№ 2а – 50/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Майя 17 января 2018 года
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Билюкиной И.Г., при секретаре судебного заседания Пинигиной А.С., с участием старшего помощника прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Евстафьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
заместителя прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус (район)» о незаконном бездействии по разработке и утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов и по обеспечению информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, возложении обязанности в трехмесячный срок разработать, утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования и разместить его на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет»,
установил:
Заместитель прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации МО «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус (район)» (далее – МО «Рассолодинский наслег») с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование требования указывает, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора в сфере защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства проведена проверка деятельности муниципальных образований, по результатам которой установлено, что в нарушение п.1 ст. 11 ФЗ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», п.28 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 6 ФЗ от 28.12.2009 « 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Порядка разработки, утверждения, изменения и дополнения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления РС (Я), утв. приказом № 218-ОД Министерства экономики РС (Я), администрацией в МО «Рассолодинский наслег» не разработаны и не утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования.
В соответствии с ч.5 ст. 10 ФЗ от 28.12.2009 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Официальным информационным порталом Республики Саха (Якутия), на котором размещается информация о деятельности в том числе органов местного самоуправления является http://sakha.gov.ru. Как установлено проверкой, схема размещения нестационарных торговых объектов на официальном сайте муниципального образования «Рассолодинский наслег» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещена.
Указывает, что выявленные нарушения препятствуют принципам доступности и открытости информации при государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, нарушают права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на получение надлежащей информации, предусмотренной федеральным законодательством.
Административный истец - прокурор Евстафьева С.Д. в суде исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО «Рассолодинский наслег» Макаров И.В. в суд не явился, надлежаще извещен о дате и месте рассмотрения дела, причину неявки суду не сообщил, не направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия или об отложении рассмотрения дела. Он направил в суд копию постановления администрации МО «Рассолодинский наслег» № 22-п от 6 декабря 2017 года «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Рассолодинского наслега», копию данного Положения со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Рассолодинского наслега в виде таблицы и скриншот с сайта Рассолодинского наслега, где видно, что указанные постановление и положение размещены в сайте. С таблицы-схемы видно, что 3 киоска размещены в культурно-обрядовом центре по <адрес>, находятся в пользовании ИП И., ИП Т., ИП Я. В данных киосках продают продукты и промтовары.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ рассматривает дело без участия представителя административного ответчика – администрации МО «Рассолодинский наслег».
Административный истец Евстафьева С.Д., ознакомившись с направленными административным ответчиком документами, пояснила, что по административному иску не требовалось разрабатывать и утверждать Положение о порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Рассолодинского наслега. Приложенная к постановлению схема в виде таблицы, не является схемой. Схема должна быть составлена в виде карты Рассолодинского наслега с отметкой, где будут размещены нестационарные торговые объекты. Как следует из п.6 ст. 2 ФЗ № 381-ФЗ, нестационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Как видно со скриншота, схема размещения нестационарных торговых объектов не размещена в сайте наслега. Просит суд удовлетворить иск прокурора полностью. Направленные административным ответчиком документы не подтверждают добровольное исполнение требований прокурора.
Заслушав доводы административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее по тексту – ФЗ № 209-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В силу п. 28 ч.1 и ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства также относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно ч.2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) (далее по тексту – ФЗ №381-ФЗ), органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с п.1 ст. 2 ФЗ №381-ФЗ, торговая деятельность (далее также - торговля) – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Согласно ч.3 ст. 17 ФЗ №381-ФЗ, органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:
1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Как следует из п.6 ст. 2 ФЗ № 381-ФЗ, нестационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу ч.2 и ч.3 ст. 10 ФЗ № 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки, утверждения, изменения и дополнения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) утвержден Приказом Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 25.12.2015 №218-ОД, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области торговой деятельности, внедрению оценки регулирующего воздействия, содействию развитию конкуренции.
Данный порядок разработан в целях:
- установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований в РС (Я);
- создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения;
- формирования здоровой конкурентной среды в сфере торговли;
- восполнения недостающей стационарной торговой сети для достижения нормативов минимальной обеспеченности площадью торговых объектов;
- обеспечения рационального размещения розничной торговой сети и наиболее полного удовлетворения потребности населения в торговом обслуживании;
- соблюдения баланса интересов между населением, субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими торговую деятельность, органами местного самоуправления.
Согласно постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2011 №201 «Об официальном информационном портале Республики Саха (Якутия), http://www.sakha.gov.ru является официальным информационным порталом Республики Саха (Якутия), в том числе органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
Как установлено судом, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, администрацией МО «Рассолодинский наслег» схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не разработана и не утверждена, на официальном сайте в сети «Интернет» не размещена.
Данный факт также подтверждается имеющимся в материалах дела письменным ответом главы администрации МО «Рассолодинский наслег» И.В. Макарова от 12.12.2016 года (л.д. 8) на требование прокурора о предоставлении информации (л.д. 7).
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие администрации МО «Рассолодинский наслег» по непринятию мер к разработке и утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов и по обеспечению информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку администрация поселения в соответствии с требованиями ФЗ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», п.28 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 6 ФЗ от 28.12.2009 « 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», обязана разработать и утвердить схему размещения на территории поселения нестационарных торговых объектов и разместить ее на информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Вышеуказанные направленные административным ответчиком документы суд не может оценивать как добровольное исполнение требований прокурора и, соглашаясь с мнением административного истца, считает, что приложенная к постановлению схема в виде таблицы, не является схемой размещения нестационарных торговых объектов. Схема должна быть составлена в виде карты Рассолодинского наслега с отметкой, где будут размещены нестационарные торговые объекты. Как следует из п.6 ст. 2 ФЗ № 381-ФЗ, нестационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Как видно со скриншота, схема размещения нестационарных торговых объектов не размещена в сайте наслега. Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не выполнены требования прокурора и указанных им нормативных актов, в связи с чем, иск административного истца – прокурора подлежит полному удовлетворению.
В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда по требованию прокурора – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу подп. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик подлежит освобождению от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 175 -180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» о незаконном бездействии по разработке и утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов и по обеспечению информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, возложении обязанности в трехмесячный срок разработать, утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования и разместить его на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет», - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Муниципального образования «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» по разработке и утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов и по обеспечению информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, – незаконным.
Обязать администрацию Муниципального образования «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» разработать, утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов муниципального образования и разместить его на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет».
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ установить администрации муниципального образования «Рассолодинский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» трехмесячный срок для исполнения решения суда, со дня вступления решения в законную силу.
Сторон освободить от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня оглашения, через Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья И.Г. Билюкина