Решение по делу № 33а-2899/2020 от 26.05.2020

№33a-2899/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 16 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозовой С.Г.

судей Боровского В.А., Григорьевой Н.М.,

при секретаре Голушко П.Е,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Сапачук Светланы Павловны на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 16 января 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление МИФНС России №2 по Ленинградской области к Сапачук Светлана Павловне о взыскании обязательных платежей и санкций

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

МИФНС России №2 по Ленинградской области обратились в суд с административным иском к Сапачук С.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2015-2017 г.г. в сумме 3589 руб., пени в размере 66,54 руб., недоимки по земельному налогу за 2016 г. в размере 701 руб., пени в размере 19,78 руб., а всего – 4367,32 руб.

В обоснование административного иска указали, что Сапачук С.П. имеет в собственности, указанные в налоговом уведомлении земельный участок и жилой дом, которые являются объектами налогообложения в соответствии с главами 31 и 32 НК Российской Федерации. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления, в котором в соответствии с п.3 ст.52 НК Российской Федерации указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В порядке ст.69-70 НК Российской Федерации налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени, о чем свидетельствует список заказных писем. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет задолженностей. 21.08.2019 г. мировой судья судебного участка №47 Ленинградской области отменил судебный приказ от 19.07.2019 г. по делу №2а-1590/2019 о взыскании с Сапачук С.П. задолженности по налогу и пени, так как налогоплательщик представил возражения относительно исполнения судебного приказа.

В судебном заседании первой инстанции стороны, извещенные надлежащим образом, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 2, 62).

Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 16.01.2020 г. административные исковые требования удовлетворены полностью (л.д. 89-92).

В апелляционной жалобе, содержащей заявление о восстановлении срока на ее подачу, Сапачук С.П. просит об отмене решения суда, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 116-119).

Административным истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просят решения суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д. 158-160).

Определением суда от 26.03.2020 г. срок на подачу апелляционной жалобы восстановлен (л.д. 122-123).

Стороны, будучи уведомленным надлежащим образом, в заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении не заявляли.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, с учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 25.06.2020 г. принят отказ МИФНС №2 по Ленинградской области от административного искового заявления в части взыскании с Сапачук С.П. пени по налогу на имущество в сумме 2,00 рубля и пени на земельный налог в сумме 6,21 рублей, а всего на сумму 8,21 рублей. В данной части решение суда от 16.01.2020 г. отменено, производство по административному делу в указанной части прекращено, в части остальных заявленных требований, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Сапачук С.П. на праве собственности принадлежит 1/2 доли земельного участка с кадастровый номером по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 06.08.2010 г. (л.д. 29)

Согласно статье 400 НК РФ, плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии со статьей 401 НК РФ, объектами налогообложения признаются жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Сапачук С.П. является собственником 1/2 доли в праве на жилой дом, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано с 30.04.2004 г. (л.д. 29).

11.08.2016 г. ответчику по адресу регистрации было направлено налоговое уведомление от 05.08.2016 г., о начислении земельного налога за 2015 г. в общей сумме 701 рублей, а также налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 968 рублей, что подтверждается списком почтовых отправлений (л.д.7,8).

02.08.2017 г. ответчику по адресу регистрации было направлено налоговое уведомление от 24.07.2017 г. со сроком уплаты до 01.12.2017 г., о начислении земельного налога за 2016 г. в общей сумме 701 рублей, а также налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 1 373 рублей, что подтверждается списком почтовых отправлений (л.д. 9,10).

11.07.2018 г. ответчику по адресу регистрации было направлено налоговое уведомление от 23.06.2018 г. со сроком уплаты до 03.12.2018 г., о начислении земельного налога за 2017 г. в общей сумме 701 рублей, а также налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 1 778 рублей, что подтверждается списком почтовых отправлений (л.д. 11-13).

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Поскольку в срок для добровольного исполнения обязательства по уплате налога ответчиком не произведена, ей направлены: требование об уплате земельного налога и налога на имущество за 2015 г. по состоянию на 22.12.2016 г., со сроком исполнения до 14.02.2017 г., в которые включены пени за несвоевременность уплаты за земельный налог в размере 4,67 рублей, за налог на имущество в размере 6,45 рублей, а всего – 11,12 рублей (л.д. 18); требование об уплате земельного налога и налога на имущество за 2016 г. по состоянию на 14.02.2018 г., со сроком исполнения до 29.03.2018 г., в которые включены пени за несвоевременность уплаты за земельный налог в размере 13,57 рублей, за налог на имущество в размере 26,59 рублей, а всего – 40,16 рублей (л.д. 21); требование об уплате налога на имущество за 2017 г. по состоянию на 11.02.2019 г., со сроком исполнения до 26.03.2019 г., в которые включены пени за несвоевременность уплаты за налог на имущество в размере 31,50 рублей, (л.д. 25).

Факт направления требования в адрес ответчика подтверждаются списками почтовых отправлений от 28.12.2016 г. №67145, от 20.02.2018 №358633, от 24.02.2019 г. №650300 (л.д. 20, 24, 28).

Согласно представленным сверке расчетов и расчета взыскиваемой задолженности, Сапачук С.П. частично произвела оплату задолженности, в связи с чем, административным истцом заявлены требования о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 г. в размере 701 рублей и налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 г.г. на общую сумму 3580 рублей, а всего – 4281 рублей.

В дополнениях к возражениям административным истцом представлен подробный расчет налога на имущество за 2015-2017 г.г., из которого следует, что в 2015 г. налоговой базой для исчисления налога являлся инвентаризационная стоимость объекта налогообложения, а с 2016 г. – кадастровая стоимость. При расчета налога были применены понижающие коэффициенты (0,2 за 2016 г. и 0,4 за 2017 г. в соответствии с п.8 ст. 403 НК РФ) по ставке 0,3%, установленный решением Совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселения №75 от 19.11.2015 г.

Размер задолженности по налогам, представленный налоговым органом, судебной коллегией проверен, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана надлежащая оценка, является обоснованным и арифметически верным. Административным ответчиком иного расчета представлено не было, доказательств, опровергающих указанный расчет судебной коллегии не представлено.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным кодексом.

В силу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по налогу на имущество:

- за период с 02.12.2016 г. по 21.12.2016 г. (20дней), исходя из суммы недоимки в размере 968 рублей по ставке ЦБ 10,00 в размере (968х1/300 ст.ЦБ РФх1/100х10=0,323х13 дней) 6 рублей 45 копеек;

- за период с 02.12.2017 г. по 17.12.2017 г (16 дней)., исходя из суммы недоимки в размере 1373 рублей по ставке ЦБ 8,25 в размере (1373х1/300 ст.ЦБ РФх1/100х8,25=0,376х16 дней) 6 рублей 04 копеек; за период с 18.12.2017 г. по 11.02.2018 г. (56 дня) по ставке ЦБ 7,75 в размере (1373х1/300 ст.ЦБ РФх1/100х7,75=0,355х56 дней) 19 рублей 86 копеек; за период с 12.02.2018 г. по 13.02.2018 г. (2 дня) по ставке ЦБ 7,50 в размере (1373х1/300 ст.ЦБ РФх1/100х7,75=0,343х2 дня) 0 рублей 69 копеек, а всего - 26 рублей 59 копеек;

- за период с 04.12.2018 г. по 16.12.2018 г. (13 дней)., исходя из суммы недоимки в размере 1778 рублей по ставке ЦБ 7,50 в размере (1778х1/300 ст.ЦБ РФх1/100х7,50=0,444х13 дней) 5 рублей 78 копеек; за период с 17.12.2018 г. по 10.02.2019 г. (56 дней) по ставке ЦБ 7,75 в размере (1778х1/300 ст.ЦБ РФх1/100х7,75=0,459х16 дней) 25 рублей 72 копеек, а всего – 31 рубль 50 копеек.

Таким образом, пени по налогу на имущество за 2015-2017 г. составляет (6,45+26,59+31,50) – 64 рубля 54 копейки

Пени по земельному налогу за 2016 г. за период с 02.12.2017 г. по 17..12.2017 г. (16 дней), исходя из суммы недоимки в размере 701 рублей по ставке ЦБ 8,25 в размере (701х1/300 ст.ЦБ РФх1/100х8,25=0,192х16 дней) 3 рублей 08 копеек; за период с 18.12.2017 г. по 11.02.2018 г. (56 дня) по ставке ЦБ 7,75 в размере (701х1/300 ст.ЦБ РФх1/100х7,75=0,181х56 дней) 10 рублей 14 копеек; за период с 12.02.2018 г. по 13.02.2018 г. (2 дня) по ставке ЦБ 7,50 в размере (701х1/300 ст.ЦБ РФх1/100х7,50=0,175х2 дня) 0 рублей 35 копеек, а всего – 13 рублей 57 копеек.

Довод жалобы о пропуске административным истцом срока обращения с требованием о взыскании задолженности со ссылкой на ч.2 ст. 48 НК РФ, судебная коллегия полагает несостоятельным и основанный на неверном толковании норм права, на основании следующего.

Как регламентировано в пункте 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Самым ранним требованием, учитываемым налоговой инспекцией при расчете общей суммы налога и пени является в данном случае требование от 22.12.2016 г. об уплате в срок до 14.02.2017 г. налога на имущество за 2015 г. в сумме 968 рублей и пени в сумме 6,45 рублей.

Общая сумма земельного налога и налога на имущество и пени, равная 4367,32 рублей, подлежащая взысканию с административного ответчика, превысила 3 000 рублей 26.03.2019 г. (требование от 11.02.2019 г. ), то есть в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования от 22.12.2016 г. .

Таким образом, в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ инспекция должна была обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, то есть в срок до 27.09.2019 г.

Как установлено судом первой инстанции, инспекция 18.07.2019 г. обратилась к мировому судье судебного участка №47 Ленинградской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании 3 580 рублей недоимки по налогу на имущество и пеней 66,54 рублей, а также недоимки по земельному налогу в размере 701 рублей и пени в размере 19,78 рублей, а всего – 4367,32 рубля, по итогам рассмотрения которого инспекции был выдан судебный приказ от 19.072019 г (л.д. 78-84).

Определением мирового судьи судебного участка №47 Ленинградской области от 21.08.2019 г. данный судебный приказ отменен (л.д. 68).

31.10.2019 г., то есть в срок, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что инспекцией соблюдены порядок и сроки обращения в суд за принудительным взысканием с налогоплательщика недоимки по налогам и пени и правомерно удовлетворил требования инспекции в полном объеме.

Довод жалобы о несоответствии административного иска требованиям КАС РФ судебная коллегия полагает несостоятельным на основании следующего.

На основании части 1 статьи 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление и оформлено в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 125 названного Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. В административном исковом заявлении должны быть указаны наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет, сведения об отмене судебного приказа, а также прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства

Как следует из материалов дела, административный иск подписан и.о. начальника МИФНС №2 по Ленинградской области Шульпиной Л.Ф., которая, согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица. К иску приложены все необходимые документы.

Довод жалобы об отсутствии аудиозаписи предварительного судебного заседания от 03.12.2019 г. правого значения не имеет и основанием для отмены решения суда не является.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, заявленные административным ответчиком ходатайства разрешены судом в установленном статьей 154 КАС РФ, по итогам чего вынесено протокольное определение, текст которого изложен в протоколе судебного заседания от 03.12.2019 г. Такие процессуальные действия суда соответствуют нормам части 4 статьи 198 и части 3 статьи 199 КАС РФ.

Размер государственной пошлины изменению не подлежит.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании либо толковании применимых норм материального и процессуального права, направлены на переоценку доказательств и, сводясь по своей сути к несогласию с существом постановленных по административному делу судебных актов, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.

Иных правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение в части взыскания

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Кировского городского суда Ленинградской области от 16 января 2020 года в части взыскания земельного налога за 2016 года в размере 701 рублей и пени в размере 13 рублей 57 копеек, налога на имущество за 2015, 2016, 2017 года в размере 3580 рублей и пени в размере 64 рубля 54 копейки - оставить без изменений, апелляционную жалобу Сапачук Светланы Павловны – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий Судьи

(Судья Туманова О.В.)

33а-2899/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ленинградской области
Ответчики
Сапачук Светлана Павловна
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Морозова Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
oblsud.lo.sudrf.ru
26.05.2020Передача дела судье
25.06.2020Судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020Передано в экспедицию
16.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее