РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2017 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Бойправ В.Г.,
при секретаре судебного заседания Даниловой С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Ильиной И.Н.,
административного ответчика Ализода М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ОМВД России по Козловскому району к гражданке Республики <данные изъяты> Ализода М. о помещении в центр временного содержания иностранных граждан МВД по Чувашской Республике до исполнения решения о ее депортации за пределы Российской Федерации,
установил:
ОМВД России по Козловскому району обратилось в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к гражданке Республики <данные изъяты> Ализода М. о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о ее депортации за пределы Российской Федерации. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Московским районным судом г. Казани Ализода М. осуждена по совокупности преступлений, предусмотренных п.«а» ч.3 ст.158 УК РФ к 1 году лишения свободы.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение № - рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в отношении гражданки Республики <данные изъяты> Ализода М. », которой въезд на территорию Российской Федерации не разрешен.
ДД.ММ.ГГГГ гражданка Республики <данные изъяты> Ализода М. ознакомилась с вышеуказанным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности её пребывания (проживания) в Российской Федерации, она предупреждена об ответственности за неисполнение обязанности покинуть территорию Российской Федерации в установленный законом срок, что подтверждается проставлением ей подписи в расписке ДД.ММ.ГГГГ.
Ализода М. освобождена по отбытию срока наказания из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сообщением из федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5» УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии.
В отношении гражданки <данные изъяты> Ализода М. МВД по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации.
Административный истец просит поместить гражданку Республики <данные изъяты> Ализода М. в Центр временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о ее депортации за пределы Российской Федерации на срок 6 месяцев. Срок содержания Ализода М. исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца ОМВД России по Козловскому району предоставил суду заявление о рассмотрении административного искового заявления без их участия, в котором просил удовлетворить заявленные требования.
Административный ответчик Ализода М. с административным исковым заявлением согласилась.
Прокурор полагал административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Основания и порядок временного помещения лица без гражданства, подлежащего депортации, предусмотрены Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и главой 28 КАС Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В силу положений ст. 25.10 названного Федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (п. 12 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Федеральным законом № 400-ФЗ от 06 декабря 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией международных договоров РФ о реадмиссии» предусмотрен особый порядок осуществления депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в местах лишения свободы.
В соответствии со ст. 4 Закона решения о депортации лиц, пребывание которых признано Минюстом России нежелательным на территории РФ, выносятся в период их пребывания в местах лишения свободы и исполняются немедленно после освобождения из мест лишения свободы.
В целях исполнения требований Закона сотрудники ОМВД осуществляют прием данной категории иностранных граждан от сотрудников территориальных органов ФСИН в момент их освобождения для осуществления процедуры депортации.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п. 9 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ализода М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является гражданкой Республики <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ приговором Московского районного суда г. Казани Ализода М. осуждена по п. «а» ч.3 ст.158, п. «а» ч.3 ст.158, ч.3 ст.69 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. ДД.ММ.ГГГГ освобождена из мест лишения свободы по отбытии наказания.
Распоряжением Министра юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданки Республики <данные изъяты> Ализода М. признано нежелательным. О принятом решении Ализода М. сообщено ДД.ММ.ГГГГ.
Заместителем начальника отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о депортации гражданки Республики <данные изъяты> Ализода М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. О принятом решении Ализода М. сообщено ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение в установленном порядке Ализода М. не оспорено, не отменено.
Исходя из содержания статей 3, 9, 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, пункта "а" части 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 года, статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, право человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Частью 3 статьи 62 Конституции РФ предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ст.22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Частью 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В пункте 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 гола N б-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан и СССР" в связи с жалобой ФИО2" изложена правовая позиция Конституционного Суда РФ о том, что из статьи 22 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права. Поэтому оспариваемое заявителем положение Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" о задержании на срок, необходимый для выдворения, не должно рассматриваться как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться в силу того, что ни одно государство не соглашается принять выдворяемое лицо. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством РФ и противоречащий указанным нормам Конституции РФ.
Проанализировав нормы пункта 9 статьи 31 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями главы 26.1 ГПК РФ, Конституционный Суд РФ в Определении от 25 сентября 2014 года N 1830-О указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
Следовательно, при разрешении заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение суд должен определить предельный срок содержания гражданина в указанном учреждении, так как помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на неопределенный срок, может затянуть решение вопроса о депортации. С учетом обстоятельств данного дела, суд считает необходимым установить срок помещения Ализоды М. в центр временного содержания иностранных граждан на срок до 6 месяцев, по ДД.ММ.ГГГГ
При этом суд разъясняет, что МВД по Чувашской Республике не лишено возможности впоследствии в связи с истечением установленного судом срока обратиться в суд с заявлением о продлении срока пребывания данного лица в специальном учреждении. Рассмотрение такого заявления обеспечивает периодичность судебного контроля при длительном ограничении права гражданина на свободу и личную неприкосновенность, что предусмотрено главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец при подаче настоящего административного иска был освобожден, подлежит возмещению за счет административного ответчика в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
р е ш и л:
Административное исковое заявление ОМВД России по Козловскому району к Ализода М. удовлетворить.
Поместить подлежащую депортации гражданку Республики <данные изъяты> Ализода М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в центр временного содержания иностранных граждан МВД по Чувашской Республике, расположенного <адрес>, - до исполнения решения о ее депортации за пределы Российской Федерации на срок 6 месяцев.
Срок содержания Ализода М. в центре временного содержания иностранных граждан исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с административного ответчика Ализода М. в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Судья В.Г. Бойправ