Дело № 3-245/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 15 июня 2015 г.
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Антропова Е.А.
при секретаре Тулпарове А.П.,
с участием представителя заявителя Кульченко В.Н. – Голова О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кульченко В. Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Кульченко В.Н. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № <...> расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости. В обоснование требований указано, что заявитель является арендатором земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию 1 января 2010 г. установлена равной 75 419449,30 руб. Установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную стоимость, что по мнению заявителя возлагает на него обязанность по уплате арендной планы в необоснованно завышенном размере. Ссылаясь на п. 3 ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определённой по результатам независимой оценки по состоянию на 1 января 2010 г. Просил пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка, установив её равной рыночной стоимости в размере 23224146 рублей.
1 июня 2015 г. представитель заявителя Кульченко В.Н. – Голов О.В. уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № <...> расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г. в размере 18457000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя Кульченко В.Н. – Голов О.В. поддержал уточнённые требования в полном объёме.
Заявитель Кульченко В.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в деле участвует представитель по доверенности.
Заинтересованное лицо – представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области – Барыкина О.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в своё отсутствие, по существу заявленных требований полагается на усмотрение суда и возражает против привлечения Филиала в качестве заинтересованного лица.
Заинтересованные лица – представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, приведённая правовая норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель.
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период) при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. № 275-О-О).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 1 июня 2009 г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Частью 3 ст. 1 Закона РФ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусмотренные полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11 марта 2010 г. № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии») наделены полномочия органа кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что Кульченко В.Н. является арендатором земельного участка с кадастровым № <...> расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11-15).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 г. № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
С учётом указанного правового акта, а также данных кадастровой справки кадастровая стоимость спорного земельного участка на момент обращения заявителя в суд установлена в размере 75419 449,30 руб. (л.д.19).
Не согласившись с произведённой оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, представителем заявителя в ходе судебного заседания было заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы.
Так, согласно заключению эксперта № 20/2015-ЭЗ от 6 мая 2015 г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № <...> расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 18457000 рублей (л.д.144-186).
Давая оценку экспертному заключению, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нём указана общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведён анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объектов оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оценённого земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведённой экспертизы суду не представлено. Кроме того, эксперт, проводивший экспертное исследование был предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При рассмотрении настоящего дела суд исходит из того, что права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по правилам, установленным Главой 23 ГПК РФ, в соответствии с положениями которой, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (части 3 и 4 статьи 246 ГПК РФ), а также может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, подвергнуть штрафу должностных лиц, не исполняющих требований суда о предоставлении доказательств (часть 2 статьи 249 ГПК РФ).
Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998г.
С учётом указанного, суд полагает, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость участка. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается заявителем и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
При принятии решения суд также исходит из того, что дата, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость спорного земельного участка, правильно определена на дату установления его кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области.
При этом правовую позицию о необходимости определения рыночной стоимости объекта оценки на дату внесения сведений о нем в ГКН суд отвергает как несостоятельную, поскольку она связана с неправильным толкованием положений Федерального Закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».
Так, в соответствии со ст. 24.19 приведенного выше Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, из положений ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ следует, что приведенные в статье случаи, при которых датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, являются исчерпывающими и не подлежат расширенному толкованию.
Рыночная стоимость объекта оценки может быть получена в результате его индивидуальной оценки вследствие изменения качественных (количественных) характеристик, имевших место после установления кадастровой стоимости земельного участка на основании нормативного правового акта. Включение таких сведений в государственный кадастр направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как следует из материалов дела, постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области кадастровая стоимость земельных участков утверждена по состоянию на 1 января 2010 г.
Из материалов дела следует, что количественные и качественные характеристики спорного объекта оценки после 1 января 2010 г. не изменялись, а потому положения ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ применению в настоящем деле не подлежат.
Таким образом, установление рыночной стоимости спорного земельного участка на указанную дату является правильным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г. не свидетельствует о том, что правовые последствия уменьшения кадастровой стоимости земельного участка в виде перерасчета налоговых платежей будут иметь место именно с указанной даты.
Как указано в ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей с 1 октября 2013 г.), сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ.
В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе и сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, исчисление налога и других платежей с учётом изменившейся кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости будет иметь место с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление Кульченко В. Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № <...> расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 18457 000 (восемнадцать миллионов четыреста пятьдесят семь тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления его мотивированного текста.
Судья Е.А. Антропов
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 22 июня 2015 г.
Судья Е.А. Антропов