Дело № 2-110/2024
УИД № 35RS0018-01-2024-000168-28
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2024 года.
Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2024 года.
19 июля 2024 года с. Нюксеница
Нюксенский районный суд Вологодской области в составе:
Председательствующего - судьи Арсентьева Н.И.,
С участием помощника прокурора Нюксенского района Иванова Д.В.,
При секретаре Кормановской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нюксенского района Вологодской области к муниципальному автономному учреждению культуры «Нюксенский Центр культурного развития» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нюксенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению культуры «Нюксенский Центр культурного развития»(далее- МАУК «Нюксенский Центр культурного развития») о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обосновании требований указано, что ответчиком не обеспечено выполнение общих требований пожарной безопасности, что нарушает права граждан на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время пребывания в здании. В результате проверки выявлены факты нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Ссылаясь на фактические обстоятельства дела и требования действующего законодательства РФ, просил обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов ликвидировать размещение мебели и предметов на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов (вход с <адрес>); в зрительном зале кресла и стулья соединить между собой в ряды и прочно закрепить к полу (концертный зал); убрать огнетушитель, расположенный в концертном зале, препятствующий безопасной эвакуации людей (у входа на сцену); обеспечить проведение противопожарных инструктажей по программам, указанными в пунктах 7 и 8 Приказа МЧС России от 18.11.2021 № 806; обеспечить прохождение обучения мерам пожарной безопасности работников, перед их допуском к работе с отражением результатов обучения в журнале регистрации инструктажей; провести работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся в ходе эксплуатации здания отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами (заделать отверстие в потолке); устранить разрушение напольного покрытия на путях эвакуации (запасной выход со стороны кафе «Левый Берег»).
В судебном заседании помощник прокурора Нюксенского района Иванов Д.В. заявленные требования по доводам иска поддержал, просил удовлетворить. По существу пояснил, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан при нахождении в учреждении культуры, сведений об устранении нарушений не представлено.
Представитель ответчика директор МАУК «Нюксенский Центр культурного развития» Ламова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в представленном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие, сообщила о согласии с исковыми требованиями.
Представитель третьего лица - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Неявка в судебное заседание представителя ответчика и третьего лица, извещенных судом в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусматривают судебную защиту в качестве способа защиты нарушенных прав, что может быть обеспечено присуждением к исполнению обязанности в натуре(ст. 12 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в связи с чем обращение прокурора района в суд с настоящим иском соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Так же, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
На основании подпункта «а» пункта 27 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.
Лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации(п.3).
Руководитель организации обеспечивает проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами(п.15).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»(п.23).
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать мебель (за исключением сидячих мест для ожидания) и предметы (за исключением технологического, выставочного и другого оборудования) на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов, в переходах между секциями, у выходов на крышу (покрытие), а также демонтировать лестницы, поэтажно соединяющие балконы и лоджии, лестницы в приямках, блокировать люки на балконах и лоджиях квартир(п.27(б)).
В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья следует соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи на путь эвакуации или к эвакуационному выходу. В зрительных залах с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не проводиться при обязательном соединении их в ряду между собой(п.94).
Огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание(п.409).
На основании пункта 9 Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806, противопожарные инструктажи проводятся по программам, разработанным лицами, указанными в пунктах 7 и 8 настоящего Порядка, и утвержденным руководителем организации или лицами, назначенными руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты в организации.
Судом установлено, что прокуратурой Нюксенского района с участием представителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области проведена проверка состояния пожарной безопасности МАУК «Нюксенский Центр культурного развития».
В результате проверки выявлено, что: при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов допущено размещение мебели и предметов на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов (вход с <адрес>); в зрительном зале кресла и стулья не соединены между собой в ряды и прочно не крепятся к полу (концертный зал); огнетушитель, расположенный в концертном зале, препятствует безопасной эвакуации людей (у входа на сцену); противопожарные инструктажи проводятся не по программам, указанными в пунктах 7 и 8 Приказа МЧС России от 18.11.2021 № 806; лица допускаются к работе на объекте защиты без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (отсутствуют подписи в журнале регистрации инструктажей); руководитель организации не обеспечил проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся в ходе эксплуатации здания отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами (отверстие в потолке); имеется разрушение напольного покрытия на путях эвакуации (запасной выход со стороны кафе «Левый Берег»), чем нарушены требования пункта 3,15, 23,27(а,б), 94,409 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, пункта 9 Приказа МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».
МАУК «Нюксенский Центр культурного развития» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством РФ, обязано обеспечивать выполнение мероприятий по противопожарной безопасности(п.1.4,1.10, 4.4 Устава).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ здание МАУК «Нюксенский Центр культурного развития» расположено по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, является одноэтажным, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находится в оперативном управлении ответчика с ДД.ММ.ГГГГ.
Отраженные в исковом заявлении нарушения законодательства РФ и заявленные истцом требования письменно признаны представителем ответчика и по существу им не оспаривались.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности подтверждены объяснениями участников процесса и другими представленными в материалы дела доказательствами, сведений об устранении допущенных нарушений в материалы дела не поступило. Указанные выше нарушения требований пожарной безопасности ущемляют права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья во время пребывания в учреждении культуры, что возможно устранить путем возложения на ответчика обязанности по исполнению заявленных требований прокурора Нюксенского района Вологодской области, которые являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок для исполнения решения суда в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Нюксенского района Вологодской области(ИНН №, ОГРН №) к муниципальному автономному учреждению культуры «Нюксенский Центр культурного развития»( ИНН №, ОГРН №) удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное учреждение культуры «Нюксенский Центр культурного развития» в срок до четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов ликвидировать размещение мебели и предметов на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов (вход с <адрес>);
в зрительном зале кресла и стулья соединить между собой в ряды и прочно закрепить к полу (концертный зал);
убрать огнетушитель, расположенный в концертном зале, препятствующий безопасной эвакуации людей (у входа на сцену);
обеспечить проведение противопожарных инструктажей по программам, указанными в пунктах 7 и 8 Приказа МЧС России от 18.11.2021 № 806;
обеспечить прохождение обучения мерам пожарной безопасности работников, перед их допуском к работе с отражением результатов обучения в журнале регистрации инструктажей;
провести работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся в ходе эксплуатации здания отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами (заделать отверстие в потолке);
устранить разрушение напольного покрытия на путях эвакуации (запасной выход со стороны кафе «Левый Берег»).
Составление мотивированного решения отложить до 22 июля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Н.И. Арсентьев