации сведений в отношении земельного участка с КН №, так как государственный кадастровый учет изменений земельного участка носит заявительный характер.
Исходя из установленных судом обстоятельств и проанализировав в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60 и ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с КН №, внесенные в ЕГРН, не соответствуют их фактическому местоположению.
При установленных обстоятельствах суд полагает возможным признать реестровой ошибкой включение в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с КН № и исключить из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границ указанного земельного участка, поскольку фактическое местоположение границ земельного участка не соответствует сведениям в ЕГРН, графического материала подтверждающего фактическое местоположение границ земельного участка не имеется, выявленное пресечение границ исключает подготовку межевого плана на земельный участок истца в соответствии с требованиями ст. 22, п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и препятствует постановке на кадастровый учет территориальной зоны Сх4/1 - зона садоводства. Истцом представлены доказательства в обоснование данных заявленных исковых требований.
Устранить нарушение прав истца во внесудебном порядке не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
Исковое заявление администрации сельского поселения Волжское муниципального района Сызранский Самарской области удовлетворить.
Признать реестровой ошибкой в сведениях Единого государственного реестра недвижимости - сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 17496,53 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, <адрес>, АОЗТ «Россия».
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 17496,53 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, №, АОЗТ «Россия».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11.11.2022.
Судья –