ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛРРљР РўРђРўРђР РЎРўРђРќ
ПОСТАНОВЛЕНРР•
4Р°-111Рј
город Казань 8 февраля 2019 года
Заместитель Председателя Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Р .Р¤. Гафаров, рассмотрев жалобу Рльдара Рльдусовича Хуснулгатина РЅР° вступившие РІ законную силу постановление РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 2 РїРѕ Лаишевскому судебному району Республики Татарстан РѕС‚ 7 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР° Рё решение СЃСѓРґСЊРё Лаишевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 16 июля 2018 РіРѕРґР°, вынесенные РІ отношении Р.Р. Хуснулгатина РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
постановлением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 2 РїРѕ Лаишевскому судебному району Республики Татарстан РѕС‚ 7 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР°, оставленным без изменения решением СЃСѓРґСЊРё Лаишевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 16 июля 2018 РіРѕРґР°, Р.Р. Хуснулгатин привлечен Рє административной ответственности РїРѕ части 4 статьи 12.15 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё ему назначено административное наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 5000 рублей.
Р’ жалобе Р.Р. Хуснулгатин, РЅРµ соглашаясь СЃ произведенной СЃСѓРґСЊСЏРјРё оценкой доказательств, РїСЂРѕСЃРёС‚ вынесенные РІ отношении него судебные акты отменить, производство РїРѕ делу прекратить РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием состава административного правонарушения.
Рзучив материалы истребованного дела РѕР± административном правонарушении Рё РґРѕРІРѕРґС‹ Р.Р. Хуснулгатина, оснований для удовлетворения жалобы РЅРµ нахожу.
В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее по тексту – Правила) участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· правовой позиции, выраженной РІ пункте 8 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих Сѓ СЃСѓРґРѕРІ РїСЂРё применении Особенной части Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях» РїРѕ части 4 статьи 12.15 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях подлежат квалификации действия, которые связаны СЃ нарушением водителями требований Правил, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд РЅР° полосу, предназначенную для встречного движения.
Непосредственно такие требования установлены пунктом 11.4 Правил.
Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 1.4 Правил на дорогах Российской Федерации установлено правостороннее движение транспортных средств.
По смыслу указанных норм, с учетом предписаний иных положений Правил, возможность движения по полосе, предназначенной для встречного движения, допускается лишь в качестве исключения из общего правила о запрете такого движения.
Следовательно, водитель не может осуществлять движение по полосе встречного движения, где это запрещено, а в случае невозможности завершения обгона на выбранном участке должен отказаться от совершения маневра. При этом водитель, прежде чем начать обгон, обязан убедиться в том, что не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения (пункт 11.1 Правил).
В силу пункта 1.2 Правил под обгоном понимается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Образующим понятие обгон является наличие двух элементов: выезд на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения; возвращение на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Материалами дела установлено, что РІ 09 часов 35 РјРёРЅСѓС‚ 10 мая 2018 РіРѕРґР° РЅР° 51 РєРј автодороги Казань-Оренбург Р.Р. Хуснулгатин, управляя автомашиной В«KiaВ» государственный регистрационный знак Р 080РўР /116, РІ Р·РѕРЅРµ действия РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ разметки 1.1 совершил РѕР±РіРѕРЅ транспортного средства СЃ выездом РЅР° полосу, предназначенную для встречного движения.
Рти обстоятельства подтверждаются имеющимися РІ материалах дела доказательствами: протоколом РѕР± административном правонарушении (Р».Рґ.2); рапортом инспектора Р“РБДД Рё схемой Рє нему (Р».Рґ.3), Р° также приобщённой Рє делу видеозаписью правонарушения (Р».Рґ.5).
Доказательства оценены судьями в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к числу допустимых.
В соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее Правила дорожного движения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол РѕР± административном правонарушении составлен РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ: уполномоченным РЅР° то должностным лицом РІ присутствии Р.Р. Хуснулгатин Рё содержит РІСЃРµ сведения необходимые для правильного рассмотрения дела.
Существенных процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать о недопустимости протокола об административном правонарушении в качестве доказательства, не допущено.
Рнспектор Р“РБДД является должностным лицом, непосредственно обнаружившим правонарушение Рё уполномоченным РІ соответствии СЃРѕ статьёй 23.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях оформлять протокол РѕР± административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы, исследованные СЃСѓРґСЊСЏРјРё доказательства РІ совокупности СЃ видеоматериалом свидетельствуют Рѕ том, что Р.Р. Хуснулгатин, совершая РѕР±РіРѕРЅ транспортного средства СЃ выездом РЅР° полосу, предназначенную для встречного движения, допустил движение автомобиля РїРѕ этой полосе РІ нарушение требований РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ разметки 1.1.
Указание в жалобе на то, что схема места совершения административного правонарушения составлена без участия понятых, не может повлечь отмену судебных актов, поскольку в данном случае при совершении указанного процессуального действия присутствие понятых не требуется.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· правовой позиции, выраженной РІ пункте 3 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих Сѓ СЃСѓРґРѕРІ РїСЂРё применении Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях» административное расследование представляет СЃРѕР±РѕР№ комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных РЅР° выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, РёС… фиксирование, юридическую квалификацию Рё процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять РёР· реальных действий, направленных РЅР° получение необходимых сведений, РІ том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, РґРѕРїСЂРѕСЃР° лиц, проживающих РІ РґСЂСѓРіРѕР№ местности.
Мнение автора жалобы о нарушении правил подсудности рассмотрения дела, нельзя признать обоснованным, поскольку сведений о том, что в рамках данного дела об административном правонарушении проводились указанные выше процессуальные действия, материалы дела не содержат.
Ссылки в жалобе на то, что видеозапись не опечатана и не заверена надлежащим образом не могут повлечь признание её недопустимым доказательством, так как она в полной мере соответствует требованиям статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и получила оценку судей в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлечь необходимость переоценки выводов судей нижестоящих судебных инстанций и пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.
РџСЂРё таких обстоятельствах Р.Р. Хуснулгатин правомерно привлечен мировым судьёй Рє административной ответственности РїРѕ части 4 статьи 12.15 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё ему назначено административное наказание РІ соответствии СЃ санкцией указанной статьи Рё положениями статей 3.1, 4.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Постановление Рѕ назначении Р.Р. Хуснулгатину административного наказания вынесено мировым судьей РІ пределах СЃСЂРѕРєР° давности привлечения Рє административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях для данной категории дел.
Судебные акты соответствуют требованиям закона.
Нарушений норм административного законодательства, которые привели к неверному разрешению дела, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Рї Рѕ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
постановление РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 2 РїРѕ Лаишевскому судебному району Республики Татарстан РѕС‚ 7 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР° Рё решение СЃСѓРґСЊРё Лаишевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 16 июля 2018 РіРѕРґР°, вынесенные РІ отношении Рльдара Рльдусовича Хуснулгатина РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Р.Р. Хуснулгатина - без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров