Дело № 12-161/2018
Р Е Ш Е Н И Е
23 октября 2018 года г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганиной А.А. жалобу Батуева Юрия Вячеславовича на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Нытвенского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района Пермского края, от 05 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
20.06.2018 государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в отношении должностного лица (директора) ООО УК «Партнер» Батуева Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из протокола следует, что 24.04.2018 в 13-00 часов в ходе проведения внеплановой выездной проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края выявлено несоблюдение Батуевым Ю.В. как должностным лицом лицензиата ООО УК «Партнер (юридический адрес: г. Нытва, ул. Володарского, 78а) лицензионных требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, а именно: в многоквартирном доме № 14 по ул. Буденного в г. Нытва отслоение штукатурного слоя фасада здания, не установлены контрольно-измерительные приборы, чердачное помещение захламлено строительным мусором, домашними и прочими вещами, увлажнение чердачного утеплителя, чем нарушены п.п. 4.2.3.1, 3.3.4, 4.6.1.1, 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, подп. «б», «г» п.10, подп. «а», «в», «г», «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491, пп. 7, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, подп. «а» п. 3Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, ч.1, 3 ст.161, п.7 ч.1 ст.193 Жилищного кодекса РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Нытвенского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района Пермского края, от 05.09.2018 Батуев Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации на срок 2 (два) года.
Не согласившись с постановлением, Батуев Ю.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что многоквартирный дом по ул. Буденного,14 г. Нытва не находился и не находится в управлении ООО «УК «Партнер», собственниками помещений в указанном доме был выбран способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление. Данным обстоятельствам суд не дал какой-либо оценки. В предмет договора, заключенного 01.11.2013 между собственниками помещений в доме по ул. Буденного,14 и ООО «УК «Партнер» на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не входят работы, указанные в предписании надзорного органа.
В судебном заседании Батуев Ю.В. и его защитник – адвокат Лапонов И.А., действующий на основании ордера, доводы жалобы поддержали.
Представитель Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Гуц М.А. просила отказать в удовлетворении жалобы.
Заслушав заявителя, защитника, представителя административного органа, рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно подп. «а» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
Пунктом 10 данных Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и управляющим организациями, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (п. 11 Правил).
Согласно пп. 3.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (п.4.2.3.1 указанных Правил).
В силу п.4.6.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий.
Согласно п. 4.10.5.2 Правил теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен и крыш; просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный;
Пунктами 7, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290; предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: проверка кровли на отсутствие протечек; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; а также работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков;
Признавая директора ООО «УК «Партнер» Батуева Ю.В. виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения, мировой судья обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении должностным лицом управляющей организации административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что 24.04.2018 в 13-00 часов в ходе проведения внеплановой выездной проверки Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края выявлено несоблюдение Батуевым Ю.В. лицензионных требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ: в многоквартирном доме № 14 по ул. Буденного в г. Нытва отслоение штукатурного слоя фасада здания, не установлены контрольно-измерительные приборы, чердачное помещение захламлено строительным мусором, домашними и прочими вещами, увлажнение чердачного утеплителя.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 1258-Л от 20.06.2018; копией лицензии от 11.06.2015, выданной ООО «УК «Партнер» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; обращением в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края собственника квартиры № 8 дома № 14 по ул.Буденного г. Нытва от 27.02.2018; актом проверки № 3409л от 06.12.2017; актом проверки № 1258л от 24.04.2018; предписанием № 1258л от 24.04.2018 об устранении выявленных нарушений; договором оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме № 14 по ул. Буденного г.Нытва от 01.11.2013, заключенным между собственниками помещений указанного дома и ООО «УК «Партнер».
Оценка судьей имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Все выводы мирового судьи должным образом мотивированы.
Доводы жалобы заявителя являются несостоятельными и не влекут отмену постановления в силу следующего.
Так, довод о том, что многоквартирный дом по ул.Буденного,14 не находился в управлении ООО «УК «Парнер», а находился в непосредственном управлении собственников помещений в доме не свидетельствует об отсутствии в действиях Батуева Ю.В. состава вмененного административного правонарушения.
Так, 01.11.2013 между собственниками помещений указанного дома и ООО «УК «Партнер» был заключен договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Предметом договора является выполнение Управляющей организацией за плату работ, направленных на надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в доме.
Согласно ч.2.1 ст.161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме,
Из п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, также следует, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Довод заявителя об отсутствии в договоре оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 01.11.2013 видов работ, не проведение которых поставлено ему в вину, а также на отсутствие решения общего собрания собственников помещений о проведении работ по ремонту общего имущества, не указывает на незаконность обжалуемого судебного акта.
В силу подп. «а» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами (в том числе управляющими компаниями), обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил (в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, крыши), а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Исходя из названных норм Правил управляющая компания вне зависимости от действий собственников помещений многоквартирного дома обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства в сфере содержания общего имущества многоквартирного дома. Отсутствие решения общего собрания собственников помещений не исключает обязанности обеспечить надлежащее содержание общего имущества, поскольку данная обязанность законодательно установлена и не зависит от бездействия собственников помещений в доме.
Кроме того, устранение нарушений, выявленных при проведении проверки ООО УК «Партнер», требует выполнения работ, предусмотренных минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, которые подлежат обязательному включению в договор управления многоквартирным домом в целях их выполнения организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Вопреки доводу защитника, вина Батуева Ю.В. в совершении вмененного административного правонарушения установлена и выражается в неисполнении им своих служебных обязанностей как директором ООО «УК «Партнер» по техническому обслуживанию и содержанию дома № 14 по ул.Буденного в г.Нытва, что соответствует положениям ст.2.4 КоАП РФ.
При определении вида наказания Батуеву Ю.В. мировой судья принял обоснованно во внимание характер совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность правонарушителя, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в том числе неоднократное привлечение ранее Батуева Ю.В. к административной ответственности по ч.2 ст.14.3.1 КоАП РФ, назначив заявителю административное наказание в виде дисквалификации.
Постановление о привлечении Батуева Ю.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Нытвенского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Нытвенского судебного района Пермского края, от 05 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу Батуева Юрия Вячеславовича – без удовлетворения.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в Пермский краевой суд в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Спиридонов