ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-22689/2017
город Уфа «26» октября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Т.Ф. Крыгиной
судей О.В. Гильмановой
Р.Р. Нурмухаметовой
при секретаре А.Ю. Гарафутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес и
адрес на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
«исковые требования Галиаскарова М.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в адрес и адрес о признании права на досрочную пенсию удовлетворить.
Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес и городе Белорецк Республики Башкортостан от дата №... «Об отказе в установлении пенсии» - отменить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес и городе Белорецк Республики Башкортостан:
- зачесть Галиаскарову М.М. в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400 - ФЗ,
- период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с дата. по дата,
- период работы в качестве «грохотовщика» ДСЦ завода строительных материалов и конструкций комбината «Якутуглестрой» с дата. по дата.
Назначить Галиаскарову М.М. страховую пенсию по старости по пп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» со дня достижения 55-летнего возраста, т.е. с дата».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гильмановой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галиаскаров М.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес и адрес Республики Башкортостан (далее - УПФ) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов его работы в качестве «грохотовщика» ДСЦ завода строительных материалов и конструкций комбината «Якутуглестрой» с дата по дата, периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 08 дата по дата, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с дата.
В обоснование требований ссылался на то, что ответчик необоснованно отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа, не приняв к зачету спорный период трудовой деятельности, а также период прохождения военной службы по призыву.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФ просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), выслушав представителя истца, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Галиаскаров М.М. дата обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от дата №..., в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
В стаж работы с тяжелыми условиями труда ответчик не включил периоды работы истца грохотовщиком ДСУ завода строительных материалов и конструкций комбината «Якутуглестрой» с дата по дата в связи с отсутствием документального подтверждения для установления производства, к которому относится выполняемая работа.
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее - Список № 2 от 26 января 1991 года
№ 10).
При этом время выполнявшихся до дата работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 26 января 1991 года № 10.
Списком № 2 от 26 января 1991 года № 10 предусмотрены профессии по добыче открытым способом полезных ископаемых, содержащих вредные вещества 3 класса опасности: «грохотовщики» (код позиции 2010100а-11765).
Согласно трудовой книжке истца он дата принят грохотовщиком ДСУ завода строительных материалов и конструкций комбината «Якутуглестрой», дата переведен на карьер «Гранитный».
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, истец в вышеуказанный период работал в дробильно-сортировочном цехе карьера «Гранитный» завода строительных материалов и конструкций комбината «Якутуглестрой».
С дата структурное подразделение «Карьер» был выведен из состава завода и преобразован в самостоятельное юридическое лицо, с переводом работников, в том числе и истца, в «Карьер Гранитный» с продолжением трудовой деятельности в качестве «грохотовщика».
Согласно справке директора карьера «Гранитный», Галиаскаров М.М. работал на карьере «Гранитный» в качестве «грохотовщика» с дата по дата.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с которым подтверждению подлежат периоды работы на открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых (подпункт 11 пункта 2).
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно письму Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации от дата №... работники дробильно-сортировочных цехов (ДСЦ) по переработке нерудных полезных ископаемых с целью получения готовой продукции - строительного материала (щебень и др.) - также пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение по подразделу 1 раздела 1 Списка № 2 при условии если их работа по дроблению является продолжением горных работ. Продолжением горных работ является работа по дроблению в цехах, расположенных в пределах карьера, границы которого определяются границами горного отвода.
Согласно письму Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР от 03 сентября 1986 года № 1293-9, если территория карьера определена границей земельного отвода и внутри карьера расположены горный цех по добыче ископаемых и дробильно-сортировочные цеха по переработке таких ископаемых на щебень и это составляет единый технологический процесс горных работ, работники таких карьеров пользуются правом на льготную пенсию в соответствии с разделом I Списка № 2. При этом следует руководствоваться Планом горных работ, в котором границей земельного отвода определена территория карьера, разреза и расположенные внутри карьера, разреза структурные подразделения.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от
29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и определение от 05 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, в соответствии с официальными разъяснениями Госкомтруда СССР, действующими в период работы истца, работники дробильно-сортировочных цехов пользовались правом на досрочную пенсию, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для включения в льготный стаж истца периода работы в качестве «грохотовщика» ДСЦ завода строительных материалов и конструкций комбината «Якутуглестрой» с дата по дата.
Между тем, заслуживает внимания довод апелляционной жалобы ответчика о необоснованном включении в стаж Галиаскарова М.М. периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с дата по
дата, поскольку Список № 2 от 26 января 1991 года для учета периодов работы, имевших место до дата не применяется.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требований Галиаскарова М.М. о включении в льготный стаж периода прохождения военной службы по призыву с
дата по дата.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от
дата отменить в части зачета в специальный стаж Галиаскарова М.М., необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с дата по дата.
В отмененной части принять новое решение, которым вышеназванные требования оставить без удовлетворения.
То же решение в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий Т.Ф. Крыгина
Судьи О.В. Гильманова
Р.Р. Нурмухаметова
Справка: судья Л.В. Харькина