РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2а-2448/2018 ДД.ММ.ГГГГ
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,
при секретаре Хлопиной О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Некоммерческой организации «Благотворительный Фонд «Восхождение к истокам церкви Селецкого погоста» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Управление) обратилось в суд с административным иском к Некоммерческой организации «Благотворительный Фонд «Восхождение к истокам церкви Селецкого погоста» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований указано, что некоммерческая организация «Благотворительный Фонд «Восхождение к истокам церкви Селецкого погоста» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, основной государственный регистрационный №, присвоен Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав ответчика не соответствует требованиям законодательства, ответчиком не соблюдаются положения устава в части периодичности проведения заседаний общих собраний учредителей и собраний попечительского совета, а также периодичности избрания состава попечительского совета, не соблюдаются обязанности по опубликованию в СМИ или по размещению на информационном портале Министерства юстиции РФ отчетов о своей деятельности за 2013-2015 годы, не соблюдается обязанность по проведению обязательного ежегодного аудита за 2013-2015 годы. В адрес некоммерческой организации Управлением вынесены письменные предупреждения о необходимости устранения нарушений, отчетные документы до настоящего времени не представлены. По результатам проверки принято решение об обращении в суд с указанным заявлением.
В судебное заседание представитель Управления не явился.
Директор НК «Благотворительный фонд «Восхождение к истокам церкви Селецкого погоста» и ее учредитель Кузнецов С.А. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, возражений относительно заявленных требований не представил, представителя в судебное заседание не направил, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
Заинтересованное лицо Зиновьев А.В. в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.
По определению суда дело рассмотрение в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что некоммерческая организация «Благотворительный Фонд «Восхождение к истокам церкви Селецкого погоста» зарегистрировано налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ. Основной государственный регистрационный №.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 8).
В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (п. 3 ст. 14).
Согласно п. 3 ст. 29 указанного Закона к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; изменение устава некоммерческой организации; определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами; образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации; принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации; принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.
Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в частности сведений об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации), в течение трех дней со дня наступления таких изменений.
По результатам проведенной Управлением проверки установлено, что Устав некоммерческой организации «Благотворительный Фонд «Восхождение к истокам церкви Селецкого погоста» не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно в нем не отражена исключительная компетенция высшего органа некоммерческой организации: по определению порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов); по утверждению аудиторской организации или индивидуального аудита некоммерческой организации; по принятию решения о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), об утверждении ликвидационного баланса; по одобрению совершаемых сделок в случаях, предусмотренных законом; также в нарушение требований закона устав содержит условия о том, что ликвидация может быть осуществлена по решению общего собрания, если за данное решение проголосовали единогласно все присутствующие, а также положения о реорганизации фонда.
Согласно ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.
Некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В ходе проверки также было выявлено, что в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» административный ответчик обязан проводить обязательный ежегодный аудит.
В нарушение указанных положений Закона некоммерческая организация «Благотворительный Фонд «Восхождение к истокам церкви Селецкого погоста» учредительные документы не привела в соответствие с требованиями законодательства, как и не провелааудит за 2013-2015 годы.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В нарушение требований указанной статьи и положений п. 4.4 устава некоммерческой организацией не соблюдаются положения устава в части периодичности проведения заседаний общих собраний учредителей и собраний попечительского совета, а также периодичности избрания состава попечительского совета, поскольку с момента создания попечительский совет не переизбирался. В ходе проверки данное обстоятельство не оспаривалось, доказательств обратному, равно как и доказательств устранения данного нарушения на момент разрешения судом настоящего спора административным ответчиком не представлено.
Предупреждение об устранении указанных нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было получено, сроки устранения выявленных нарушений неоднократно по ходатайству самой некоммерческой организации Управлением продлялись до ДД.ММ.ГГГГ, затем до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ управление отказало некоммерческой организации в очередном продлении срока для устранения нарушения требования законодательства Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что в установленный Управлением срок выявленные в ходе проверки нарушения не устранены, они также не устранены на дату вынесения судом настоящего решения, доказательств обратному суду не представлено.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Минюст России осуществляет, в том числе, контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение фактическое непредоставление необходимых сведений в уполномоченный орган, несоблюдение обязанности по проведению обязательного ежегодного аудита, что является достаточным основанием для ликвидации некоммерческой организации.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В установленном порядке административным ответчиком возражений по административному иску, доказательств устранения выявленных нарушения в Управление не представлено.
Учитывая, что допущенные административным ответчиком нарушения законодательства являются существенными, суд приходит к выводу о законности заявленных Управлением требований.
Настоящее решение суда является основанием для исключения из единого государственного реестра юридических лиц сведений о некоммерческой организации.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ №).
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░