Дело № 2а-1398/2019
45RS0008-01-2019-001738-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Кетово 13 декабря 2019 года
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Суханова И.Н.
при секретаре Михалевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административному исковому заявлению Сибирякова Андрея Александровича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Курганской области (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области), Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 74 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ФКУЗ МСЧ- 74 ФСИН России) о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Сибиряков А.А. обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России о признании бездействия незаконным. В обоснование заявленных требований указано, что Сибиряков А.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области. 19.09.2019, находясь в ШИЗО, Сибиряковым А.А. объявлено о голодовке. В связи с тем, что голодовка осуществлялась истцом второй месяц, направляясь в ШИЗО, он не взял с собой гигиенический пакет. 27.09.2019 Сибиряковым А.А. принято решение о прекращении голодовки, о чем объявлено смене, дежурившей в ШИЗО. Во время раздачи ужина 27.09.2019 истцом также заявлена просьба о необходимости получения гигиенического пакета. 28.09.2019, направляясь в медицинскую часть Сибиряковым А.А. также было объявлено о необходимости получения гигиенического пакета. 29.09.2019, 30.09.2019 во время подъема и отбоя Сибиряков А.А. обращался с аналогичными требованиями к должностным лицам, однако гигиенический пакет им получен не был. Указанное бездействие должностных лиц привело к ухудшению здоровья истца, выраженное в сильных отеках ног. Сибиряковым А.А. 08.10.2019, 11.10.2019, 14.10.2019 в адрес начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области написаны заявления о необходимости оказания медицинской помощи, так как медикаменты были выданы Сибирякову А.А. только на 6 дней вместо 21 дня. Просит признать незаконными действия ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области и ФКУЗ МСЧ-74 России выраженные в непредоставлении гигиенического пакета, неоказании медицинской помощи.
Административный истец Сибиряков А.А. в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи на заявленных требованиях настаивал по доводам, указанным в исковом заявлении. Пояснил, что гигиенический пакет им был получен, но по причине голодовки он не взял его с собой в ШИЗО. В связи с прекращением голодовки гигиенический пакет ему стал необходим, он просил принести пакет из его отряда, новый пакет не требовал.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России создано для обеспечения деятельности по охране здоровья сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы Челябинской и Курганской областей, членов их семей, а также осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России непосредственно подчиняется Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области и действует на основании Устава. На основании договора, заключенного между ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области и ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России, ИК-2 передает в безвозмездное пользование нежилые помещения ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России для использования их в целях медицинского обеспечения ИК-2. Согласно выписке из Устава ИК-2, утвержденного Приказом ФСИН России №178 от 25.03.2011, основными видами деятельности ИК-2 являются деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным, защита государственной тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осужденные обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены (мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)). Согласно справке начальника ОКБИ и ХО ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области капитана внутренней службы Д.В. Бабихина осужденный Сибиряков А.А. был обеспечен гигиеническими наборами в сентябре и октябре 2019 года. В набор гигиенический мужской для осужденных входят: мыло туалетное -50 г., зубная паста - 30 г., бумага туалетная - 25 м., станок бритвенный - 6 шт. В журнале учета предложений, заявлений и жалоб граждан отсутствуют сведения об обращениях Сибирякова А.А. от 08.10.2019, 11.10.2019 и 14.10.2019.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-74 УФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении исковых требований отказать. Представил отзыв на исковое заявление из которого следует, что статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечение представляет собой комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни. Согласно п. 1 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 года № 1175н, назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, либо фельдшером (акушеркой) в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 года № 252н. 01.10.2019 Сибиряков А.А. был проконсультирован врачом- ревматологом, который назначил ему прием НПВС «Мелоксикам», замененного на НПВС «Диклофенак» (1 раз в сутки в течение 7 дней), а также препарата «Омепразол» (2 раза в сутки в течение 7 дней). В иных целях препарат «Омепразол» истцу в рассматриваемый период времени не назначался. Прием административного истца медицинскими работниками здравпункта филиала МЧ-15 ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России, а также выдача указанных препаратов административному истцу были произведены в период с 02.10.2019 по 08.10.2019, что подтверждается листом назначения, а также журналом амбулаторного приема пациентов в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области. Иных обращений административного истца за медицинской помощью в здравпункт филиала МЧ-15 ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России не зафиксировано. Согласно представленным ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области документам Сибиряков А.А. в сентябре и октябре 2019 года был обеспечен наборами гигиеническими мужскими, куда входят: мыло туалетное - 50 г, зубная паста - 30 г, бумага туалетная - 25 м, станок бритвенный одноразовый - 6 шт. В соответствии с приказом ФСИН России от 29.05.2013 № 276 «О мероприятиях по обеспечению деятельности медико-санитарных частей ФСИН России или их филиалов и организации их взаимодействия с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, территориальными органами ФСИН России» организация питания и материально-бытового обеспечения находящихся на лечении лиц, содержащихся под стражей, и осужденных не относится к компетенции ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России.
Суд определил провести судебное разбирательство в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, закреплено в ч. 6 ст. 12 УИК РФ.
Порядок организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в местах лишения свободы (далее – Порядок от 28.12.2017 № 285), утвержден Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 (ранее действовал Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденный совместным Приказом Минздравсоцразвия России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190).
Согласно п.п. 124-125 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, в исправительном учреждении (далее – ИУ) осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
При невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.
Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в ИУ производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Согласно п. 2 Порядка от 28.12.2017 № 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).
К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Приказом ФСИН России от 01.04.2015 № 323 утвержден Устав ФКУЗ «МСЧ-74» в новой редакции, согласно п. 1.1 которого ФКУЗ «МСЧ-74» является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение, в т.ч. осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с Уставом ФКУЗ МСЧ-74 в состав Учреждения в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят, в т.ч. филиал МЧ-15 (осуществляет медицинское обслуживание ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области).
В силу положений части 1 статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Между ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области и ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России 17.02.2014 заключен договор, согласно которому ИК-2 передало в безвозмездное пользование нежилые помещения ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России для использования их в целях медицинского обеспечения ИК-2.
Установлено, что Сибиряков Андрей Александрович отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области и с 13.11.2016 наблюдается в здравпункте филиала МЧ-15.
Согласно данным медицинской карты осужденного Сибирякова А.А. 27.09.2019 Сибиряков А.А. вышел из голодания, начал прием пищи и воды.
28.09.2019 введена глюкоза 5% внутривенно капельно.
01.10.2019 проведена консультация ревматолога, обследование. Диагноз: Реактивный артрит вне обострения. Назначено лечение: «Мелоксикам», «Омепразол» при болях в суставах. Рекомендован анализ крови в динамике.
02.10.2019 проведена консультация, назначено лечение заменен «Диклофинак» на «Мелоксикам».
25.10.2019 осужденный объявил голодовку, жалоб нет, общее состояние удовлетворительное.
Не доверять представленным в материалы дела доказательствам оснований нет.
Оснований считать, что Сибирякову А.А. не устанавливались либо неверно устанавливались диагнозы, не назначалось либо назначалось неправильное лечение, не проведено рекомендуемое обследование, в рамках рассматриваемого административного дела, нет.
Таким образом, Сибирякову А.А. в исследуемый период оказывалась надлежащая медицинская помощь.
Из пояснений истца, а также его требований следует, что после принятия решения о прекращении голодовки 27.09.2019 истцу стал необходим гигиенический пакет, он потребовал от дежурной смены ШИЗО колонии принести этот пакет из отряда. С собой в ШИЗО гигиенический пакет истец не брал по причине голодовки. Предоставить новый пакет не требовал. Указанный пакет был предоставлен истцу только через 5 суток 02.10.2019. Считает, что бездействие администрации колонии является унижающим его человеческое достоинство, поскольку он не мог сходить в туалет. Нарушены его конституционные права, предусмотренные ст. 21 Конституции РФ.
Статьей 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Согласно части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Поскольку истец не раскрывает понятие «гигиенический пакет», суд полагает, что Сибиряков А.А. имеет ввиду выдаваемые индивидуальные средства гигиены, указанные в ст. 99 УИК РФ.
Минимальная норма материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц на мирное время утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205.
Согласно представленным ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области документам (журналы операций №7, 7а), Сибиряков А.А. в сентябре и октябре 2019 года был обеспечен наборами гигиеническими мужскими, о чем свидетельствует его личная подпись (по 1 комплекту).
Вопреки доводам административного истца согласно журналу учета предложений, заявлений и жалоб граждан от 16.01.2017 инв.№44 за период с 19.09.2019 по 31.10.2019 административный истец с заявлениями о предоставлении ему индивидуальных средств гигиены не обращался.
Согласно п. 106 гл. 10 Приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», п. 152 гл. 24 ПВР ИУ, осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты, туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей. Одноразовые бритвы хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время.
Из пояснений Сибирякова А.А. следует, что он намеренно не взял с собой в ШИЗО гигиенические принадлежности, хотя не был лишен такой возможности.
Бездействие со стороны администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области отсутствует, права и законные интересы Сибирякова А.А. не нарушены. Истец находился в камере, где имелся туалет и раковина для умывания, он не был лишен возможности воспользоваться ими для удовлетворения своих физиологических потребностей. С заявлениями о предоставлении индивидуальных средств гигиены Сибиряков А.А. к должностным лицам ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области не обращался.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сибирякова Андрея Александровича к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России о признании бездействия незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 26 декабря 2019 года.
Судья И.Н. Суханов