Гражданское дело № 2-159/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2015 года аул Хабез
Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Туаршева А.Р.,
при секретаре судебного заседания Коховой Т.В,
с участием прокурора - заместителя Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Аппаева Ш.М.,
представителя органа, чьи действия обжалуются - администрации Бесленеевского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - глава администрации Зеюковского сельского поселения Заубидова Р.К., действующего на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Джилаканова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зеюковского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Хабезский межрайонный прокурор Карачаево-Черкесской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Администрацией Зеюковского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов, в обоснование заявленных требования, указал, что Хабезской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по КЧР проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Хабезского и Абазинского муниципальных районов законодательства об отходах производства и потребления.
Проведенной проверкой установлено, что на территории Зеюковского сельского поселения, территории Зеюковского сельского поселения, <адрес> расположена несанкционированная (стихийная) свалка отходов IV-V класса опасности, площадью около S = <данные изъяты> кв. м.
Предоставление земельных участков на территории Зеюковского сельского поселения, в том числе для временного накопления твердых бытовых отходов находится в пределах компетенции администрации Хабезского муниципального района.
Между тем, проверкой установлено, что администрацией Хабезского муниципального района земельный участок для временного размещения твердых бытовых отходов администрации Зеюковского сельского поселения не выделялся.
Прокурор - заместитель Хабезского межрайонного прокурора Аппаев Ш.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил обязать администрацию Зеюковского сельского поселения ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов IV-V класса опасности, на земельном участке площадью около S = <данные изъяты> кв. м., расположенную <адрес> путем очистки территории с рекультивацией земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель органа, чьи действия обжалуются - администрация Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики Заубидов Р.К. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В порядке ст. 254 ГПК РФ, подаются заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии со справкой о принятии участия в проверке проводимой Хабезской межрайонной прокуратурой КЧР от ДД.ММ.ГГГГ с ФС по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР) по Карачаево-Черкесской Республике, в пределах границ территории Зеюковского сельского поселения в <адрес> обнаружена несанкционированная свалка отходов IV-V класса опасности площадью около S=<данные изъяты>.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с пунктом 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.08.2003 № 80 объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов.
В силу пункта 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Вместе с тем, указанная выше свалка твердых бытовых отходов вопреки санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, не имеет обваловки и обособленной сети ливнестоков, искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.
Организация на территории Зеюковского сельского поселения несанкционированной свалки твердых бытовых, не соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от населения и юридических лиц администрацией данного сельского поселения.
Так, в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В целях реализации вышеуказанной нормы закона 26 декабря 2014 года Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики принят Закон КЧР № 95-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республики» (вступил в силу с 30.12.2014 года).
Необходимо указать, что Законом КЧР от 26.12.2014 № 95-РЗ дополнительно к установленным ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике закреплены и иные вопросы местного значения, в том числе вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды, понимается деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
При таких обстоятельствах, администрацией Зеюковского сельского поселения не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
Подобные действия администрации Зеюковского сельского поселения нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Предоставление земельных участков на территории Зеюковского сельского поселения, в том числе для временного накопления твердых бытовых отходов до ДД.ММ.ГГГГ находилось в пределах компетенции администрации Хабезского муниципального района. Наличие на территории Зеюковского сельского поселения, <адрес>), расположена несанкционированная (стихийная) свалка отходов IV-V класса опасности, площадью около S = <данные изъяты> кв. м., свидетельствует о ненадлежащей организации администрацией Зеюковского сельского поселения работы по очистке территории с рекультивацией земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается также фототаблицами, имеющимися в материалах дела № <данные изъяты>, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, администрацией Зеюковского сельского поселения не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
Неисполнение администрацией Зеюковского сельского поселения требований закона, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закрепленное ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 12 ГК РФ, пресечение деятельности, создающей угрозу, нарушения чужого права, является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу вышеизложенного, суд признает требования Хабезского межрайонного прокурора законными и обоснованными, следовательно подлежащими удовлетворению.
При удовлетворении требования прокурора об обязании произвести определенные действия, связанные с исполнением, суд указывает в резолютивной части решения срок, в течение которого после вступления решения в законную силу ответчик обязан совершить эти действия (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
Суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов IV-V класса опасности, на земельном участке площадью около S = <данные изъяты> кв. м., расположенную <адрес> <адрес>) путем очистки территории с рекультивацией земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ, указанный срок является необходимым и достаточным для совершения действий, связанных с его исполнением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Хабезского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики Джилаканова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зеюковского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов, путем очистки территории с рекультивацией земельного участка - удовлетворить.
Признать действия администрации Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики по временному размещению твердых бытовых отходов <адрес>), на земельном участке S = <данные изъяты> кв.м - незаконными.
Обязать администрацию Зеюковского сельского поселения Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку отходов IV-V класса опасности, на земельном участке площадью около S = <данные изъяты> кв. м., <адрес>) путем очистки территории с рекультивацией земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Хабезского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики А.Р. Туаршев