Решение по делу № 2а-1271/2016 от 10.02.2016

Дело № 2а – 1271/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 мая 2016 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Веселовой А.О.

при секретаре Сажиной А.В.

с участием:

административных истцов Федоровой Е.Н.,

Федоровой Ю.А.

их представителя по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ. Рыбкина Д.В.

представителей административных ответчиков Любимовой С.Ю.,

Семенникова И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению Федоровой Е. Н., Федоровой Ю. А. к Владимирскому линейному отделу МВД России на транспорте, Управлению на транспорте МВД России по Приволжскому Федеральному округу, МВД РФ о признании незаконным бездействия

У С Т А Н О В И Л:

Федорова Е.Н. и Федорова Ю.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Владимирскому линейному отделу МВД России на транспорте (далее по тексту ВЛО МВД России на транспорте), в котором просили признать незаконным бездействие Владимирского линейного отдела МВД России на транспорте по нерассмотрению заявления Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с последующей передачей его в муниципальную собственность и по непредставлению в течение ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность Федоровой Е.Н. и Федоровой Ю.А., обязании ВЛО МВД России на транспорте предоставить им жилое помещение жилищного фонда РФ по договору социального найма, с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность.

В обоснование заявленных требований указали, что Федоров А. В. проходил службу в ОВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и был уволен на основании приказа ### л/с от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Федоров А.В. и члены его семьи Федорова Е.Н. –супруга и Федорова Ю.А. – дочь были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены в очередь независимо от размера занимаемой жилой площади на основании ст.30 закона РФ «О милиции» и п.п.а п.11 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий... на территории Владимирской области как граждане, постоянно проживающие( с постоянной пропиской) не менее ### лет в квартирах с общей кухней на несколько нанимателей, не связанных родственными отношениями.

ДД.ММ.ГГГГ Федоровы обратились к ответчику с заявлением об истребовании из УФРС Владимирской области сведений о наличии жилья в собственности у членов семьи Рысина А.К. и Сахарова Э.Н., также состоящих на жилищном учете, рассмотрении на жилищной комиссии вопроса о соответствии списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях требованиям законодательства и вопроса о предоставлении Федоровым жилого помещения по договору социального найма с последующей передачей его в муниципальную собственность, предоставить им такое помещение и направить в их адрес копию протокола жилищной комиссии, правового акта ВЛО МВД на транспорте, утвердившего решение комиссии, копию списка граждан, принятым на учет..... на дату письменного ответа заявителям. В тот же день на незаконное бездействие ВЛО МВД России на транспорте они обратились с жалобой во Владимирскую транспортную прокуратуру. ДД.ММ.ГГГГ. ответчик сообщил о продлении срока рассмотрения обращения в соответствии с Инструкцией об организации рассмотрения обращения граждан в системе МВД РФ.ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил о невозможности предоставления запрашиваемого жилого помещения в связи с отсутствием соответствующих полномочий. Согласно протокола жилищной комиссии данный вопрос стоял в повестке дня, но решен не был. Полагают, что данное обращение было рассмотрено с нарушением закона, в порядке Федерального закона 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а не специального закона №### и п.### приказа МВД РФ### от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истцов, нарушение порядка рассмотрения их обращения следует квалифицировать как бездействие ВЛО МВД России на транспорте.

Решением Октябрьского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Федоровых удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Владимирского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте по непредоставлению членам семьи Федорова А. В., уволенного со службы в органах внутренних дел и принятому на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ - Федоровой Е. Н. и Федоровой Ю. А. в течение ДД.ММ.ГГГГ, первом полугодии ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей его передачей в муниципальную собственность. На ВЛО МВД России на транспорте возложена обязанность по предоставлению членам семьи Федорова А. В., уволенного со службы в органах внутренних дел и принятому на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ - Федоровой Е. Н. и Федоровой Ю. А. жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность. В удовлетворении остальной части иска – отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение по существу.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части требований об обязании ВЛО МВД России на транспорте предоставить Федоровой Е. Н. и Федоровой Ю. А., принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в ВЛО МВД России на транспорте до ДД.ММ.ГГГГ, жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность.

В судебном заседании истцы и их представитель Рыбкин Д.В. (по доверенностям) неоднократно уточняли заявленные требования и в окончательной редакции по основаниям, изложенным в иске, просили признать незаконным бездействие в течение ДД.ММ.ГГГГ. Министерства внутренних дел Российской Федерации по социально-правовому обеспечению граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и неисполнению обязательств по осуществлению своей деятельности непосредственно и (или) через органы внутренних дел по обеспечению их жильем, выразившееся в непредоставлении территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма Федоровой Е. Н., Федоровой Ю. А., с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность, в силу ч.1 ст. 6, п.2 ч.4 ст. 12 Федерального закона №247-ФЗ;

признать незаконным бездействие в течение ДД.ММ.ГГГГ Управления на транспорте МВД России по Приволжскому Федеральному округу в неосуществлении социальной защиты членов семей граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, выразившееся, в непредоставлении территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма Федоровой Е. Н., Федоровой Ю. А., с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность, в силу ч.1 ст. 6, п.2 ч,4 ст. 12 Федерального закона №247-ФЗ;

признать незаконным бездействие Владимирского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте по неисполнению полномочий в установленной сфере деятельности федеральными законами, выразившееся в создании препятствия к осуществлению прав по обеспечению социальной и правовой защиты: право на предоставление жилого помещения сотруднику Линейного отдела Федорову А. В., членов семьи: Федоровой Е. Н., Федоровой Ю. А.;

признать незаконным бездействие Владимирского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте по нерассмотрению заявления Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с последующей передачей его в муниципальную собственность;

признать незаконным бездействие начальника Владимирского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте Подобедова А.Г. по неутверждению протокола без номера от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии ВЛО МВД России на транспорте (по заявлению Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ) начальником органа внутренних дел в силу п.###. приказа МВД РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в ОВД», ненаправлении решения комиссии подразделения о персональном предоставлении жилых помещений с приложением установленных документов для рассмотрения и утверждения комиссией вышестоящего органа внутренних дел и его начальником, в силу п. ### приказа МВД РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ

и возложить на Владимирский линейный отдел Министерства внутренних дел России на транспорте обязанность принять решение по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Федоровой Е. Н., Федоровой Ю. А., принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во Владимирском линейном отделе Министерства внутренних дел России на транспорте до ДД.ММ.ГГГГ, жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность, в соответствии с ч.### Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ и иными нормами законодательства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия Владимирского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте по непредоставлению в течение ДД.ММ.ГГГГ года жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность Федоровой Е.Н. и Федоровой Ю.А. прекращено по п.2 ч.1 ст.194 КАС РФ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования в части возложения на Владимирский линейный отдел Министерства внутренних дел России на транспорте обязанности по принятию решения о предоставлении Федоровой Е. Н., Федоровой Ю. А., принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во Владимирском линейном отделе Министерства внутренних дел России на транспорте до ДД.ММ.ГГГГ, жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность выделены в отдельное производство для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Представитель Владимирского ЛО МВД России на транспорте Любимова С.Ю. просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

В обоснование возражений указала, что Федоров А.В. проходил службу в ОВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. приказом Владимирского ЛО МВД России на транспорте ### л/с Федоров А.В. был уволен со службы в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. ###-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по п.1 ч.3 ст.82 (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел). ДД.ММ.ГГГГ Федоров А.В. умер. ДД.ММ.ГГГГ Федоров А.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Гарантии сотрудникам органов внутренних дел в сфере обеспечения жильем предусмотрены Федеральным законом №### от ДД.ММ.ГГГГ которые в том числе, включают предоставление жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в собственность, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда и др. Предоставление жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность, предоставляемая сотрудникам органов внутренних дел, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, не имеющим жилища или нуждающимся в улучшении жилищных условий, является дополнительной мерой их социальной защиты. Ее установление - с учетом принципов осуществления социальной защиты населения в правовом социальном государстве (статья 7 Конституции Российской Федерации) и обеспечения реализации права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), не предполагающего безусловного предоставления жилищных льгот, - является правом, а не обязанностью государства. Соответственно, определение порядка и условий ее предоставления, а также возможности условий перехода права на ее получение после гибели (смерти) лица, обладавшего таким правом, к членам его семьи относится к дискреции законодателя. В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на социальные гарантии, предусмотренные данным Федеральным законом для членов семьи сотрудника органов внутренних дел, сохраняется за ними в случае его гибели (смерти) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (пункт 1). Что же касается членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, то право на социальные гарантии, установленные для них данным Федеральным законом, сохраняется за ними в случае его смерти вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, лишь тогда, когда смерть наступила в период до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, т.е. спустя непродолжительный период со дня увольнения.

Смерть Федорова А.В. наступила в период после истечения одного года после увольнения со службы, поэтому и право его членов семьи на предоставление жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей в муниципальную собственность предоставлено в силу Закона быть не может, о чем имеется вступившее в законную силу решение Октябрьского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того указала, что сведения нуждающихся в улучшении жилищных условий Владимирским ЛО МВД России на транспорте ежеквартально отправляются в Управление на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу для обобщения и их направления в Департамент тыла. Во Владимирском ЛО МВД России на транспорте самостоятельного жилищного фонда нет, жилые помещения как таковые сотрудникам не предоставляются, строительство жилья не ведется, целевые денежные средства на приобретение жилья из МВД России не поступают. Владимирский линейный отдел МВД России на транспорте не является распорядителем бюджетных средств.

Представитель МВД России, УТ МВД России по ПФО - Семенников И.В. просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование возражений указал, что правовую основу регулирования отношений, связанных с предоставлением социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей, составляет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ ###-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о социальных гарантиях). Одной из социальных гарантий, в силу статьи 6 указанного Закона, является предоставление сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники до ДД.ММ.ГГГГ и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Право на социальные гарантии, установленные законом членам семьи сотрудника, гражданина РФ, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина РФ, уволенного со службы в органах внутренних дел сохраняется за ними в случае смерти гражданина РФ, уволенного со службы в органах внутренних дел, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел до истечения одного года после его увольнения со службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Федоровой Е. Н. на нарушение ее конституционных прав положениями части 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, применяется норма пункта 2 части 4 статьи 12 названного Федерального закона (в редакции закона от 04.11.2014г. №342-ФЗ), которая устанавливает общее правило предоставления социальных гарантий, предусмотренных данным Федеральным законом для членов семьи гражданина РФ, уволенного со службы в органах внутренних дел, в случае его смерти. Право членов семьи лица, уволенного со службы в органах внутренних дел, на получение соответствующих социальных гарантий, является производным и сохраняется лишь при наличии указанных в законе необходимых условий. Федоров А.В. был уволен из органов внутренних дел РФ по п.1 ч.3 ст.82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.№342-ФЗ (в связи с болезнью) приказом начальника Владимирского ЛО МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ, а умер ДД.ММ.ГГГГ., т.е. более чем через один год после его увольнения из органов внутренних дел. Поскольку в данном случае отсутствуют указанные обязательные условия, правовых оснований для предоставления членам семьи Федорова А.В. жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность не имеется. Кроме того как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###, ### и ###, от ДД.ММ.ГГГГ ###). Ссылки заявителей на положения Жилищного кодекса РФ являются несостоятельными, поскольку в данном случае ЖК РФ не регламентирует спорные правоотношения, связанные с сохранением права на получение социальных гарантий, предусмотренных сотрудникам и гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел.

Заинтересованные лица Рысина С.А., Сахаров Э.Н., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания постановления, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий — несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. ### "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.

В силу ч.1 ст.30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1026-1 «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставлялась соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

До ДД.ММ.ГГГГ основным способом предоставления жилья сотрудникам ОВД было распределение жилья, полученного на основании Закона РФ «О милиции» из органов местного самоуправления. С ДД.ММ.ГГГГ, с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ основным способом предоставления жилья сотрудникам ОВД стало прямое финансирование МВД РФ из федерального бюджета Российской Федерации на строительство и приобретение жилья.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 6 закона №247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.12 закона ### –ФЗ право на социальные гарантии, установленные сотрудникам настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, сохраняется за членами семьи гражданина Российской Федерации, умершего вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, до истечения одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ. ###-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", законодатель, определяя правовой статус сотрудников органов внутренних дел и предусматривая ограничения, обязанности, запреты, ответственность при прохождении службы, установил и систему социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел, обеспечивающую им повышенную социальную защиту. Установление социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел обусловлено специфическим характером осуществляемой ими профессиональной деятельности (ее сложностью, интенсивностью, необходимостью выполнения служебных обязанностей в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и психологическими нагрузками), предъявляемыми в связи с этим к данной категории граждан особыми требованиями и направлено на создание условий, способствующих эффективному исполнению ими служебных обязанностей. С учетом специфики правоохранительной службы социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после их увольнения из органов внутренних дел, а также распространяться на членов семей сотрудников и лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел. Гарантии сотрудникам органов внутренних дел в сфере обеспечения жильем предусмотрены Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и включают, в частности, такие меры, как предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, предоставление жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в собственность, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (статьи 4 - 9). В отношении членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, применяется норма пункта 2 части 4 статьи 12 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ), которая устанавливает общее правило предоставления социальных гарантий, предусмотренных данным Федеральным законом для членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в случае его смерти.

Специфика служебной деятельности и правового статуса сотрудника органов внутренних дел (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) предопределяет необходимость обеспечения социальной защиты и членов его семьи. Вместе с тем правовое положение членов семьи указанных категорий граждан в сфере социальной защиты не может быть в полной мере идентичным правовому положению самого сотрудника органов внутренних дел, связанного соответствующими обязанностями и ограничениями, либо гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.

Исходя из этого федеральный законодатель вправе установить для членов семей указанных категорий граждан меры социальной защиты, отличные от тех, которые предоставляются самим сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, а также предусмотреть в качестве льготы сохранение права на меры социальной защиты в случае смерти сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел). При этом сохранение права на меры социальной защиты, которыми члены семьи пользовались при жизни сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел), либо переход к ним права на получение тех мер социальной защиты, которые предоставлялись самому сотруднику (гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел), может быть обусловлено соблюдением определенных требований, в том числе и продолжительностью срока, прошедшего с момента увольнения до дня смерти такого гражданина.

К дискреции законодателя относится и определение объема мер социальной защиты членов семьи в зависимости от правового статуса погибшего (умершего). Различие в объеме таких мер, основанное на отличии правового положения лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, и правового статуса сотрудников соответствующих органов, не может расцениваться как несовместимое с требованиями статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку конституционный принцип равенства не препятствует закреплению неодинакового объема мер социальной защиты для лиц, относящихся к различным категориям.

Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу, что права членов семьи гражданина, уволенного со службы в органах внутренних дел, являются производными и сохраняются за ними лишь в том случае, если сам гражданин имел право на их получение при наличии условий, предусмотренных вышеуказанной нормой закона.

В силу ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Федорова Е.Н. и Федорова Ю.А. являются членами семьи Федорова А.В., проходившего службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника оперативного дежурного дежурной части Владимирского ЛО МВД Росси на транспорте и уволенного на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ### л/с по п.1 ч.3 ст. 82 ФЗ « О службе в органах внутренних дел РФ» (в связи с болезнью).

В период прохождения службы решением ЖБК ВЛОВДТ от ДД.ММ.ГГГГ Федоров А.В., проживающий по адресу: <...> одной комнате трехкомнатной квартиры был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п.п.«а» п.11 Правил граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ составом 3человека (он и проживающие совместно с ним супруга Федорова Е.Н. и дочь Федорова Ю.А.), в общую очередь сотрудников ВЛО.

В списке очередников на получение жилого помещения ВЛО МВД России на транспорте Федоров А.В. значится под номером 3. В период службы Федоров А.В. жилым помещением обеспечен не был.

ДД.ММ.ГГГГ. Федоров А.В. умер, т.е. по истечении одного года со дня увольнения из органов внутренних дел.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федорова Е.Н. и Федорова Ю.А. обратились в адрес ВЛО МВД России на транспорте с заявлением об истребовании сведений о наличии в собственности жилья у членов семьи Рысина А.К. и Сахарова Э.Н., рассмотрении на жилищной комиссии Владимирского ЛО МВД России на транспорте вопроса о соответствии списка граждан принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях требованиям законодательства с учетом утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещения по договорам социального найма. Также истцы просили линейный отдел предоставить им жилое помещение по договору социального найма с последующей передачей его в муниципальную собственность, направить в их адрес копии протокола жилищной комиссии ВЛО о рассмотрении (отказе в рассмотрении) вышеуказанных в данном заявлении требований и правового акта ВЛО МВД на транспорте, утвердившего решение комиссии, копию списка граждан, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указанное заявление было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. рассмотрено на заседании жилищно-бытовой комиссии Владимирского ЛО МВД России на транспорте, на котором принято решение о направлении дополнительных запросов в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о наличии (отсутствии) у сотрудников, состоящих в списке граждан на получение жилых помещений, в собственности жилья. Также истцам было сообщено, что основаниями изменения имеющегося списка очередности ВЛО МВД России не располагает, строительство жилья не ведется, собственным жилым фондом ВЛО не располагает.

О принятом решении ответчик уведомил истцов ответом от ДД.ММ.ГГГГ., направив также копию указанного протокола ЖБК ВЛО МВД России на транспорте и списка очередности на предоставление жилой площади сотрудникам ВЛО МВД России на транспорте, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ., что не оспаривалось истцами в судебном заседании.

Согласно Положению о жилищно-бытовой комиссии, утвержденному приказом Владимирского ЛО МВД России на транспорте### от ДД.ММ.ГГГГ ЖБК ведет индивидуальный учет сотрудников Владимирского ЛО МВД России на транспорте, учет сотрудников с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, утверждает списки очередности на предоставление жилой площади, рассматривает заявления о постановке на жилищный учет сотрудников ВЛО, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проводит проверки предоставляемых сотрудниками пакетов документов по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения перед их направлением в ЖБК УТ МВД России по ПФО и т.д.

Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел РФ регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД РФ 169 от ДД.ММ.ГГГГ и Положением о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД N 345 от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.

Предоставление жилых помещений обеспечивается сотрудникам органов внутренних дел после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.( п.9.1).

Поступившая в орган внутренних дел жилая площадь распределяется между входящими в его состав подразделениями решениями комиссии органа пропорционально количеству очередников, подлежащих обеспечению жильем с учетом сроков постановки на учет.

Решения комиссий подразделений о персональном предоставлении жилых помещений с приложением установленных документов рассматриваются и утверждаются комиссией вышестоящего органа внутренних дел и его начальником.

Между тем решения о предоставлении членам семьи Федорова А.В. жилого помещения ответчиками не принималось. Правовой акт, который бы утверждал решение о предоставлении Федоровым жилья ВЛО МВД России на транспорте также не принимался, в связи с чем истцам не направлялся, о чем Федоровым было сообщено ответом от ДД.ММ.ГГГГ

Доводы истцов о нарушении линейным отделом требований закона, выразившемся в ненаправлении их заявления по принадлежности в адрес УТ МВД России по ПФО, являются несостоятельными, тем более, что в соответствии с Положением о жилищно-бытовой комиссии и ее составе, утвержденным приказом УТ МВД России по ПФО ### от ДД.ММ.ГГГГ в функции комиссии Управления входит рассмотрение заявлений о постановке на жилищный учет сотрудников УТ МВД России по ПФО, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие сотрудников УТ с учета, предоставление жилых помещений руководителям линейных подразделений и очередникам аппарата УТ МВД России по ПФО, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного суд не усматривает бездействия со стороны ВЛО МВД России на транспорте, поскольку заявление Федоровых было рассмотрено, в том числе, на заседании ЖБК ВЛО МВД России на транспорте, на него дан ответ по существу вопроса, срок его рассмотрения, предусмотренный Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. ###, не нарушен. По указанным основаниям требования Федоровых о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворению не подлежат.

Что касается требований о незаконном бездействии ответчиков по непредоставлению административным истцам жилого помещения, то они также подлежат отклонению судом ввиду следующего.

Получателем и распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ согласно приказу МВД РФ ### от ДД.ММ.ГГГГ наделено Управление на транспорте МВД РФ по Приволжскому федеральному округу.

Между тем как следует из материалов дела, лимиты бюджетных обязательств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на строительство (приобретение) жилых помещений для постоянного проживания сотрудников из МВД России Управлению не доводились; Управление на транспорте не ведет капитального строительства и не имеет своего жилого фонда.

С учетом обстоятельств дела, принимая во внимание, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административных истцов в данном случае отсутствует, тем более, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Федоров А.В. состоял в списке очередности на предоставление жилой площади сотрудникам ВЛО МВД России на транспорте после Рысина А.К. и Сахарова Э.Н. и право Федорова А.В. на получение жилого помещения могло быть реализовано лишь после предоставления социальных гарантий названным гражданам, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления в полном объеме.

Нахождение Федорова А.В. на учете нуждающихся не влечет безусловной обязанности ответчиков по предоставлению жилого помещения членам его семьи, тем более, что его смерть наступила по истечении установленного законом срока, с моментом возникновения которого законодатель связывает реализацию жилищных прав членами семьи умершего гражданина, уволенного из органов внутренних дел.

Предоставление ответчиком жилого помещения иному сотруднику ОВД, о чем указывал представитель истца в обоснование наличия жилищного фонда у ВЛО МВД России на транспорте, правового значения для данного дела не имеет.

Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Федоровой Е. Н., Федоровой Ю. А. о признании незаконным бездействия в течение ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Министерства внутренних дел Российской Федерации по социально-правовому обеспечению граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и неисполнению обязательств по осуществлению своей деятельности непосредственно и (или) через органы внутренних дел по обеспечению их жильем, выразившееся в непредоставлении территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными федеральным органом исполнительной власти в котором проходят службу сотрудники жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А. с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность; бездействия в течение ДД.ММ.ГГГГ Управления на транспорте МВД России по <...> в неосуществлении социальной защиты членов семей граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, выразившееся в непредоставлении территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А. с последующей передачей этого помещения в муниципальную собственность; бездействия Владимирского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте по неисполнению полномочий в установленной сфере деятельности федеральными законами, выразившегося в создании препятствия к осуществлению права на предоставление жилого помещения сотруднику линейного отдела Федорову А. В., членам семьи: Федоровой Е. Н., Федоровой Ю. А.; по нерассмотрению заявления Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с последующей передачей его в муниципальную собственность; бездействия начальника Владимирского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте Подобедова А. Г. по неутверждению протокола без номера от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии ВЛО МВД России на транспорте (по заявлению Федоровой Е.Н., Федоровой Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ), ненаправлении решения комиссии подразделения о персональном предоставлении жилых помещений с приложением установленных документов для рассмотрения и утверждения комиссией вышестоящего органа внутренних дел и его начальником оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий судья А.О. Веселова

Решение принято в окончательной форме 23 мая 2016 года

Судья А.О. Веселова

2а-1271/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Федорова Е.Н.
Федорова Елена Николаевна
Федорова Юлия Андреевна
Ответчики
Владимирский линейный отдел МВД России на транспорте
Другие
Управление на транспорте МВД России по Приволжскому Федеральному округу
Рысина Светлана Алексеевна
Рыбкин Дмитрий Викторович
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Сахаров Эдуард Николаевич
Владимирская транспортная прокуратура
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Дело на странице суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
10.02.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
10.02.2016[Адм.] Передача материалов судье
12.02.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2016[Адм.] Судебное заседание
24.03.2016[Адм.] Судебное заседание
12.04.2016[Адм.] Судебное заседание
11.05.2016[Адм.] Судебное заседание
23.05.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2016[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.06.2016[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.06.2016[Адм.] Судебное заседание
12.07.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
26.08.2016[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее