Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес> 12 декабря 2023 года
Судья Тосненского городского суда <адрес> ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Управления Росреестра по <адрес> №-РО от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Управления Росреестра по <адрес> №-РО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40189 руб. 16 коп.
Из постановления следует, что Управлением Росреестра по <адрес> на основании решения о проведении внепланового рейдового осмотра от 14.09.2023г. № р/39-фн, согласованного решением прокуратуры <адрес> от 18.09.2023г., с 25.09.2023г. по 06.10.2023г. проведен внеплановый рейдовый осмотр в отношении поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 47:26:0108001:4261, расположенного по адресу: <адрес>, массив Федоровское, площадью 4400 кв.м, с категорией – земли населенных пунктов, разрешенным видом использования – промышленные предприятия и складские организации IV-V классов опасности. 25.09.2023г. с 11 часов 00 минут по 12 часов 40 минут проведен осмотра и обмер территории земельного участка в отсутствие собственников. 04.10.2023г. с 11 часов 00 минут по 11 часов 30 минут был проведен повторный осмотр земельного участка в присутствии ФИО2
На момент проведения рейдового осмотра в ЕГРН актуальные записи о правах на земельный участок отсутствуют. Записи о правах общей долевой собственности № от 24.02.2016г. доля в праве 1/3 – субъект права: ФИО1 и двух сособственников (по 1/3 доле за каждым) погашены (прекращены) по заявлению администрации Федоровского городского поселения <адрес> на основании решения Тосненского городского суда <адрес> от 23.09.2020г. по делу №. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 02.11.2022г. по делу № указанное решение отменено и принято новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований, что свидетельствует о том, что ФИО1 и сособственники земельного участка с кадастровым номером 47:26:0108001:4261 во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия с целью проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации являются собственниками вышеуказанного земельного участка и осуществляют свои действия, связанные с реализацией своих прав на указанный земельный участок.
По результатам проведенного внепланового контрольного (надзорного) мероприятия 06.10.2023г. в 15 часов 00 минут на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0108001:4261, расположенном по адресу: <адрес>, массив Федоровское, установлено, что на территории указанного земельного участка, присутствует свалка, а также осуществляется предпринимательская деятельность по размещению, хранению, утилизации (сжиганию), накоплению, обработке, обезвреживанию медицинских и иных отходов различных классов опасности. Так, территория земельного участка огорожена сооружением (забором) из металлического профиллированного листа серого цвета на металлических опорах. Доступ третьих лиц на территорию ограничен. Проход (проезд) на территорию осуществляется со стороны существующего проезда с юго-западной стороны через металлические откатные ворота, территория частично покрыта бетонными плитами, частично отсыпана щебенкой, остальная территория с естественным травяным покрытием, на территории установлены видеокамеры. На территории земельного участка расположен открытый металлический ангар – мойка для контейнеров, трансформаторная подстанция (действ.), транспортные открытые мусорные контейнеры, закрытые металлические контейнеры, рефрижератор белого цвета, полностью заполненный биологическими медицинскими отходами, инсинераторные установки (печи) – 2 шт. для сжигания отходов, пластиковые емкости с краном в обрешетке – «еврокуб», предназаначенные для транспортировки и хранения различных жидких продуктов, пластиковые канистры с неизвестной жидкостью с надписью – отходы класса «Г», желтые и красные пластиковые контейнеры с крышкой, металлические бытовые мусорные баки, бытовки для персонала, скважина, автотранспорт: «КАМАЗ» с мусорным контейнером, фургон «Газель» с надписью на лобовом стекле – «груз 200», ассенизаторная машина, «Газель» легковая, грузовой крытый белый фургон. В восточной части земельного участка расположен еще один заполненный медицинскими отходами рефрижератор, передвижной генератор, съемный закрытый металлический контейнер. На открытой территории земельного участка расположены навалом отвалы медицинских отходов различных классов опасности (стеклянные колбы, медицинские препараты, медицинские отработанные шприцы, иглы, капельницы, халаты, маски, колбы и т.д.), частично накрытые материалом зеленого, синего цветов, зольные остатки после утилизации отходов, а также многочисленные разлагающиеся отходы навалом на открытом грунте, в поврежденных полиэтиленовых мешках черного, красного, желтого цветов, поврежденные картонные коробки с пластиковыми банками «на суд.-хим.исследования» с изъятым биоматериалом от 2021г. (накладных о дате поступления для утилизации не представлены) и т.д. В момент осмотра зафиксирован факт работающей инсинераторной установки, захламления территории. Присутствует едкий запах дыма, разлагающихся биологических отходов, химикатов.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки (далее- ПЗЗ) Федоровского сельского поселения <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов Федоровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с изм. от 06.06.2012г. №, от 28.05.2013г. №, от 23.12.2014г. №, приказами Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> от 13.09.2017г. №, от 05.07.2018г. №), земельный участок площадью 4400 кв.м, с кадастровым номером 47:26:0108001:4261, расположенном по адресу: <адрес>, массив Федоровское, относится к производственной зоне: зоне предприятий IV-V классов опасности (п-2). Цель выделения зоны П-2 – размещение производственных объектов IV-V классов опасности, объектов общественно-деловой застройки, иных объектов в соответствии с видами разрешенного использования недвижимости (ССЗ 100-50 м), предприятия коммунального хозяйства.
Размещение, хранение, утилизация (сжигание), накопление, обработка, обезвреживание медицинских отходов («специальная деятельность»), на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0108001:4261 согласно выписке из ПЗЗ Федоровского сельского поселения <адрес> – не предусмотрена.
Таким образом, ФИО1 в нарушение ст.210 ГК РФ, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации допустил использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
В жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене данного постановления. Заявитель указывает, что согласно сведениям из ЕГРН, он не является собственником земельного участка; обстоятельства, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим. Со ссылкой на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», раздел ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, заявитель указывает, что вид использования земельного участка, указанный в ПЗЗ Федоровского городского поселения Тосненского муниципального района <адрес>, позволяет размещать на нем промышленные объекты, в том числе, по организации сбора и утилизации отходов, и осуществлять на нем производственную деятельность по обращению с отходами. Также заявитель указывает, что в ходе производства по делу административным органом допущены существенные процессуальные нарушения, что выразилось в том, что, несмотря на удовлетворение ходатайства об ознакомлении с материалами дела, фактически такая возможность ему не предоставлена, и необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела актуальной выписки из ЕГРН.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Пояснил, что при рассмотрении дела, несмотря на удовлетворение ходатайства об ознакомлении с материалами дела, фактически такой возможности ему не предоставлено. На земельный участок в 2016г. было зарегистрировано право общей долевой собственности (по 1/3 за каждым) на него, ФИО2, ФИО3, 04.05.2022г. право общей долевой собственности всех трех сособственников на земельный участок прекращено на основании решения Тосненского городского суда от 23.09.2020г. Указанное решение было обжаловано в вышестоящие судебные инстанции, и Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 02.11.2022г. указанное решение отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указанное определение вступило в законную силу. В сентябре 2023г. Тосненским городским судом <адрес> вынесено определение о повороте судебного решения, но до настоящего времени он данное определение не получил. Собственником земельного участка он, согласно выписке из ЕГРН, не является. В то время, когда он являлся собственником земельного участка, на его территории хозяйственную деятельность по обращению с медицинскими отходами осуществляло ООО «Белый Трест» на основании договора имущественного комплекса. Когда именно прекращено действие указанного договора, он не знает. Каким лицом использовался земельный участок во время внепланового рейдового осмотра, и какая хозяйственная деятельность в это время осуществлялась на земельном участке, не знает, судьбой участка не интересуется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав ФИО1, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Исходя из положений ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе, на земли населенных пунктов (пп.2 ч.1 ст.7 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Частью 2 статьи 83 ЗК РФ определено, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 06.10.2023г. №-РО, решением от 14.09.2023г. о проведении внепланового рейдового осмотра земельного участка; протоколом осмотра территории земельного участка от 25.09.2023г.; протоколом от 25.09.2023г. инструментального обследования земельного участка; протоколом осмотра земельного участка от 04.10.2023г.; протоколом от 04.10.2023г. инструментального обследования земельного участка; актом рейдового осмотра от 06.10.2023г.; фототаблицей (приложением к акту рейдового осмотра от 06.10.2023г.); предписанием от 06.10.2023г. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации; выпиской из ПЗЗ Федоровского сельского поселения <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов Федоровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с изм. от 06.06.2012г. №, от 28.05.2013г. №, от 23.12.2014г. №, приказами Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> от 13.09.2017г. №, от 05.07.2018г. №) с выкопировкой; объяснением ФИО4 от 25.09.2023г.; копией решения Тосненского городского суда <адрес> от 23.09.2020г.; Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 02.11.2022г. по делу №; архивной выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0108001:4261; актуальной выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0108001:4261; иными доказательствами, которые получили соответствующую оценку согласно ст.26.11 КоАП РФ.
Проверка законности и обоснованности постановления главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Управления Росреестра по <адрес> №-РО от ДД.ММ.ГГГГ показала, что должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия ФИО5, допустившего использование земельного участка с кадастровым номером 47:26:0108001:4261 не в соответствии с видом его разрешенного использования, то есть, не по целевому назначению, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Доводы заявителя о допущенных в ходе производства по делу процессуальных нарушениях, выразившихся в том, что, несмотря на удовлетворение ходатайства об ознакомлении с материалами дела, фактически такая возможность ему не предоставлена, и необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела актуальной выписки из ЕГРН, отмену постановления повлечь не могут.
Из материалов дела следует, что заявленное ФИО1 и иными лицами письменное ходатайство о предоставлении возможности ознакомления с материалами дела об административном правонарушении, удовлетворено (л.д. 67). Объективных данных, свидетельствующих о том, что фактически такая возможность ФИО1 не была предоставлена, материалы дела не содержат. Кроме того, с материалами дела ФИО1 в полном объеме ознакомился в суде. Из материалов дела не следует, что ФИО1 заявлялось ходатайство, соответствующее требованиям ст.24.4 КоАП РФ, о приобщении к материалам дела актуальной выписки из ЕГРН. Кроме того, в материалах дела представлены как архивная, так и актуальная выписки из ЕГРН в отношении земельного участка.
Доводы ФИО1 о том, что во время проверки он собственником земельного участка не являлся, не свидетельствуют об отсутствии в его действиях административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Как установлено при рассмотрении дела, и подтверждается материалами дела, на основании договора купли-продажи от 10.02.2016г. ФИО1, ФИО3, ФИО2, на праве общей долевой собственности, каждому по 1/3 доли, принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: по адресу: <адрес>, массив Федоровское, площадью 4400 кв. м, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: промышленные предприятия и складские организации IV-V классов опасности.
Согласно генеральному плану Федоровского сельского поселения <адрес>, Правилам землепользования и застройки Федоровского сельского поселения <адрес> указанный земельный участок расположен в территориальной зоне П-2 (зона предприятий V-IV класса опасности), вид разрешенного использования земельного участка "Промышленные предприятия и складские организации V-1V класса опасности".
Решением Тосненского городского суда от 23.09.2020г. указанный земельный участок у долевых собственников был изъят с продажей с публичных торгов. На основании данного решения в ЕГРН внесены изменения о прекращении права общей долевой собственности ФИО2, ФИО3, ФИО1
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 02.11.2022г. указанное решение отменено, в удовлетворении исковых требований администрации Федоровского городского поселения <адрес> к ФИО1, ФИО2, ФИО3, об изъятии земельного участка с продажей с публичных торгов, отказано. Указанное определение вступило в законную силу, и, согласно пояснениям ФИО1 в суде, он обратился в суд с заявлением о повороте исполнения решения суда, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Таким образом, на момент проведения внепланового рейдового осмотра ФИО1, хоть и не являлся титульным собственником земельного участка, но являлся его фактическим собственником, земельный участок из его владения не выбыл, и, согласно его пояснениям в суде, продолжает использоваться неизвестными лицами, но судьбой участка он не интересуется. То обстоятельство, что ФИО1 продолжает оставаться фактическим собственником земельного участка, подтверждается и содержанием определения Тосненского городского суда <адрес> от 14.09.2023г. (Дело №), которым произведен поворот исполнения решения суда от 23.09.2020г., земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, массив Федоровское, с кадастровым номером 47:26:0108001:4261, возвращен в общую долевую собственность ФИО2 и ФИО1 по 1/3 доли каждому.
Вместе с тем, статья 42 ЗК РФ обязанность использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением накладывает как на собственников земельных участков, так и на лиц, не являющихся таковыми. Таким образом, собственник земельного участка, как в рамках собственных договорных отношений, так и в рамках публично-правовой обязанности, обязан следить за фактическим целевым использованием земельного участка и выполнять соответствующую обязанность, установленную ЗК РФ.
Однако, как следует из материалов дела и подтверждается вышеприведенными доказательствами, а также пояснениями самого ФИО1, от контроля за действиями третьих лиц на территории земельного участка с кадастровым номером 47:26:0108001:4261, он полностью устранился, мер к пресечению административного правонарушения не предпринял.
Доводы заявителя о том, что осуществляемая на земельном участке деятельность по обращению с медицинскими отходами (в том числе, их обезвреживанию путем сжигания), соответствует виду разрешенного использования земельного участка, в соответствии с ПЗЗ Федоровского сельского поселения <адрес>, входящего в территориальную зону П-2 - зона предприятий IV-V классов опасности, нельзя признать состоятельными.
По общему правилу, разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Пунктами 7, 9 статьи 1 ГрК РФ, статьей 85 ЗК РФ, предусмотрено, что территориальными зонами являются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты, которыми, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны определяются виды разрешенного использования земельных участков.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты территориальных зон определяют основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Из пунктов 2, 3 части 7 статьи 35 ГрК РФ следует, что в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с частью 8 статьи 35 ГрК РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 42-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что собственник земельного участка во всяком случае имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и - в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в действующей редакции в кадастр недвижимости вносятся сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования), помещения.
Из выписки из ЕГРН от 28.09.2023г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:26:0108001:4261, расположенного по адресу: <адрес>, массив Федоровское, следует, что он относится к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – промышленные предприятия и складские организации IV-V классов опасности.
Из материалов дела следует и не оспаривается ФИО1, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, массив Федоровское, с кадастровым номером 47:26:0108001:4261, в соответствии с Генеральным планом МО Федоровское сельское поселение <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов от 09.10.2009г. №, относится к категории земель – земли населенных пунктов; в соответствии с ПЗЗ Федоровского сельского поселения <адрес> от 07.10.2009г. №, относится к зоне предприятий IV-V классов опасности (П-2). Цель выделения зоны П-2 – размещение производственных объектов IV-V классов опасности, объектов общественно-деловой застройки, иных объектов в соответствии с видами разрешенного использования недвижимости (ССЗ 100-50 м), предприятий коммунального хозяйства. Основные виды разрешенного использования: промышленные предприятия и складские организации IV-V классов опасности, объекты складского назначения IV-V классов опасности, оптовые базы и склады, административно-хозяйственные, деловые и общественные учреждения и организации, административно-хозяйственные, деловые и общественные учреждения и организации локального назначения, офисы и представительства, многофункциональные деловые и обслуживающие здания, кредитно-финансовые учреждения, проектные, научно-исследовательские и изыскательские организации, пункты оказания первой медицинской помощи, предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли, рынки промышленных товаров, крупные торговые комплексы, торгово-выставочные комплексы, магазины, объекты бытового обслуживания, учреждения жилищно-коммунального хозяйства, отделения милиции, общественные пункты охраны порядка, пожарные части, ветлечебницы, сооружения для хранения транспортных средств, предприятия автосервиса, АЗС, предприятия коммунального обслуживания.
При этом деятельность по обращению с медицинскими отходами в перечне видов разрешенного использования отсутствует.
Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 540 (утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 68) установлены виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором, в соответствии с которым размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки) отнесено к виду разрешенного использования "Специальная деятельность" (код 12.2).
Размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание медицинских отходов Правилами землепользования и застройки Федоровского городского поселения в зоне П-2 не установлено.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью от 40 тыс. т/год относятся к Классу I с санитарно-защитной зоной 1000 м, а мощностью до 40 тыс. т/год относится к Классу II с санитарно-защитной зоной 500 м.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Федоровского городского поселения <адрес> границы санитарно-защитной зоны земельного участка с кадастровым номером 47:26:0108001:4261 и расположенных на нем объектов, отсутствуют. Таким образом, на данном земельном участке деятельность по сжиганию медицинских отходов недопустима.
Ссылка заявителя на понятие «промышленный объект», приведенное в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», распоряжении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», и понятие «объекты коммунального назначения», приведенное в разделе ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, не может быть принята во внимание, поскольку в указанных актах не упоминаются такие отходы, как медицинские. Между тем, согласно п.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 317-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ) (далее - Закон № 323-ФЗ), медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Частью 2 статьи 49 Закона № 323-ФЗ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч.3 ст.49 Закона № 323-ФЗ).
Действие норм Закона N 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяются на биологические и медицинские отходы.
Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности Законом N 89-ФЗ, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.
Вместе с этим, согласно определению "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с определением Закона N 89-ФЗ уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.
Учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов "Б" и "В", а также биологических отходов, кроме вышеуказанного, (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение) законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом N 89-ФЗ.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" для данного типа отходов существуют отдельные группы, например:
«Отходы при обезвреживании медицинских отходов» (код 7 47 840 00 00 0);
«Зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция» (код 7 47 841 11 49 4).
На основании пп.29 п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020г. N 2398 "Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий" осуществление на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по обеззараживанию и (или) обезвреживанию биологических и (или) медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в стуки) относит такой объект ко II категории как оказывающий умеренное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пп.13 п.1 того же Постановления, осуществление на объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по обеззараживанию и (или) обезвреживанию, в том числе, термическим способом, биологических и (или) медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в стуки и более) относит такой объект к I категории как оказывающий значительное негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, учитывая, что на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0108001:4261, расположенном по адресу: <адрес>, массив Федоровское, осуществляется, среди прочего, деятельность по обезвреживанию медицинских отходов, которые представляют особую опасность для жизни и здоровья людей, животных, окружающей среды и такой объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду, такая деятельность, безусловно, не может быть отнесена к установленным видам разрешенного использования для данного земельного участка.
Таким образом, исследованные должностным лицом административного органа доказательства свидетельствуют о том, что ФИО1, являющимся фактическим собственником земельного участка с разрешенным видом использования - зона предприятий IV-V классов опасности, вопреки сведениям о разрешенном виде использования, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости), допущено использование на земельном участке обращение с медицинскими отходами различных классов опасности, в том числе, их обезвреживание термическим способом, что не соответствует установленному правоустанавливающими документами виду разрешенного использования земельного участка, установленного для территориальной зоны П-2, в которой он расположен, то есть является нецелевым.
Иные доводы жалобы не опровергают факта правонарушения и вины ФИО1 в его совершении, и не свидетельствуют о допущенных административным органом существенных процессуальных нарушениях, которые могут повлечь отмену состоявшегося по делу постановления.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч.1 ст.8.8 КоАП Российской Федерации, с учетом требований ст.ст. 4.1 – 4.3 КоАП Российской Федерации, в том числе, с учетом конкретных обстоятельств дела, личности виновного. Оснований для изменения назначенного наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
Решил:
Постановление главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Управления Росреестра по <адрес> №-РО от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО6