Дело № 2 - 655/2024
50RS0006-01-2024-000301-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2024 г.
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лапшиной И. А.,
при секретаре Грапчеве М. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации г.о. Долгопрудный, Администрации г.о. Мытищи, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на земельные участки, об установлении границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд к Администрации г.о. Долгопрудный, Администрации г.о. Мытищи, Министерству имущественных отношений <адрес> с иском о признании права собственности на земельные участки, об установлении границ земельных участков.
Представитель истца в судебное заседание явился и показал, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым №. На основании Постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу был отведен земельный участок, площадью 0,20Га под садовый участок по адресу: <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство на право собственности на землю №, в котором участок был указан площадью 0,15 Га. В настоящее время в ЕГРН площадь участка указана 1500 кв. м. Также истцу принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: М. О., <адрес>, с кадастровым №. Постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу был отведен земельный участок, площадью 0,20Га под садовый участок по адресу: М. О., <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство на право собственности на землю №, в котором участок был указан площадью 0,15 Га. В настоящее время в ЕГРН площадь участка указана 1500 кв. м. Данный участок принадлежит ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство. Указанные земельные участки расположены на землях населенных пунктов, разрешенное использование «для ИЖС», имеют статус ранее учтенных, границы их не установлены. Данные земельные участки сформированы на местности при их предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ г., использовались истцом и его правопредшественником – ФИО4 – на протяжении более 20 лет, участки огорожены заборами, которые более 20 лет не переносились, что подтверждено кадастровым инженером при проведении межевания земельных участков. На обоих участках разрешено строительство садовых домов, при этом, площадь земельных участков указана, как 20Га. В ходе межевания указанных выше земельных участков кадастровым инженером было установлено, что оба участка находятся и в <адрес> и в <адрес>, то есть имеет место пересечение границ указанных муниципальных образований. Административный иск ФИО2, поданный в Московский областной суд, оставлен без рассмотрения, в связи с необходимостью установления - уточнения – площадей земельных участков и их границ (с подтверждением пересечения границ). После проведения судебной землеустроительной экспертизы, истец уточнил исковые требования и просит суд (том 2 л. д. 98):
- признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 1774 кв. м, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>;
- признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 1646 кв. м, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>;
- установить границы земельного участка, площадью 1774 кв. м, кадастровый №, находящегося по адресу: <адрес>, по указанным в экспертном заключении характерным точкам.
- установить границы земельного участка, площадью 1646 кв. м, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>, по указанным в экспертном заключении характерным точкам.
Представитель ответчика - Администрации г.о. Долгопрудный - в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласился, считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку, как установлено судебными экспертами, земельные участки истца пересекают два муниципальных образования, что запрещает ЗК РФ.
Представитель ответчика - Администрации г.о. Мытищи - в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку земельные участки ФИО2 пересекают два муниципальных образования, что запрещает ЗК РФ (том 1 л. д. 162).
Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений <адрес> - в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен (том 2 ШПИ).
Представитель 3 лица – Управление Росреестра по МО – в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен (том 2 ШПИ).
3 лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дате и времени его проведения извещена (том 2 ШПИ).
Представитель 3 лица – <адрес> – в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен (том 2 ШПИ).
Представитель 3 лица – Главное управление архитектуры и градостроительства <адрес> – в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен (том 2 ШПИ).
Представитель 3 лица – Московская областная Дума – в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что оставляет решение по делу на усмотрение суда (том 2).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым №: основание - Постановление Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым ФИО2 отведен земельный участок, площадью 0,20Га под садовый участок по адресу: <адрес> (том 1 л. д 20). В соответствии со свидетельством на право собственности на землю №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, площадь указанного участка составила 0,15 Га (том 1 л. д. 8).
Также ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым №: основание - Постановление Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым правопрешественнику истца – ФИО4 - был отведен земельный участок, площадью 0,20Га под садовый участок по адресу: <адрес> (том 1 л. д. 31). В соответствии со свидетельством на право собственности на землю №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, площадь указанного участка составила 0,15 Га (том 1 л. д. 19). В настоящее время данный земельный участок принадлежит ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство (том 1 л. д. 17).
Вышеуказанные земельные участки расположены на землях населенных пунктов, разрешенное использование «для ИЖС», имеют статус ранее учтенных, границы их не установлены.
Согласно пояснениям истца, спорные объекты недвижимости были сформированы на местности при их предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ г., использовались истцом и его правопредшественником – ФИО4 – на протяжении более 20 лет, они огорожены заборами, которые более 20 лет не переносились, что подтверждено кадастровым инженером при проведении межевания земельных участков (том 1 л. д. 9-14, 24-29), при этом, на обоих участках разрешено строительство садовых домов (площадь земельных участков указана, как 20Га).
По заданию ФИО2, кадастровым инженером были проведены работы по местоположения границ земельных участков с кадастровыми № № и № исходя из их фактического местоположения, обозначенного на местности объектом искусственного происхождения (заборами), в ходе которых было установлено, что площадь земельных участков в его фактических границах. В то же время, в ходе межевания кадастровым инженером было установлено, что земельные участки пересекают границы двух муниципальных образований: <адрес> и <адрес>.
Административный иск ФИО2 к <адрес> Думе о признании недействующим с момента принятия Закона МО от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О статусе и границе городского округа Долгопрудный»№ в части геодезических данных границ городского округа Долгопрудный и городского округа <адрес>, поданный в Московский областной суд (1 инстанция) возвращен заявителю: недостатки, указанные в определении об оставлении без движения не устранены, а именно: отсутствуют доказательства, подтверждающие пересечение границ земельных участков с границами муниципальных образований (том 1 л. д. 214-218).
В связи с тем, что для разрешения заявленных исковых требований, связанных с установлением местоположения границ земельных участков (а также с учетом пересечений границ муниципальных образований), требуются специальные познания в области землеустройства, на основании ходатайства истца была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО «Центр судебных экспертиз «НОРМА».
При ответе на поставленные вопросы, эксперт пришел к следующим выводам:
- описание фактического местоположения границ земельного участка № по фактическому пользованию представлено в системе координат МСК-50 в табл.2.1.1;
-эксперт считает необходимым пояснить, что при установлении границ земельного участка № в соответствии с его фактическим пользованием водный объект (ручей) будет располагаться в границах данного земельного участка, что будет нарушать действующие на дату проведения экспертизы требования ст.6 ВК РФ, о том, что водный объект и береговая полоса вдоль него является территорией общего пользования и к ним должен быть свободный доступ. Также будет нарушаться ст. 11.9. ЗК РФ, согласно которой границы земельного участка не должны пересекать границы муниципальных образований и населенных пунктов. В связи с этим, установить границы по фактическому пользованию не представляется возможным;
- с учетом поставленного вопроса №, в соответствии с возражениями Администрации г.о. Мытищи в отношении береговой полосы ручья, а также в соответствии требования Правил использования и землеустройства г.о. Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ № и Правил землепользования и землеустройства г.о. Долгопрудный от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении предельных размеров земельных участков с учетом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», экспертами проработан вариант установления границы земельного участка № площадью 1500 кв. м. В Приложении 2 экспертами отражен чертеж местоположения границ земельных участков № и № с учетом выше указанных требований. Описание местоположения границ земельного участка № с учетом возражений Администрации г.о. Мытищи и указанных выше требований представлено в системе координат Ж-50 в табл.2.1.3. Как видно из Приложения 2, исследуемый земельный участок № с учетом местоположения ручья будут представлять собой единое землепользование, состоящее из двух контуров, один из которых будет располагаться на территории г.о. Долгопрудный, а второй - на территории г.о. Мытищи. Более того на территории г.о. Мытищи контур земельного участка № будет попадать в территориальную зону Р-1 «рекреационная зона». Следовательно, устанавливать границы таким образом не представляется возможным. Кроме того, стоит отметить, что при образовании земельного участка по данному варианту, к контуру находящемуся в пределах г.о. Мытищи будет отсутствовать доступ с земель общего пользования в виде прохода и проезда, что будет в свою очередь нарушать требования ст. 11.9 ЗК РФ, Град.К РФ, Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России ДД.ММ.ГГГГ, СП -2.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и иные нормативные требования. Для земельных участков, на которых допускается строительство жилых домов должен быть обеспечен доступ в виде проезда шириной 3 метра, а с точки зрения пожарной безопасности шириной проезда 3.5 метра. Также стоит отметить, что согласно, ст. 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Под пересечением границы многоконтурного земельного участка с границами муниципальных образований или границами населенных пунктов понимается: фактическое пересечение границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта любым контуром границы многоконтурного земельного участка; расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура земельного участка на территории другого муниципального образования и (или) заселенного пункта. Таким образом, все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования населенного пункта). Стоит пояснить, что значимость территориального зонирования исключительно высока диапозон возможностей по выбору ВРИ земельного участка, а так же по возможности формирования земельных участков, напрямую зависит от содержания градостроительного регламента, утвержденного для той или иной территориальной зоны). Во избежание противоречий, ЗК РФ закреплено строгое правило о том, что земельный участок не может располагаться в границах нескольких территориальных зон. В дополнение к ст. 11.9 ЗК РФ, тем же кодексом п.2 ст.85 однозначно предписано, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности земельного участка только к одной зоне. Следовательно, земельный участок № даже будучи образованным в виде многоконтурного земельного участка, не может располагаться в разных городских округах и в различных территориальных и функциональных зонах;
- при установлении границ земельного участка с кадастровым № в соответствии с их фактическим пользованием водный объект (ручей) будет располагаться в границах данного земельного участка, что будет нарушать действующие на дату проведения экспертизы требования ст. 6 ВК РФ, о том, что водный объект и береговая полоса вдоль него является территорией общего пользования и к ним должен быть свободный доступ. Также будет нарушаться ст. 11.9. ЗК РФ - границы земельного участка не должны пересекать границы «муниципальных образований и населенных пунктов. В связи с этим, установить границы по фактическому пользованию не представляется возможным. С учетом поставленного вопроса №, в соответствии с возражениями Администрации г.о. Мытищи, в отношении береговой полосы ручья, а также в соответствии требования Правил землепользования и землеустройства г.о. Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ № и Правил землепользования и землеустройства г.о. Долгопрудный от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА/н/1 в отношении предельных размеров земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», экспертами проработан вариант установления границы земельного участка № площадью 1500 кв. м. В Приложении 2 экспертами отражен чертеж местоположения границ земельных участков № и № с учетом выше указанных требований. Описание местоположения границ земельного участка №, с учетом возражений администрации г.о. Мытищи и указанных выше требований представлено в системе координат МСК-50 в табл. 2.1.4. Как видно из Приложения 2, исследуемый земельный участок № с учетом местоположения ручья будут представлять собой единое землепользование состоящее из двух контуров, один из которых будет располагаться на территории г.о. Долгопрудный, второй - на территории г.о. Мытищи. Более того на территории г.о. Мытищи контур земельного участка № будет попадать в территориальную зону Р-1 «рекреационная зона». Однако, стоит отметить, что при установлении границ земельного участка № с кадастровым № по данному варианту будет нарушаться требование ПЗЗ г.о. Мытищи от. ДД.ММ.ГГГГ №, а именно, контур 2 земельного участка №, расположенный на территории г.о. Мытищи, будет равен 300кв. м, что меньше предельного минимального размера образуемого земельного участка. Следовательно, устанавливать границы таким образом не представляется возможным. Кроме того, стоит отметить, что при образовании земельного участка № по этому варианту, к контурам находящимся в пределах г.о. Мытищи будет отсутствовать доступ с земель общего пользования в виде прохода и проезда, что будет в свою очередь нарушать требования ст. 11.9 ЗК РФ, Град.КФ, Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России, СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и иные нормативные требования. Для земельных участков, на которых допускается строительство жилых домов должен быть обеспечен доступ заде проезда шириной 3 метра, а с точки зрения пожарной безопасности шириной проезда 3.5. В силу ст. 11.9 ЗК РФ, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Под пересечением границы многоконтурного земельного участка с границами муниципальных образований или границами населенных пунктов понимается: фактическое пересечение границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта любым контуром границы многоконтурного земельного участка, расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура земельного участка на территории другого муниципального образования и (или) заселенного пункта. Таким образом, все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования (населенного пункта). Стоит пояснить, что значимость территориального зонирования исключительно высока. Диапазон возможностей по выбору ВРИ земельного участка, а так же по возможности формирования земельных участков, напрямую зависит от содержания градостроительного регламента, утвержденного для той или иной территориальной зоны). Во избежание противоречий, ЗК РФ закреплено строгое правило о том, что земельный участок не может располагаться в границах нескольких территориальных зон. В исполнение ст. 11.9 ЗК РФ, тем же кодексом п.2 ст.85 однозначно предписано, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности земельного участка только к одной зоне. Следовательно, земельный участок №, даже будучи образованным в виде многоконтурного земельного участка, не может располагаться в разных городских округах и в различных территориальных и функциональных зонах;
- для ответа на вопрос №, экспертами были проанализированы <адрес>: Закон МО «О границе городского округа Мытищи», Закон МО «О границе городского округа Долгопрудный». В связи с тем, что в Законе МО от ДД.ММ.ГГГГ № в первоначальной редакции оттражено только словесное описание местоположения границ городского округа Долгопрудный, экспертом для сопоставления местоположения границ использована действующая редакция данного закона от ДД.ММ.ГГГГ. В указанных законах имеется описание местоположения границ городских округов, отраженное в координатах в системе координат МСК-50. Местоположения границ городских округов Долгопрудный (по состоянию на 2016 год) и Мытищи (по состоянию на 2015 год) по имеющимся в Законах координатам отображены в Приложении 1 и 2. I Из приложения 1 и 2 видно, что исследуемые земельные участки № располагаются в двух городских округах (г.о. Долгопрудный и г.о. Мытищи) относительно границ, отраженных в Законе МО от ДД.ММ.ГГГГ № «О Границе городского округа Мытищи» и в Законе МО от ДД.ММ.ГГГГ № «О границе городского округа Долгопрудный»;
- для ответа на поставленный вопрос № экспертами были проанализированы <адрес>: Закон МО «О границе городского округа Мытищи», Закон МО «О границе городского округа Долгопрудный». В связи с тем, что в Законе МО от ДД.ММ.ГГГГ № в первоначальной редакции отражено только словесное описание местоположения границ городского округа Долгопрудный, экспертом для сопоставления местоположения границ использована соответствующая редакция данного закона от ДД.ММ.ГГГГ. В указанных законах имеется описание местоположения границ городских округов, отраженное в координатах в системе координат МСК-50. Местоположения границ городских округов Долгопрудный (по состоянию на 2016 год) и Мытищи (по состоянию на 2015 год) по имеющимся в Законах координатам отображены в Приложении 1 и 2. Из приложения 1 и 2 видно, что границы городских округов Долгопрудный и Мытищи пересекают границы исследуемых земельных участков 50:42:0030101:115 и 50:42:0030108:34. При этом стоит отметить, что в соответствии с действующими Законами МО «О границе городского округа Мытищи» и «О границе городского округа Долгопрудный», согласно словесному описанию граница между указанными городскими округами проходит по тальвегу ручья (то есть по самой низкой точке русла ручья). Также стоит отметить, что при установлении границ между городскими округами Мытищи и Долгопрудный в спорной части не было учтено фактическое местоположение земельных участков 50:42:0030101:115 и 50:42:0030108:34 отнесенных к <адрес>. Следовательно, можно сделать вывод, что на дату проведения экспертизы установленная граница между городскими округами Мытищи и Долгопрудный в спорной части не соответствует ее фактическому местоположению;
- с учетом проведенных исследований было установлено, что общая граница городских округов Мытищи и <адрес> пересекают границы земельных участков №. Однако данное пересечение не является реестровой ошибкой. Данное пересечение является ошибкой определения местоположения границ муниципального образования, в частности городских округов Долгопрудный и Мытищи. Указанные границы в спорной части были установлены без учета фактического местоположения границ земельных участков № и русла водного объекта;
- как было ранее установлено, в сведениях о местоположении границ городских округов Долгопрудный и Мытищи в спорной части имеется ошибка. Границы установлены без учета фактических границ земельных участков № Согласно представленным в материалах дела дополнительно документам исследуемые земельные участки 12 № по <адрес> ФИО2 и ФИО4 были предоставлены земельные участки под строительство домов, площадью по 0,20 га, за исключением территории занятой водным объектом и прилегающей береговой территории. Все указанные документы говорят о том, что на момент установления границы городского округа Долгопрудный, а ранее границы <адрес>, информация о местоположении фактических границ исследуемых земельных участков № у Администрации городского округа Долгопрудный имелась. В соответствии с представленными документами исследуемые земельные участки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г. всегда относились к городскому округу Долгопрудный. Следовательно, при установлении границ городских округов Долгопрудный и Мытищи, необходимо было устанавливать границу таким образом, чтобы земельные участки № вошли в границы городского округа Долгопрудный. В связи с этим эксперт предлагает образовать многоконтурные земельные участки в пределах г.о. Долгопрудный с учетом расположения водного объекта и его береговой полосы. А также в соответствии с правоустанавливающими документами на земельные участки №, действующими требованиями Земельного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки городского округа Долгопрудный в отношении площадей земельных участков. В соответствии с данными ЕГРН земельные участки № расположены по адресу: <адрес>, мкр. Шереметьевский, <адрес> соответственно. Согласно ПЗЗ г.о. Долгопрудный от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), данные земельные участки располагаются в зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). В соответствии с ПЗЗ г.о. Долгопрудный от ДД.ММ.ГГГГ №1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предельные размеры земельных участков составляют - минимальный 400 кв. м, максимальный - 500000 кв. м. По данным правоустанавливающих документов на дату производства экспертизы площади земельных участков № составляют 1500 кв. м, по первичным правоустанавливающим документам площади тех же земельных участков оставляют 2000 кв. м. В соответствии с предложенным вариантом площади исследуемых земельных участков будут составлять: № кв. м, № - 1774 кв. м. В Приложении 3 экспертами отражен чертеж варианта уточнения границ земельных участков № с учетом действующего законодательства по первичному образованию земельных участков. Описание местоположения границ земельных участков № с учетом варианта экспертов представлено в системе координат МСК-50 в табл.2.3.1-2.3.2;
- с учетом предложенного варианта эксперты считают необходимым:
- исключить сведения о местоположении границ г.о. Долгопрудный в точках 20, 21, 22 Приложение 2 к Закону МО от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О границе городского округа Долгопрудный»), исключить сведения о местоположении границ г.о. Мытищи в точках 821, 822, 823 Приложение 2 к Закону МО от ДД.ММ.ГГГГ № «О границе городского округа Мытищи»;
- установить в спорной части границы г.о. Долгопрудный в соответствии с таблицей 2.3.3, установить в спорной части границы г.о. Мытищи в соответствии с таблицей 2.3.4,
с дальнейшим проведение процедуры внесения изменений в сведения о местоположении границ городских округов в Закон МО от ДД.ММ.ГГГГ № «О границе городского округа Мытищи», Закон МО от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О границе городского округа Долгопрудный», Генеральные планы городских округов Долгопрудный и Мытищи, Правила землепользования и застройки городских округов Долгопрудный и Мытищи. Вариант изменения границы городских округов представлен в Приложении 4. Описание местоположения границ спорной части границы городских округов Долгопрудный и Мытищи, с учетом варианта экспертов по уточнению границ земельных участков №, представлено в системе координат МСК-50 в табл.2.3.3- 13.4.;
- в соответствии с предложенным вариантом будут образовываться два многоконтурных хмельных участка: № общей площадью 1646 кв. м, (контур 1 - 941кв.м., контур 2 - 705кв. м), № - общей площадью 1774 кв. м, (контур 1 - 1200 кв. м, контур 2 - 574 кв. м). Каждый из вновь образованных контуров многоконтурных земельных участков соответствует требованиям Правил землепользования и застройки городского округа Долгопрудный в части предельного минимального размера земельного участка равного 500 IB.M. Кроме того:
- в части уточнения площадей земельных участков, по фактическому пользованию существующих на местности 15 и более лет, допускается изменение площади на величину, не превышающую предельный минимальный размер земельного участка, установленный в данном городском округе - в данном случае предельный минимальный размер земельного участка равен 500 кв. м. Расхождение площадей между площадью по актуальным сведениям ЕГРН равной 1500 кв. м, и предложенной по варианту составляет для ЗУ №-146кв. м, для ЗУ № - 274 кв. м. Данный вариант установления границ будет соответствовать требованиям действующего законодательства.
Изучив представленное экспертное заключение, суд приходи к выводу, что эксперты при ответе на поставленные перед ними вопросы, дали полные и развернуты ответы, оснований сомневаться в компетенции и объективности судебных экспертов не имеется, выводы, сделанные экспертами ни кем из лиц, участвующих в деле не опровергнуты.
В связи с изложенным, суд полагает возможным положить экспертное заключение АНО «Центр судебных экспертиз «НОРМА» в основу решения по делу.
Исходя из положений ч. 10 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Исходя из указания норм права, границами спорного земельного участка считаются фактические границы данного участка, обозначенные на местности заборами, существующими 15 и более лет, при условии, что размер излишка земельного участка, не превышает минимальный размер участка для определенного целевого назначения.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утв. Решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-нр, минимальный размер земельного участка, предоставленного для целей индивидуального жилищного строительства, составляет 400 кв. м.
Судом установлено (экспертное заключение), что превышение площади спорных земельных участков в их уточняемых границах, по отношению о площади того же участка по сведениям ЕГРН, не превышает минимальный размер земельного участка для имеющего у данного участка вида разрешенного использования (ИЖС).
Действие ч. 10 ст. 22 и ч. 32 п. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» направлено не на первичное закрепление в собственность гражданина или юридического лица земельных участков, а на надлежащую идентификацию ранее предоставленного в собственность данным лицам земельного участка, границы которых при предоставлении и впоследствии при закреплении в их собственность, не были надлежащим образом установлены, и которые существуют в течение длительного времени.
Таким образом, законодатель дает возможность собственникам земельных участков, посредством уточнения местоположения границ данных земельных участков, права на которые уже возникли ранее, при соблюдении требований указанных в законе, привести границы и площади в соответствие с требованиями закона, т.е. устранить несоответствия размера площади земельного участка, указанного в правоустанавливающих документах, с действительным размером площади спорного земельного участка исходя из фактически существующих границ.
В силу ст. 11.9 ЗК РФ, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. При выявлении пересечения границ земельных участков с границами муниципальных образований и (или) границами городских либо сельских населенных пунктов устранение такого пересечения осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 83 ЗК РФ, границы городских и сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Принимая во внимание все вышеизложенное, отсутствие возражений со стороны заинтересованных лиц, относительно установленных судебными экспертами площадей земельных участков, находящихся в собственности ФИО2, суд полагает возможным:
- признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, площадью 1774 кв. м, с кадастровым №, находящийся по адресу: М. О., <адрес>;
- признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, площадью 1646 кв. м, с кадастровым №, находящийся по адресу: М. О., <адрес>;
- установить границы земельного участка, площадью 1774 кв. м, с кадастровым №, находящегося по адресу: М. О., <адрес>:
Обозначение характерных точек | Координаты X | Координаты Y |
Контур 1-S=941кв. м | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
- установить границы земельного участка, площадью 1646 кв. м, с кадастровым №, находящегося по адресу: М. О., <адрес>:
Обозначение характерных точек | Координаты X | Координаты Y |
Контур 1-S=1200 в. м | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Учитывая тот факт, судебной землеустроительной экспертизой установлено, что общая граница городских округов Мытищи и Долгопрудный пересекают границы земельных участков с кадастровыми № № № и № (что не является реестровой ошибкой), суд полагает необходимым указать, что внесения изменений в ЕГРН относительно вышеуказанных координат характерных точек земельных участков (и площади), возможно только после устранения наложений границ городских округов Долгопрудный и Мытищи, путем внесения изменений (исключение и установление) в местоположение границ городских округов Долгопрудный и Мытищи, по координатам, приведенным в экспертном заключении судебной землеустроительной экспертизы АНО «ЦСЭ «НОРМА» (приведено выше).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к Администрации г.о. Долгопрудный, Администрации г.о. Мытищи, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на земельные участки, об установлении границ земельных участков, удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, площадью 1774 кв. м, с кадастровым №, находящийся по адресу: М. О., <адрес>.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, площадью 1646 кв. м, с кадастровым №, находящийся по адресу: М. О., <адрес>.
Установить границы земельного участка, площадью 1774 кв. м, с кадастровым №, находящегося по адресу: М. О., <адрес>:
Обозначение характерных точек | Координаты X | Координаты Y |
Контур 1-S=941кв. м | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Установить границы земельного участка, площадью 1646 кв. м, с кадастровым №, находящегося по адресу: М. О., <адрес>:
№ | № | № |
№ | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Указать, что внесения изменений в ЕГРН относительно вышеуказанных координат характерных точек земельных участков (и площади), возможно только после устранения наложений границ городских округов Долгопрудный и Мытищи, путем внесения изменений (исключение и установление) в местоположение границ городских округов Долгопрудный и Мытищи, по координатам, приведенным в экспертном заключении судебной землеустроительной экспертизы АНО «ЦСЭ «НОРМА».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И. А. Лапшина
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И. А. Лапшина