ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 июля 2022 года г. Нягань
Судья Няганского городского суда Ханты - Мансийского автономного округа – Югры Низова Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няганского городского суда, расположенного по адресу: г. Нягань, ул. Сибирская, д. 12, пом. 1, материал об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия», юридический и фактический адрес: <адрес>, ИНН 8610020316, ОГРН 1078610000578, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от дата обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» (далее - ООО «Стройиндустрия») вменяется эксплуатация опасного производственного объекта: «Сеть газопотребления ООО «Стройиндустрия» <адрес>, рег. №, III класса опасности, дата регистрации дата, расположенного по адресу: <адрес>, с нарушением обязательных требований, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности), а именно в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по указанному месту осуществления деятельности.
Местом совершения административного правонарушения указан адрес: <адрес> временем совершения правонарушения указана дата его обнаружения – дата.
Должностное лицо административного органа и законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитник, а также ОСП по г. Нягани УФССП России по ХМАО – Югре в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Оснований для признания обязательным присутствия законного представителя юридического лица и должностного лица административного органа не имеется, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Изучив административный материал в целом, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно Примечанию к данной статье, под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Как следует из материалов дела ООО «Стройиндустрия» вменяется эксплуатация опасного производственного объекта: «Сеть газопотребления ООО «Стройиндустрия» <адрес>, рег. №, III класса опасности, дата регистрации дата, расположенного по адресу: <адрес> в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Исходя из особенностей конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках производства по данному делу является установление факта принадлежности опасного производственного объекта, на котором выявлено соответствующее нарушение, лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Так, основным доказательством нарушения ООО «Стройиндустрия» требований закона об эксплуатации опасного производственного объекта и его принадлежности обществу являются скриншоты с экрана компьютера о том, что за ООО «Стройиндустрия» зарегистрирован опасный производственный объект, расположенный в <адрес> а также о том, что у ООО «Стройиндустрия» отсутствует лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности.
При этом, доказательства реальной фактической эксплуатации ООО «Стройиндустрия» опасного производственного объекта до получения лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в материалах дела отсутствуют.
Между тем, по смыслу закона, состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в действиях юридического лица, заключающийся в эксплуатации опасного производственного объекта без лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, может иметь место лишь в случае, реальной, фактической эксплуатации такого объекта. Указанный вывод следует из положений совокупности нормативных актов, регулирующих данные правоотношения.
Так, в соответствии с пунктом 3 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», данные Требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).
В соответствии с п. 6 Требований, отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли (п. 10 Требований).
В соответствии с п. 14 Требований для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра: д) виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта; л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений).
В соответствии со ст. 6 Закон о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закон о промышленной безопасности ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закон о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21.07. 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются: 4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Согласно п. 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются: б) наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах; в) соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются: б) эксплуатация технических устройств, применяемых на объектах, в пределах установленных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) установленного ресурса); т) наличие документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, или наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также: а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях); б) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации); в) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности;
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» эксплуатация опасного объекта - ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, техническое перевооружение, капитальный ремонт, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте.
Из указанных выше нормативных актов следует, что законодатель разделяет понятия планируемой эксплуатации опасного производственного объекта (лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять) и уже осуществляемую эксплуатацию опасного производственного объекта (лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии осуществляет).
В связи с чем, как следует из смысла вышеуказанных нормативных актов, состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ может иметь место в рассматриваемой ситуации тогда, когда юридическое лицо фактически, реально осуществляет лицензируемый вид деятельности, но при этом не имеет лицензии на данный вид деятельности.
Отсутствие лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта без реального осуществления лицензируемого вида деятельности (то есть без признаков фактического обращения опасного вещества или горючей пыли) не может образовывать состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, так как в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Так как закон позволяет получать лицензию на планируемый вид деятельности, требующий лицензирования, то действия лица, фактически не осуществляющего без лицензии опасный вид деятельности, не могут быть расценены как противоправные и не влекут ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства осуществления ООО «Стройиндустрия» деятельности подлежащей лицензированию, то состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ не подтвержден.
При этом в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с чем, по делу имеются неустранимые сомнения в виновности Общества в совершении правонарушения и все сомнения должны быть истолкованы в пользу лица привлекаемого к ответственности.
Кроме того, исходя из конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках производства по данному делу, является установление, помимо прочего, даты совершения Обществом вменяемого ему правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В протоколе об административном правонарушении от дата имеется ссылка на то, что правонарушение, допущенное ООО «Стройиндустрия» является длящимся, в связи с чем датой его совершения является дата его обнаружения – дата.
Между тем, доказательства, на основании которых можно было бы установить день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, необходимых процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения не производилось, квалифицирующие признаки вмененного ООО «Стройиндустрия» правонарушения не установлены, достоверные доказательства вины ООО «Стройиндустрия» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, не представлены.
При таких обстоятельствах, основания для привлечения ООО «Стройиндустрия» к административной ответственности отсутствуют, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья Низова Ю.Е.