Судья Дудырева Ю.В.                                33-5769/2024 (2-4843/2023)

УИД 86RS0007-01-2024-000087-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 ноября 2024 года                                 г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи        Яковлева Д.В.,

судей                        Решетниковой О.В., Соболевской Н.Ю.,

с участием прокурора            Синцовой О.Л.,

при секретаре                Бессарабове Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)2 о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,

по апелляционным жалобам Уполномоченного по правам человека в ХМАО-Югре, (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)2 на решение Нефтеюганкого районного суда от (дата), которым постановлено:

«Исковые требования Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворить.

Признать (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)2 прекратившими право пользования помещением в административном здании - пожарное депо по адресу: (адрес).

Выселить (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)2 из помещения в административном здании - пожарное депо по адресу: (адрес)

Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., объяснения ответчиков (ФИО)3, (ФИО)1, их представителя (ФИО)9, объяснения представителя Уполномоченного по правам человека в ХМАО -Югре (ФИО)13, поддержавших доводы апелляционных жалоб,

заключение прокурора Синцовой О.Л., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обратилось в суд с вышеуказанным иском к (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)2, в котором просит признать прекратившими право пользования специализированным жилым помещением в административном здании пожарное депо по адресу (адрес) - (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)2 и выселить из помещения по адресу (адрес) (адрес) без предоставления другого жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что на праве оперативного управления на территории (адрес) за Главным управлением МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре закреплено административное здание (пожарное депо), с жилыми помещениями, в котором проживают граждане утратившие право пользования данными жилыми помещениями.

(дата) пожарное депо с жилыми помещениями было передано в оперативное управление Главному управлению МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, что подтверждается выпиской из ЕГРН (номер) от (дата). Указанное здание имеет назначение «Нежилое».

(адрес), в котором проживают ответчики, является федеральной собственностью.

Помещение (номер) было предоставлено (ФИО)3 на основании ордера от (дата) (номер) в связи с прохождением службы (работой).

(дата) (ФИО)3 подал в Главное управление заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - ЕСВ) в соответствии с нормами статьи 4 Федерального закона от (дата) № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацию», постановления Правительства РФ от (дата) (номер) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации».

По результатам рассмотрения документов комиссией Главного управления (ФИО)3 отказано в постановке на учет для предоставления ЕСВ (протокол от (дата) (номер)) в связи с тем, что он не является сотрудником или уволенным со службы в учреждениях и органах гражданином Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до (дата) федеральным органом исполнительной власти, в котором проходит (проходил) службу сотрудник (часть 2 ст. 6 Федерального закона от (дата) № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), пункт 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер)).

(ФИО)3 в 2015 году обращался с исковым заявлением о постановке на учет для получения ЕСВ к Главному управлению.

Решением Ханты-Мансийского районного суда от (дата) в удовлетворении исковых требований отказано.

(ФИО)3 решение суда не обжаловано.

(ФИО)3 (дата) было вручено уведомление от (дата) №ИВ-228-15061 с требованием в срок до (дата) сняться с регистрационного учета по месту жительства и освободить служебное жилое помещение (номер). Подписать вышеуказанное уведомление ответчик отказался, о чём составлен акт (номер) об отказе жильца получить и подписать о получении уведомление о необходимости освобождения жилого помещения.

В связи с увольнением (ФИО)3 (дата), приказом 6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от (дата) (номер)-к, прекращено право пользования служебным жилым (адрес).

В настоящее время (ФИО)3 и члены его семьи в трудовых отношениях с истцом не состоят. В качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации г. Нефтеюганска не значатся.

Таким образом, основания для дальнейшего проживания (ФИО)3 и членов его семьи в жилом служебном помещении нет, (ФИО)3 подлежит выселению совместно с членами его семьи, без предоставления другого жилого помещения.

В письменных возражениях ответчики с заявленными исковыми требованиями не согласились.

Протокольным определением от (дата) к участию в деле привлечен Уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

В судебном заседании представитель истца Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ФИО)10, исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по доводам искового заявления.

Ответчик (ФИО)3, ответчик (ФИО)1, их представитель - адвокат (ФИО)11, представитель ответчика (ФИО)3 - (ФИО)12 с исковыми требованиями не согласились по основаниям, указанным в возражениях, просили в удовлетворении требований отказать.

Представитель Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (ФИО)13 в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика (ФИО)2, представителя третьего лица Администрации г. Нефтеюганска,извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Уполномоченный по правам человека в ХМАО-Югре просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Указывает, что спорное жилое помещение предоставлено ответчику в связи с осуществлением трудовой деятельности на основании ордера (номер) от (дата). С учетом даты предоставления жилого помещения до введения в действие Жилищного Кодекса РФ к сложившейся ситуации подлежит применению ст. 13 Вводного закона.

Ссылаясь на статью 13 Вводного закона отмечает, что выслуга лет на день увольнения (ФИО)14 составила 17 лет 10 мес. 5 дней, следовательно, ответчик относится к категории граждан, которые не подлежат выселению без предоставления жилья.

Указывает, что ответчик был включен в список сотрудников пожарной части-54 ОГПС - ГУ МЧС России по ХМАО-Югре нуждающихся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени ответчик и его члены семьи иного жилого помещения не имеют.

Считает, что ответчику было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что учетные списки нуждающихся граждан, велись ненадлежащим образом. Вины ответчика, в том, что государственный орган ненадлежащим образом исполнял обязанности по жилищному учету граждан, нет.

Полагает, что ответчики в полной мере соответствуют условиям ст. 13 Вводного закона и не могут быть выселены из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.

Ответчики (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)2 просят решение отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Считают, что рассмотрение дела проведено судом неправильно и неполно. Определение о подготовке дела к судебному разбирательству является формальным, не содержит указания на необходимые действия сторон по подготовке к судебному разбирательству. Действия суда при подготовке дела к судебному разбирательству не соответствуют нормам ст.150 ГПК РФ.

Судом неправильно определен предмет доказывания.

Судом сделан неверный вывод, что жилое помещение предоставлено ответчикам на основании ордера (номер) от 14.03.2012г.

Спорное жилое помещение предоставлено ответчикам гораздо раньше в связи с осуществлением (ФИО)3 трудовой деятельности в ГУ МЧС России по ХМАО-Югре с 1993 по 2008г.

Семья зарегистрировалась по месту жительства 02.09.1999г.

Таким образом, ответчики были вселены в жилое помещение до введения в действие ЖК РФ, следовательно, на возникшие правоотношения должны распространяться положения законодательства, действовавшие в указанное время. Выселение из спорного жилого помещения не допускалось ранее действовавшим ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения.

Отмечают, что истцом не представлено доказательств непроживания ответчиков в спорном жилом помещении с даты трудоустройства (ФИО)3 и неисполнения им обязанности по его оплате.

Указывают, что в материалах дела имеется акт (номер) от (дата) Департамента градостроительства администрации г. Нефтеюганска об изменении адреса административного здания Пожарного депо-54.

Судом не выяснены причины изменения адреса. Ответчиков об изменении адреса не уведомляли, об этом они узнали в ходе судебного разбирательства.

Указывают, что у ответчиков имеется право пользования данным жилым помещением, иного жилого помещения они не имеют.

Ответчики зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении, их выселение из жилого помещения без предоставления другого, нарушит их права.

Считают, что суд необоснованно указал на тот факт, что семья (ФИО)17 не является малоимущей. Суд применил фактический период, а не на момент начала трудовой деятельности (ФИО)3

Указывают, что (ФИО)3 состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в порядке и на условиях установленных законодательством, что подтверждается заявлением (ФИО)3, списком сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, индивидуальным учетом, ходатайством от (дата) (номер).

За время прохождения службы жилищные условия (ФИО)3 не улучшились, кроме того, руководством не доводилось до сведения, что он утратил право на получение жилья и что снят с учета как нуждающийся.

Полагают, что суд игнорирует доводы ответчиков.

В тексте письменных возражений Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

        Ответчик (ФИО)2, представитель третьего лица администрации г.Нефтеюганска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, заслушав объяснения ответчиков (ФИО)3, (ФИО)1, их представителя (ФИО)9, объяснения представителя Уполномоченного по правам человека в ХМАО - Югре (ФИО)13, поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Синцовой О.Л., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

        В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

       Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

        Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

         В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

          Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых - обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Статьей 13 Федерального закона от (дата) N 189-ФЗ установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (пункты 2 и 3 части 1 статьи 14, части 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

       Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от (дата) № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (часть 1 ст. 1 данного Закона).

П. 4 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер) утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

Согласно п. 3 указанных Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.

Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.

На основании ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Ч. 1 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.

Как указано в ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Статьей 13 Федерального закона от (дата) N 189-ФЗ"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 43 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Пунктами 6, 10 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 указанного Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от (дата) N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.

На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

       Согласно статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет доказывания по делу составляют факты материально-правового характера, подтверждающие обоснованность требований и возражений сторон и имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

По данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством являлось выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона от (дата) N 184-ФЗ условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления жилого помещения.

В силу части 2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

        Как следует из материалов дела и установлено судом, с (дата) по (дата) (ФИО)3 проходил службу в Государственной противопожарной службе, с (дата) по (дата) осуществлял трудовую деятельность в 54 ПЧ ФГКУ «6 ОФПС по ХМАО-Югре».

        На день увольнения выслуга лет составила 17 лет 10 месяцев 05 дней.

В связи с прохождением службы (работой) (ФИО)3 первоначально предоставлено помещение в общежитии на основании ордера (номер) от (дата) по адресу: (адрес) на основании решения ЖБК СВПЧ 54, позднее было предоставлено помещение в общежитии (номер) по адресу: (адрес)) на основании ордера от (дата) (номер), на основании решения ЖБК той же пожарной части (номер).

Административное здание (пожарное депо) по адресу: (адрес)) закреплено за Главным управлением МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на праве оперативного управления.

(дата) пожарное депо с жилыми помещениями было передано в оперативное управление Главному управлению МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, что подтверждается выпиской из ЕГРН 86:20:0000042:56-86/041/2019-2 от (дата).

В соответствии с техническим паспортом, составленным (дата), административное здание по адресу (адрес) является нежилым.

Жилое помещение (адрес), в котором проживают ответчики, является федеральной собственностью.

(дата) (ФИО)3 подал в Главное управление заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - ЕСВ) в соответствии с нормами статьи 4 Федерального закона от (дата) № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацию», постановления Правительства РФ от (дата) (номер) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации».

По результатам рассмотрения документов комиссией Главного управления (ФИО)3 отказано в постановке на учет для предоставления ЕСВ (протокол от (дата) (номер)) в связи с тем, что он не является сотрудником или уволенным со службы в учреждениях и органах гражданином Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до (дата) федеральным органом исполнительной власти, в котором проходит (проходил) службу сотрудник (часть 2 ст. 6 Федерального закона от (дата) № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), пункт 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер)).

При рассмотрении заявления (ФИО)3 о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от (дата) установлено, что (ФИО)3 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы не состоял, учетное жилищное дело на (ФИО)3 не заводилось.

        Приказом 6 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от (дата) (номер)-К, с (дата) прекращены трудовые отношения с (ФИО)3

(дата) (ФИО)3 вручено уведомление от (дата) № ИВ-228-15061 с требованием в срок до (дата) сняться с регистрационного учета по месту жительства и освободить служебное жилое помещение (номер).

(ФИО)3 отказался подписать вышеуказанное уведомление, о чём составлен акт (номер) об отказе жильца получить и подписать уведомление о необходимости освобождения помещения.

По информации ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий» от (дата), (ФИО)3 не состоит на учете лиц для последующего предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Решением Ханты-Мансийского районного суда от (дата) дело (номер) исковые требования (ФИО)3 к ГУ МЧС России о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты оставлены без удовлетворения. Решением установлено, что учетное дело (ФИО)3 в Главное управление не направлялось, в списках сотрудников ПЧ-54, нуждающихся в улучшении жилищных условий он не состоял. Установлено также, что (ФИО)3 в установленном порядке на учет нуждающихся в ОГПС-6 и в органах местного самоуправления не состоял. По информации ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий» от (дата), (ФИО)3 не состоит на учете лиц для последующего предоставления жилого помещения по договору социального найма. Решение вступило в законную силу.

Как следует из ответа на запрос суда, Департамент муниципального имущества администрации г.Нефтеюганска от (дата), по результатам рассмотрения представленных документов (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)2 не являются малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. (доход за 2023 составил 3 942 925,61 руб. /3 = 109 525,71 руб. на 1 человека).

         Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

         Судебная коллегия соглашается с изложенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на надлежащей оценке исследованных судом доказательств и соответствуют требованиям закона, подлежащего применению в данном случае.

       Доводы апелляционных жалоб о том, что (ФИО)3 состоял на учете нуждающихся в жилом помещении в период до (дата) года    по месту службы (работы) и состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в настоящее время и не подлежит выселению из спорного помещения без предоставления другого жилого помещения судебная коллегия считает не заслуживающими внимания, так как указанный вопрос был подробно изучен судом при рассмотрении дела Ханты-Мансийского районным судом в 2015 году, с учетом вывода об отсутствии доказательств, подтверждающих постановку (ФИО)3 на учет нуждающихся в жилом помещении в период до (дата) и на период рассмотрения дела судом (дата) постановлено решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

       Указанное решение является преюдициальным для рассмотрения настоящего дела.

       Поскольку (ФИО)3 не представил допустимых доказательств, подтверждающих постановку на учет нуждающихся в жилом помещении в период до (дата) по месту службы (работы), в 2015 году ему решением суда вступившим в законную силу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, сведений о постановке семьи (ФИО)17 на указанный учет после 2015 года по настоящее время материалы дела не содержат, к малоимущим гражданам в целях постановки на учет нуждающихся в жилом помещении ответчики не относятся, оснований для отказа в удовлетворении требований о признании семьи ответчиков прекратившими право пользования на спорное помещение и отказа в выселении из помещения в административном здании пожарного депо у суда первой инстанции не имелось.

              Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу и постановлено законное решение.

Решение постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным.

Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

        Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского городского суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Уполномоченного по правам человека в ХМАО-Югре, (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)2 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено (дата).

Председательствующий Яковлев Д.В.
Судьи Решетникова О.В.Соболевская Н.Ю.

33-5769/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Главное управление МЧС России по ХМАО-Югре
Нефтеюганский межрайонный прокурор
Ответчики
Янсубаева Фарида Габдрахмановна
Ускова Юлиана Владимеровна
Янсубаев Владимир Валентинович
Другие
Уполномоченный по правам человека в ХМАЮ-Югре
Администрация города Нефтеюганска
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
16.08.2024Передача дела судье
17.09.2024Судебное заседание
15.10.2024Судебное заседание
15.10.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.11.2024Судебное заседание
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2024Передано в экспедицию
01.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее