Дело № 2-1120/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2017 года с.Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Тюхтеневой Т.В., при секретаре Беляшевой Е.В., с участием заместителя прокурора Улаганского района Казанцева Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Челушманское сельское поселение» о возложении обязанности установить пандус и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Челушманское сельское поселение» о возложении обязанности установить пандус и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Улаганского района проведена проверка исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями законодательства в части гарантированных прав инвалидов, детей-инвалидов, в том числе в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Ч. 2 ст. 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с преамбулой к ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права международными договорами Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование: жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Свод правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно п. 4.1.14 указанного свода правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м., а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м. следует заменять подъемными устройствами. Между тем, здание администрации МО «Челушманское сельское поселение», которое является объектом социальной инфраструктуры, расположенное по адресу: <адрес> не оборудовано пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, к этим объектам, что подтверждается актом проверки прокуратуры района. Согласно выписке, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии собственником здания, расположенного по адресу <адрес> является администрация МО «Челушманское сельское поселение». В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании заместитель прокурора Улаганского района Н.А.Казанцев поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил и не представил сведения о причинах неявки в суд, в связи с чем, дело в соответствии с ч. 4 ст.167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав заместителя прокурора Н.А.Казанцева, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что здание администрации МО «Челушманское сельское поселение», расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности сельской администрации Челушманского сельского поселения Улаганского района, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Также судом установлено, что в здании администрации Челушманского сельского поселения отсутствует вход, приспособленный для инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
В соответствии с п.3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
С 01.01.2013 г. введен в действие «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 (далее - Свод Правил 59.13330.2012), где указаны конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В действующем Своде Правил 59.13330.2012 установлено, что пандусом является сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске. Поручень: компонент лестницы или пандуса, который задает направление и обеспечивает поддержку на уровне руки при движении (Б. 21, Б. 32 Приложения Б к Своду правил 59.13330.2012).
В соответствии с требованиями п.5, подп. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.4, 5.1.9 Свода правил 59.13330.2012 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. Наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Указанная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 г. N 689-О-О.
В силу вышеприведенных норм обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации и оборудования входа в здание специальными приспособлениями возлагается судом на администрацию Челушманского сельского поселения.
Ответчиком факт указанных нарушений не отвергнут.
Согласно ст.ст. 56, 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства, представленные прокурором Улаганского района, суд расценил как относимые и допустимые.
Таким образом, исковое заявление прокурора Улаганского района к администрации МО «Челушманское сельское поселение» о возложении обязанности установить пандус и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, подлежит удовлетворению.
В силу п.п.9 п.1 статьей 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины.
В этой связи и на основании п.4 ст.103 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст.2 ФЗ от 25.11.2008 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», расходные обязательства Российской Федерации, связанные с реализацией ст. 95, 97 и 103 ГПК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляются за счет ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на содержание судов общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Челушманское сельское поселение» о возложении обязанности установить пандус и поручни для обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Челушманское сельское поселение» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски путем оборудования пандусом и поручнями вход здания администрации МО «Челушманское сельское поселение», расположенного по адресу: <адрес> в срок до 01 июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 22 ноября 2017 года.
Председательствующий Т.В. Тюхтенева