Дело № 2а-321/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2019 года г. Десногорск
Десногорский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Лялиной О.Н.,
при секретаре Студеникиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисова Юрия Владимировича к Десногорскому городскому Совету о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Борисов Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Десногорскому городскому Совету, в котором просил суд признать недействующим решение Десногорского городского Совета от 24.03.2017 № 308 «Об избрании Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области» в части срока полномочий главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области Шубина Андрея Николаевича, исполняющего полномочия главы местной администрации сроком на пять лет; возложить обязанность на Десногорский городской Совет внести на ближайшей сессии Десногорского городского Совета изменение в Решение Десногорского городского Совета от 24.03.2017 № 308 «Об избрании Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области» в части срока полномочий главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области Шубина Андрея Николаевича, исполняющего полномочия главы местной администрации. Вместо слов «пять лет» установить «до окончания срока полномочий Десногорского городского Совета четвертого созыва, но не менее двух лет».
В обоснование требований указал на то, что в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131) «Глава муниципального образования в обязательном порядке входит в структуру органов местного самоуправления».
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона № 131 «Срок полномочий органов местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации».
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» «Конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации обязаны соответствовать Конституции Российской Федерации и Федеральным законам».
В соответствии с ч. 5 ст. 35 Устава муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области (далее - Устав) «Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования».
В соответствии со ст. 4 Закона Смоленской области от 03.07.2003 № 41-з «Овыборах органов местного самоуправления в Смоленской области» (далее - Закон №41) и абсолютно аналогичной ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67) 1. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов. 2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается».
В соответствии с ч. 3 ст. 81.1 Закона № 67 «Если выборы в орган местного самоуправления проводились в иной, чем второе воскресенье сентября, день, последующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий этого органа».
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Смоленской области от 30.10.2014 № 126-3 «...осроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Смоленской области» «Срок полномочий глав муниципальных образований составляет пять лет».
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона № 131 «Главой местной администрации является глава муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года».
В соответствии с разъяснением законодательного органа Российской Федерации -Комитета ГД Российской Федерации по вопросам местного самоуправления от 26.02.2010 № 33.20-22/75 «Если на период завершения срока контракта полномочия представительного органа продолжаются и прекратятся не ранее, чем через два года, контракт возможно заключить до окончания срока полномочий представительного органа. Если до истечения срока его полномочий остается менее двух лет, контракт возможно заключить на два года. По истечении этого срока новый состав представительного органа назначает на должность главу местной администрации на срок своих полномочий».
В соответствии с п. 2.1 ч. 1 ст. 24 Устава «Глава муниципального образования является должностным лицом местного самоуправления города Десногорска».
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Устава «Должностное лицо местного самоуправления-выбранное, либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо».
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Закона № 67 «Выборное должностное лицо-глава муниципального образования, избранный непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования».
Решением Десногорского городского Совета от 24.03.2017 № 308 «Об избрании Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области» из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по результатам конкурса избран главой муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, исполняющим полномочия руководителя местной Администрации Шубин Андрей Николаевич сроком на 5 (пять) лет.
В нарушение ч. 3 ст. 34 Закона № 131, ст. 8 Закона № 67, ст. 4 Закона Смоленской области № 41-з, Уставом муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области не установлен срок полномочий главы местной администрации (главы муниципального образования).
Норма Закона Смоленской области № 126-з в части сроков полномочий главы муниципального образования сроком на пять лет противоречит аналогичной норме Закона Смоленской области № 41-з, вышеобозначенным Федеральным законам № 67, № 131, разъяснению законодателя, имеет меньшую юридическую силу и применяться не может.
Шубин А.А. является не выборным должностным лицом и замещает должность органа местного самоуправления, а значит с ним необходимо заключить контракт в порядке ч. 1 ст. 24 Устава, ст. 4 Закона Смоленской области № 41 и ч. 2 ст. 37 Закона №131, ст. 8 Закона № 67 до второго воскресенья сентября 2019 года (до окончания полномочий Десногорского городского Совета четвертого созыва, назначившего его), но не менее двух лет.
Оспариваемым решением Десногорского городского Совета нарушены нормы избирательного права, его (истца) конституционные права как гражданина Российской Федерации, установленные ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Вместе с тем, 08.09.2019 Решением Десногорского городского Совета от 13.06.2019 № 259 назначены выборы Десногорского городского Совета пятого созыва.
В судебном заседании административный истец Борисов Ю.В. требования административный иска поддержал по изложенным в иске основаниям, просил требования удовлетворить. Пояснил, что в административном исковом заявлении допущена неточность, указано, что Шубин А.Н. является не выборным должностным лицом, тогда как Шубин А.Н. является выборным должностным лицом.
В судебном заседании представитель административного ответчика Десногорского городского Совета Гайдайчук С.А. требования административного иска не признал, просил отказать в его удовлетворении; поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пунктов 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу положений частей 5, 7 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
На основании части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, помимо прочего, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.
В силу части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска (статьи 219, 180 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что оспариваемым административным истцом решением Десногорского городского Совета от 24.03.2017 № 308, помимо прочего, на муниципальную должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области избран Шубин А.Н., сроком на пять лет. Днем вступления в должность Главы муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области является день принятия Десногорским городским Советом настоящего решения. Также постановлено: настоящее решение опубликовать в газете «Десна».
В соответствии с положениями статьи 45 Устава муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, принятого решением Десногорского городского Совета от 24.06.2005 № 154 (в ред. решения Десногорского городского Совета от 27.05.2019 № 521), все муниципальные нормативные правовые акты подлежат опубликованию (обнародованию). Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов признается первая публикация их полного текста в газете «Десна» и (или) на официальном сайте Администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Согласно статье 40 Регламента Десногорского городского Совета, утвержденного решением Десногорского городского Совета от 31.03.2015 № 80 (в ред. от 28.02.2017 №303) решения городского Совета вступают в силу после их официального опубликования в газете «Десна», если иное не предусмотрено в самом решении. Датой официального опубликования решения городского Совета считается дата первой публикации его полного текста в газете «Десна». Решения могут быть опубликованы для ознакомления в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, размещены на официальном сайте Администрации в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Полный текст решения Десногорского городского Совета от 24.03.2017 № 308 опубликован в газете «Десна» 29.03.2017 № 14 (1056), страница 6.
Таким образом, оспариваемое решение доведено до всеобщего сведения 29.03.2017.
С настоящим административным исковым заявлением Борисов Ю.В. обратился в суд 12.07.2019, т.е. по истечении трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи219КАС РФ.
Судом поставлен на обсуждение сторон вопрос о пропуске административным истцом срока на обращение в суд об оспаривании вышеупомянутого решения административного ответчика; административному истцу предложено указать на обстоятельства и предоставить доказательства уважительности причин пропуска срока обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебном заседании Борисов Ю.В. пояснил, что об оспариваемом решении ему стало известно в июле 2019 года, после того, как он принял решение баллотироваться в депутаты Десногорского городского Совета пятого созыва, выборы назначены на 08.09.2019, при общении с другими участниками выборов.
Также указал, что не мог ознакомиться ранее с оспариваемым решением, поскольку в период с 2017 года до июля 2019 года работал в Брянской и Московской областях.
Вместе с тем, пояснил, что текст решения им был найден на сайте Администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области в информационно-коммуникационной сети Интернет после того, как возникла необходимость ознакомиться с текстом решения.
Иных причин и обстоятельств, препятствующих узнать о состоявшемся решении Десногорского городского Совета от 24.03.2017 № 308, обратиться в суд с административным исковым заявлением, административным истцом не приведено.
Поскольку оспариваемое решение было доведено до сведения неопределенного круга лиц 29.03.2017, также размещено на сайте Администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области в информационно-коммуникационной сети Интернет, на что указал сам административный истец, после официального опубликования решения обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения с административным исковым заявлением в определенный законом срок, судом не установлено, нахождение БорисоваЮ.В. в связи с трудовой деятельностью в другом регионе таким обстоятельством не является, суд приходит к выводу о том, что БорисовЮ.В. пропустил без уважительных причин трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением.
Суд отмечает, что с настоящим административным исковым заявлением БорисовЮ.В. обратился по истечении более двух лет со дня официального опубликования оспариваемого решения в газете «Десна».
Принимая во внимание то, что административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд об оспаривании решения Десногорского городского Совета от 24.03.2017 № 308, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска этого срока, не представлено, пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи219КАС РФ), административное исковое заявление Борисова Ю.В. подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Борисова Юрия Владимировича к Десногорскому городскому Совету о признании решения незаконным, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Н. Лялина
Решение принято в окончательной форме 19.08.2019