Судья: Жогло С.В. Дело № 33а-1752/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 мая 2020 года г.Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Струковой А.А.
судей Ивановой О.В., Шубина Д.В.
при секретаре Ульяновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» и Обитоцкого П.В. на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 13 января 2020 года, которым административный иск Губернатора Калининградской области к окружному совету депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», Обитоцкому П.В. об оспаривании бездействия окружного совета депутатов муниципального образования и о признании полномочий депутата представительного органа муниципального образования прекращенными досрочно в связи с утратой доверия удовлетворен:
- признано незаконным бездействие окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия;
- досрочно прекращены полномочия депутата окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения Обитоцкого П.В. и его представителя – Кравченко В.П., а также представителя окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» - Хорава Н.О., поддержавших апелляционные жалобы, возражения против доводов жалоб представителя Губернатора Калининградской области – Вальтер М.А. и представителей Службы по противодействию коррупции Калининградской области – Багалиной Е.Г. и Шпылева М.О., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Губернатор Калининградской области обратился в суд 21 ноября 2019 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Обитоцкий П.В., являясь с сентября 2016 года депутатом представительного органа муниципального образования «Багратионовский городской округ», представил неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 и 2018 г.г., а именно: за отчетные 2017 и 2018 годы не указан открытый 29 декабря 2016 года банковский счет на имя Обитоцкого П.В. в АО «Альфа-Банк», за отчетный 2017 год не указаны сведения о принадлежности Обитоцкому П.В. доли в уставном капитале ООО «Альянс-брилл», за отчетный 2018 год не заявлены сведения о принадлежности Обитоцкому П.В. доли в уставном капитале ООО «Балтийские Пески». Кроме того, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги Обитоцкого П.В. за 2017 год не заявлены сведения о принадлежности на праве аренды земельного участка площадью <адрес> в г.Багратионовске.
Данные обстоятельства были установлены Службой по противодействию коррупции Калининградской области по результатам проверки, проведенной в установленном порядке.
На основании ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Губернатор Калининградской области обратился в окружной совет депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» с заявлением о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия.
Такое заявление поступило в окружной совет депутатов 20 сентября 2019 года в период между сессиями представительного органа.
Однако в нарушение требований ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в установленный 30-дневный срок решение по существу обращения Губернатора Калининградской области принято не было.
Поскольку совет депутатов уклонился от принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с утратой доверия при наличии достаточных оснований для принятия соответствующего решения, Губернатор Калининградской области просил признать незаконным бездействие окружного совета депутатов муниципального образования, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия, и досрочно прекратить полномочия депутата Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия.
Судом вынесено решение, изложенное выше.
В апелляционных жалобах окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» и Обитоцкого П.В. ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе Губернатору Калининградской области в административном иске.
В основном позиция административных ответчиков сводится к тому, что права и законные интересы Губернатора Калининградской области не нарушены оспариваемым бездействием окружного совета депутатов, а решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования может быть принято исключительно данным представительным органом, а не судом, который, постановив решение о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В., нарушил право на самостоятельность местного самоуправления. Также обращают внимание на то, что в ходе рассмотрения настоящего административного дела решением совета депутатов от 17 декабря 2019 года № 64 к депутату Обитоцкому П.В. применена мера ответственности в виде предупреждения, однако повторное привлечение к ответственности за одно и то же нарушение недопустимо. Утверждают, что постановленное судом решение о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. фактически неисполнимо при том, что в решении отсутствует указание на то, какие действия и в какой период времени должен совершить представительный орган муниципального образования, бездействие которого признано неправомерным и который применил к депутату Обитоцкому П.В. меру ответственности за допущенные при заполнении справок ошибки, не носящие существенного характера.
Дополнительно Обитоцкий П.В. сослался на то, что в любом случае решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку к участию в деле в качестве заинтересованного лица не привлечено региональное отделение политической партии «Патриоты России», которое на муниципальных выборах в 2016 году выдвинуло муниципальный список кандидатов, в состав которого был включен Обитоцкий П.В.
Кроме того, окружной совет депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» обратил внимание на то, что заявление Губернатора Калининградской области поступило 20 сентября 2019 года в период между сессиями окружного совета депутатов и, следовательно подлежало рассмотрению на в 30-дневный срок, как ошибочно посчитал суд первой инстанции, а в пределах 3 месяцев. Поскольку вопрос о рассмотрении заявления Губернатора Калининградской области неоднократно вносился в повестку заседаний окружного совета депутатов и 17 декабря 2019 года Обитоцкому П.В. объявлено предупреждение, представительный орган муниципального образования не допустил бездействия.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.
В силу части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в частности, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).
Законом Калининградской области от 19 декабря 2017 года № 136 установлен Порядок представления, в частности, лицами, замещающими муниципальную должность, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей Губернатору Калининградской области.
Этот Закон области вступил в силу 1 января 2018 года.
Порядком предусмотрено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера обязаны представлять Губернатору Калининградской области лица, замещающие муниципальную должность, - ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (подпункт 2 пункта 1); лицо, замещающее муниципальную должность, представляет сведения о своих доходах и доходах супруги, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (пункт 2, подпункты 1, 2 пункта 3); сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера направляются по форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденной Президентом Российской Федерации, в орган Калининградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункты 4, 5); уточненные сведения могут быть представлены в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте 2 пункта 1 (пункт 8).
До 1 января 2018 года порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были урегулированы статьей 4-3 Закона Калининградской области от 07.03.2006 N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 1 июля 2013 года № 248).
Этой статьей было определено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1); лица, замещающие муниципальные должности, обязаны ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (пункт 2); сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, представляются в порядке, определяемом муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 3).
Форма справки о доходах утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.
Обитоцкий П.В., являясь депутатом представительного органа муниципального образования «Багратионовский городской округ» с 2016 года, представил в Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Калининградской области справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя лично, своей супруги и несовершеннолетних детей за 2017 и 2018 годы.
В силу части 7.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Проверка достоверности и полноты представляемых сведений, представляемых, в частности, депутатами, осуществляется по решению Губернатора Калининградской области (статья 2 Закона Калининградской области от 19 декабря 2017 года № 136) в порядке, установленном в приложении № 2 к данному Закону области, за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) и за два года, предшествующих отчетному периоду (пункт 4 приложения № 2).
Распоряжением Губернатора Калининградской области от 1 июля 2019 года № 403-р поручено Службе по противодействию коррупции Калининградской области провести соответствующую проверку в отношении депутата Обитоцкого П.В.
Проверка проведена с соблюдением процедуры, установленной приложением № 2 к Закону Калининградской области от 19 декабря 2017 года № 136, при том, что уведомление от 1 июля 2019 года о проведении проверки было вручено Службой 2 июля 2019 года Обитоцкому П.В., письмом от 2 июля 2019 года Обитоцкому П.В. предложено предоставить свои объяснения, в установленные сроки Службой по противодействию коррупции были проведены проверочные мероприятия и представлен доклад Губернатору Калининградской области, 16 сентября 2019 года Обитоцкий П.В. прибыл в Службу для ознакомления с результатами проверки и отказался от ознакомления с докладом о результатах проверки, не представив никаких объяснений относительно неполноты заявленных сведений о доходах и имуществе.
Установлено, что депутат Обитоцкий П.В. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год не указал размер доли участия в ООО «Альянс-Брилл», которая по данным ЕГРЮЛ составляет 50%, а также сведения о принадлежности супруге депутата вышеуказанного земельного участка на праве аренды, а в справке за 2018 год не заявил сведений о принадлежности 100% доли в уставном капитале ООО «Балтийские пески».
Первоначальные данные о незаявлении сведений о наличии у Обитоцкого П.В. счета в АО «Альфа-Банк» не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
В случае неисполнения обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных федеральным законом № 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 228-ФЗ статья 40 Федерального закона № 131 дополнена частью 7.3-1, в соответствии с которой к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 338-ФЗ вступил в силу 6 августа 2019 года.
По результатам проведенной проверки 19 сентября 2019 года Губернатор Калининградской области, полагая допущенные депутатом Обитоцким П.В. искажения сведений о доходах и об имуществе существенными, принял решение об обращении в совет депутатов муниципального образования с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия на основании ч. 7.1, 7.3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании части 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
Соответствующее заявление Губернатора Калининградской области поступило в окружной совет депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» 20 сентября 2019 года.
По смыслу части 14 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ деятельность представительного органа муниципального образования организуется в соответствии с уставом муниципального образования.
Статьей 29 устава муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденного решением совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» от 14 декабря 2016 года № 28, предусмотрено, что порядок созыва, подготовки и проведения заседания, рассмотрения и принятия решений устанавливаются регламентом окружного совета депутатов.
Согласно п. 1 ст. 8 регламента окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденного решением окружного совета депутатов от 10 февраля 2017 года № 6, окружной совет депутатов решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях (сессиях) окружного совета депутатов. Очередные заседания окружного совета депутатов проводятся, как правило, в следующие сроки: в первом полугодии – с 15 января по 30 июня; во втором полугодии – с 1 сентября по 31 декабря.
С учетом данного положения регламента суд правомерно сделал вывод о том, что заявление Губернатора Калининградской области о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. поступило не в период между сессиями представительного органа, как ошибочно полагает окружной совет депутатов, в связи с чем подлежало рассмотрению в срок не позднее 21 октября 2019 года.
На очередном заседании окружного совета депутатов 25 сентября 2019 года в повестку дня был включен вопрос о рассмотрении заявления Губернатора Калининградской области от 19 сентября 2019 года о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. и принято решение об отложении рассмотрения данного заявления.
Затем в пределах установленного законом срока рассмотрения заявления Губернатора Калининградской области 16 октября 2019 года в повестку дня вновь был включен данный вопрос.
В соответствии с протоколом очередного заседания окружного совета депутатов по этому вопросу за досрочное прекращение полномочий депутата Обитоцкого П.В. проголосовало 11 депутатов, против – 7 и воздержался 1 депутат.
Одновременно в протоколе зафиксировано, что решение по данному вопросу не принято (т. 5 л.д. 98-99).
21 октября 2019 года главой муниципального образования «Багратионовский городской округ» было направлено в адрес Губернатора Калининградской области письменное сообщение о том, что решение по заявлению Губернатора от 19 сентября 2019 года не принято, поскольку по итогам голосования не было набрано необходимого большинства голосов от установленном численности депутатов окружного совета депутатов (т. 1 л.д. 209).
С учетом такого информирования о результатах голосования, состоявшегося 16 октября 2019 года, Губернатор Калининградской области заявил административные исковые требования об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий Обитоцкого П.В.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции согласился с позицией административного истца о том, что решение по заявлению Губернатора от 19 сентября 2019 года окружным советом депутатов не принято.
Вместе с тем, суд не в полной мере учел следующее.
Процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения.
Пунктом 5 статьи 15 регламента окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» определено, что решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов окружного совета депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
На основании статьи 24 устава муниципального образования установленная численность депутатов окружного совета депутатов – 22 депутата.
Таким образом, по общему правилу голосования, определенному регламентом, большинство от установленной численности депутатов окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» составляет 12 депутатов.
Однако при определении результатов голосования, состоявшегося 16 октября 2019 года, окружной совет депутатов не учел, что приведенные положения регламента подлежат применению с учетом положений ст.ст. 10, 11 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», предписывающих принимать меры для исключения конфликта интересов, в том числе какой-либо заинтересованности при принятии решений.
С учетом норм специального федерального закона о противодействии коррупции коллегия считает, что депутат, о досрочном прекращении полномочий которого разрешается вопрос, не вправе принимать участие в голосовании по данному вопросу.
В этой связи в силу закона по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» большинство голосов надлежит исчислять от 21 депутата, исключая таким образом возможность конфликта интересов при голосовании заинтересованного депутата.
Большинство от 21 депутата составляет 11 депутатов, которые согласно протоколу заседания окружного совета депутатов от 16 октября 2019 года проголосовали за досрочное прекращение полномочий депутата Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия.
Таким образом, при наличии кворума большинством от установленной численности депутатов, которые имели законное право участвовать в принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В., фактически принято положительное решение по заявлению Губернатора Калининградской области от 19 сентября 2019 года.
Однако в дальнейшем такое решение не было оформлено надлежащим образом и не было направлено Губернатору Калининградской области, а также в Службу по противодействию коррупции Калининградской области в целях информирования и последующего включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, в порядке статьи 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что окружным советом депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» было допущено неправомерное бездействие, которое выразилось не в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В., а в неиздании решения о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия.
При этом коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оснований для применения положений части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (то есть для применения к депутату Обитоцкому П.В. иной меры ответственности, не связанной с досрочным прекращением полномочий депутата) не имеется, поскольку по настоящему делу не установлен факт несущественного искажения сведений о доходах и об имуществе, а нашел свое подтверждение факт представления Обитоцким П.В. заведомо неполных сведений о принадлежащем депутату и его супруге имуществе, не знать о принадлежности которых Обитоцкий П.В. не мог, тем более, что сведения о принадлежности Обитоцкому П.В. 50% доли в уставном капитале ООО «Альянс-Брилл» и 100% доли в уставном капитале ООО «Балтийские пески» содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц в открытом доступе.
Даты оплаты доли в уставном капитале и открытия банковских счетов юридических лиц не имеют существенного правового значения при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Учитывая, что окружным советом депутатов фактически принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия при наличии к тому законных оснований, однако такое решение не оформлено по правилам юридической техники, у суда имелись основания не для досрочного прекращения полномочий депутата, а для признания полномочий депутата Обитоцкого В.П. прекращенными досрочно в связи с утратой доверия.
При таких обстоятельствах коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим изменению с изложением резолютивной части в уточненной редакции с учетом выводов коллегии, приведенных выше.
Ссылки в апелляционных жалобах на исключительное право представительного органа муниципального образования принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата в данной ситуации не имеют правового значения.
Доводы о применении к депутату Обитоцкому П.В. меры ответственности в виде предупреждения решением окружного совета депутатов от 17 декабря 2019 года не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе Губернатору Калининградской области в административном иске, поскольку, как обоснованно отмечено в мотивировочной части решения, такое решение принято в нарушение части 7.3-2 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до вступления в силу 20 декабря 2019 года Закона Калининградской области от 2 декабря 2019 года № 354, которым установлен Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, а также до вступления в силу муниципального правового акта от 17 декабря 2019 года о порядке принятия соответствующих решений.
Более того, объявление 17 декабря 2019 года предупреждения лицу, в отношении которого 16 октября 2019 года фактически принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата, недопустимо.
Содержащиеся в апелляционных жалобах доводы о неисполнимости решения являются ошибочными, поскольку решение суда по настоящему административному делу не требует совершения представительным органом муниципального образования каких-либо действий, а правовая неопределенность относительно статуса Обитоцкого В.П., возникшая ввиду фактического принятия окружным советом депутатом двух взаимоисключающих решений от 16 октября 2019 года и от 17 декабря 2019 года, устранена судебным актом.
Утверждения Обитоцкого П.В. о необходимости привлечения к участию в деле регионального отделения партии «Патриоты России», являвшегося в 2016 году инициатором выдвижения Обитоцкого П.В. кандидатом в депутаты на муниципальных выборах, не основаны на законе при том, что инициатор выдвижения кандидата в депутаты в период избирательной компании не имеет никакого отношения к правоотношениям по поводу представления депутатом справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 13 января 2020 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Административное исковое заявление Губернатора Калининградской области к окружному совету депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», Обитоцкому П.В. об оспаривании бездействия окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» и досрочном прекращении полномочий депутата окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого П.В. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», выразившееся в неиздании решения о досрочном прекращении полномочий депутата окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого П.В. в связи с утратой доверия.
Признать полномочия депутата окружного совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» Обитоцкого П.В. прекращенными досрочно в связи с утратой доверия.
Председательствующий:
Судьи: