Решение по делу № 12-3/2023 (12-51/2022;) от 29.09.2022

№ 12-3/2023

24RS0048-01-2022-011173-04

РЕШЕНИЕ

14 февраля 2023 года                                                        пгт.Козулька

Козульский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Чижиковой О.В.,

с участием пом. прокурора Половинкина Н.С.,

лица, привлеченного к административной ответственности Почтового С.А.,

при секретаре Кетовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Почтового С.А. на постановление Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо заместитель главы района по жизнеобеспечению администрации района Почтовый С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, а именно в том, что ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером расположенного в Красноярском крае, Козульском районе, установлено, что заместителем главы Козульского района по жизнеобеспечению Почтовым С.А. в результате ненадлежащего исполнения своих полномочий в сфере организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Козульского района, по принятию комплекса мер по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на части вышеуказанного земельного участка на площади 1,6 га. привело к дальнейшему несанкционированному размещению ТКО поверх плодородного слоя почвы указанного земельного участка, его загрязнению серой, свинцом, цинком и подвергнут административному штрафу в размере 52 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Почтовый С.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя требования тем, что для исполнения судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности на администрацию Козульского района ликвидировать несанкционированную свалку в п. Лазурный на земельном участке с кадастровым номером была проведена работа, в 2010 году была разработана проектная документация на рекультивацию данной свалки Рекультивация неорганизованной свалки ТБО в п. Лазурный Козульского района Красноярска, разработчик ООО «Геология». Сама процедура рекультивации требует значительного финансирования (более 9 млн. рублей по состоянию на 2010 года) и состоит из нескольких этапов. Однако, в связи с отсутствием финансирования, приступить к исполнению рекультивации свалки не представлялось возможным, так как Козульский район является дотационным и испытывает недостаток финансовых средств. Администрация района неоднократно обращалась в администрацию Красноярского края с ходатайством о выделении финансовых средств для реализации проекта, однако денежных средств не выделялось. Кроме того, получено положительное заключение негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СибЭксперт» общей стоимостью в ценах 2014 в сумме 12 781 181 руб. На протяжении нескольких лет регулярно направлялись обращения в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края с просьбой о выделении финансовых средств на проведение рекультивации свалки. В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края был осуществлен выбор регионального оператора для Ачинской технологической зоны ООО «Эко-Транспорт». ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение между Министерством экологии и рационального природопользования и ООО «Эко-Транспорт» об организации деятельности по обращению с коммунальными отходами на территории Ачинской технологической зоны, куда в том числе, попадает Козульский район. Указанное соглашение действует до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края путем конкурсного отбора утвержден региональный оператор ООО «Эко-Транспорт» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ -од присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет). По заключенному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ обязан провести требуемые мероприятия в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ год. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эко-Транспорт» осуществляет сбор и вывоз ТКО на полигон, согласно данному соглашению, ООО «Эко-Транспорт» обязано провести рекультивацию свалки, находящейся в п. Лазурном. В период его трудовой деятельности, администрацией Козульского района был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство экологии и рационального природопользования о разъяснения порядка ликвидации свалки и сроках ликвидации. Также администрацией района направлено обращение в Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, администрацией района направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации в ООО «Эко-Транспорт» об определении сроков ликвидации свалки по указанному адресу. Повторно от ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в министерство экологии и рационального природопользования о предоставлении информации об актуализации Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного межу ООО «Эко-Транспорт» и Министерством экологии и рационального природопользования. Получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за подписью зам. министра, согласно которому «Ликвидация свалки по соглашению от 11.05.2018     региональный оператор ООО «Эко-Транспорт» обязан ликвидировать свалку с кадастровым номером вблизи п. Лазурный за счет собственных средств. При этом сроки ликвидации свалки не установлены, таким образом, указанная свалка должна быть ликвидирована до конца срока действия соглашения ДД.ММ.ГГГГ. Также отмечено, что в настоящее время, ликвидация свалки не предоставляется возможным так как, ближайшие легитимные объекты размещение отходов, куда можно разместить отходы от ликвидации, не смогут принять на размещение объемов отходов, сверх объема собранных отходов от потребителей. При увеличении мощностей действующих, а также при вводе в эксплуатации планируемых объектов размещения отходов, региональным оператором должны быть приняты меры по ликвидации свалки, предусмотренные Соглашением». Администрацией направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации в ООО «Эко-Транспорт» о ликвидации несанкционированной свалки, в ответ, на который получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора на платной основе. Учитывая факт, что Козульский район является дотационным районом, при этом за счет средств местного бюджета заложены денежные средства решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Р «О бюджете Козульского района на 2022 и плановый период 2023-2024 годов» о расходах за счет средств местного бюджета на содержание и обслуживание свалки ежегодно предусмотрено финансирование в размере 350 000,00 руб. Заключен контракт между администрацией района и ООО «Эко-Транспорт» от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов IV-V классов опасностей, в том числе расположенную в 1,5 километрах к юго-востоку от п. Лазурный на земельном участке с кадастровым номером . Кроме того, приняты меры по опашке, покосу свалки с кадастровым номером . Таким образом, проводить своими силами мероприятия по рекультивации указанной свалки администрация Козульского района неправомочна, а ввиду наличия заключенного и действующего соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и региональным оператором ООО «Эко-Транспорт» заключение иных соглашений будет являться неэффективным расходованием бюджетных средств. Администрация района обращалась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, по данному делу в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, однако определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления было отказано. Возложение обязанности по исполнению решения Козульского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации земельного участка в администрации на него не возлагались. Просит учесть факт того, что правонарушение является длящимся (более 12 лет), за время его неисполнения сменился, глава района, также сменились три заместителя главы района по жизнеобеспечению. Он приступил к работе с ДД.ММ.ГГГГ (в период, когда уже, фактически, происходило правонарушение), ввиду чего, считает, что его вина, как должностного лица, в не проведении ликвидации и рекультивации указанной свалки, отсутствует, им были приняты все возможные меры для организации и ликвидации несанкционированной свалки. При рассмотрении административного дела этому обстоятельству не была дана надлежащая оценка. Данные обстоятельства в постановлении по делу не указаны и соответственно при назначении наказания не учтены.

В дополнительных пояснениях указал, что в материалах дела имеется справка от ДД.ММ.ГГГГ по участию в проверке, подписанная в одностороннем порядке государственным инспектором ФИО3 При проверке и уточнении границ земельного участка с кадастровым номером использовался навигатор GPS map 62S, на момент проверки им не был представлен паспорт и сертификат о калибровке используемого технического средства для проведения отбора проб.

Специалистом Управления Россельхознадзора по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ должен был составлен соответствующий акт на месте, с которым администрация Козульского района должна быть ознакомлена, однако акт в этот день составлен не был. С результатами проверки он ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ в природоохранной прокуратуре по письменному заявлению, что привело к нарушению п. 9 Приказа Роспотребнадзора от 24.03.2010 N 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ» которым определено, что по результатам проверки должностным лицом Роспотребнадзора, проводившим проверку, составляется в двух экземплярах акт по установленной форме утвержденной Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ . В данном акте должны быть отражены установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, производимых и (или) реализуемых им товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) обязательным требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, а также указаны иные подробны сведения, установленные разделом 9 указанного Приказа.

          Протокол отбора (образцов проб) составлен государственным инспектором с нарушениями ГОСТ 17.4.4.02-2017, ГОСТ 17.4.3.01-2017: в протоколе и акте отсутствуют сведения о контролируемом лице представителя администрации и отсутствуют подписи для ознакомления. Отбор проб, упаковка и опломбировка с номерами пломб: АС 1459837, АС 1459841, АС 1459838, АС 1459837, АС 1459839, АС 1459840 государственным инспектором в сейф-пакеты производилась в одностороннем порядке, без его личного присутствия и представителя администрации, что подтверждается отсутствием его подписи или подписи ФИО1

           Согласно ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» «Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи». В нарушение указанных пунктов, указанный в акте представитель (водитель-понятой) Управления Россельхознадзора ФИО6 находился за пределами границ земельного участка с кадастровым номером в автомобиле и не мог принимать участия при отборе проб, данный факт подтверждает лично и представитель ФИО1, что противоречит вышеуказанным положениям Закона.

            Просит учесть, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратуры по адресу его регистрации не направлялось, как на должностное лицо он не получал, что противоречит статье 25.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было вручено ему ДД.ММ.ГГГГ в 10:30, что подтверждается документально, на момент прибытия в природоохранную прокуратуру по адресу: <адрес>, каб. 3-09, где с него были взяты объяснения и в этот же день, он получил постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ 12 час 00 мин до 13 час. 00 мин. <адрес>

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ вступают в силу изменения Федерального законодательства от 10.01.2002 №7-ФС «Об охране окружающей среды» в соответствии с которыми платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежи по штрафам (искам) о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, в случае наличия на территории субъекта РФ (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. Средства будут направлены на реализацию указанных в плане природоохранных мероприятий, согласованных в Министерстве природных ресурсов для Красноярского края сформирован единый реестр, в том числе земельного участка с кадастровым номером расположенном в Козульском районе в 1,5 км к юго-востоку от п.Лазурный, контур пашни 2048 общей площадью 80000 кв.м. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ направленного в природоохранную прокуратуру о рассмотрении представления по данной несанкционированной свалке на земельном участке с кадастровым номером 24:21:0104001:143 применение дисциплинарного взыскания за совершение проступка, то есть неисполнение должностных обязанностей не усматривается. В справке проверке актом от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что в период его исполнения обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ свежие отходы на земельном участке отсутствуют. На основании изложенного, вина должностного лица не доказана, постановление Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ незаконно.

В судебном заседании Почтовый С.А. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще и своевременно, просил постановление Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица Почтового С.А. оставить без изменения, а жалобу Почтового С.А. без удовлетворения. В представленном отзыве представитель Россельхознадзора ФИО2 указал, что региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с ДД.ММ.ГГГГ при условии утверждения до указанной даты тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. Таким образом, до утверждения тарифов заявителем не предпринимались никакие меры для ликвидации свалки.

          Красноярский природоохранный прокурор, в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще и своевременно. Заместитель Красноярского природоохранного прокурора Васильев А.И. представил отзыв, указав, что постановление Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении должностного лица Почтового С.А. вынесено законно и обоснованно, жалоба Почтового С.А. удовлетворению не подлежит, поскольку в период нахождения Почтового С.А. в должности до момента выявления нарушения ДД.ММ.ГГГГ мер, направленных на ликвидацию свалки не принято. Лишь ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в адрес министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края направлен запрос по вопросам, связанным с распределением бремени по ликвидации свалки. Однако нельзя считать данные действия достаточными мерами к ликвидации свалки ввиду того, что такая обязанность указанным выше решением Козульского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ возложена на администрацию Козульского района. Кроме того, по результатам рассмотрения заявления о прекращении исполнительного производства, где основным из доводов, указанным в настоящей жалобе, являлось то, что на ООО «Эко-Транспорт», как на регионального оператора по обращению с ТКО возложена обязанность по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, в удовлетворении требований о прекращении исполнительного производства определением Козульского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано. В жалобе Почтового С.А. также указано, что ДД.ММ.ГГГГ приняты меры по опашке и покосу свалки, в целях недопущения возникновения пожара. Однако данные действия и последующие произведены после проведения прокурорской проверки и выявления факта нарушения (ДД.ММ.ГГГГ), а значит никоим образом не влияют на состав административного правонарушения, и не говорят о достаточности принятых мер по ликвидации несанкционированной свалки и выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения. Жалоба Почтового С.А. также содержит доводы относительно процессуальных нарушений проведенной проверки, с которыми невозможно согласиться в виду следующего. Доводы о том, что проверка проводилась без участия представителя проверяемого лица, также не состоятельно, так как в Справке по участию в проверке от ДД.ММ.ГГГГ, составленной инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю ФИО3, указано, что ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 до 12:00 часов выездное обследование проводилось с участием представителя администрации <адрес> ФИО1, заместителя главы районы Почтовым С.А. Довод о том, что уведомление о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении вручено Почтовому С.А. в день его составления, а именно ДД.ММ.ГГГГ, также является не состоятельным и не подтверждается материалами дела. Так, в уведомлении о составлении постановления от ДД.ММ.ГГГГ стоит личная подпись Почтового С.А. с указанием того, что данное уведомление получено им лично ДД.ММ.ГГГГ.

Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В силу части 3 ст.30.6 КоАП РФ судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения.

В силу п. п. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, решением Козульского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, возложена обязанность на администрацию Козульского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, расположенную в 1,5 км к юго-востоку от п. Лазурный на земельном участке с кадастровым номером путем сбора и вывоза, несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов, а также провести рекультивацию нарушенного земельного участка. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации Козульского района Красноярского края (л.д.64-66).

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположен в Красноярском крае, Козульском районе, контур пашни 2048, общей площадью 80000 кв.м. (8 га), относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Козульский район Красноярского края, государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.91-94).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Эко-Транспорт» заключено Соглашение № 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ачинской технологической зоны Красноярского края, Соглашение заключено в целях организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ачинской технологической зоны Красноярского края (пункт 1.1 соглашения). В Ачинскую технологическую зону входит территория муниципального образования Козульский район (пункт 1.3 соглашения).

Региональный оператор обязуется осуществлять сбор, транспортирование ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по сбору и транспортированию ТКО путем проведения торгов. Предпринять меры для обеспечения ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункты 2.1.7. и 2.1.9).

Срок действия Соглашения вступает в силу со дня подписания Соглашения и действует до ДД.ММ.ГГГГ. Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объёме с ДД.ММ.ГГГГ по обращению с ТКО на полигон (пункты 3.1. и 3.2.). Согласно приложению к данному Соглашению Региональный оператор обязан ликвидировать, рекультивировать за счёт собственных средств свалку находящуюся в п.Лазурный Козульского района на земельном участке с кадастровым номером (л.д.58).

Главой администрации района неоднократно (11.10.2021, 06.09.2021, 22.01.2021, 22.06.2022) были направлены письма в ООО «Эко-Транспорт» об определении сроков и проведении мероприятий по организации работ для проведения ликвидации несанкционированной свалки, а также рекультивации нарушенного земельного участка и о ликвидации указанной свалки (том 1 л.д.53, 74-75, 136), а также в Министерство природных ресурсов и лесного комплекса по Красноярскому краю о выделении денежных средств на выполнение работ по рекультивации несанкционированной свалки в п.Лазурный (л.д.34).

На основании решения Красноярской природоохранной прокуратуры Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, была проведена проверка исполнения администрацией Козульского района Красноярского края природоохранного законодательства об отходах производства и потребления, в том числе по вопросам исполнения исполнительного производства , возбужденного ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Козульского района Красноярского края о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов (том 1 л.д.4).

В соответствии с распоряжением руководителя Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ , руководитель Россельхознадзора обязывает должностное лицо ФИО3 обеспечить участие в мероприятии, проводимом прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в Козульском районе Красноярского края, а также провести осмотр территории земельного участка и отбор почвенных образцов. По результатам участия в проверке оформить акт в установленном порядке (том 1 л.д.25).

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю в присутствии заместителя прокурора Красноярской природоохранной прокуратуры, понятого ФИО6 были составлены протоколы о взятии пробы почвы, необходимых для проведения экспертизы (л.д.105-110). По результатам исследования образцов выданы протоколы испытаний от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки заместителем Красноярского природоохранного прокурора была составлена справка, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:21:0104001:143 не огражден, здания и сооружения на участке отсутствуют, доступ на участок свободный. На части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:21:0104001:143 (юго-западная часть) площадью 1,6 га поверх плодородного слоя почвы размещены твёрдые коммунальные отходы (полиэтиленовая пленка, пластиковая упаковка, строительный мусор, предметы одежды, бой стеклотары, автомобильные покрышки, жестяная упаковка, зола, камеры от автомобилей, канистры и т.д). Твёрдые коммунальные отходы (далее - ТКО) перемешаны между собой, размещены на участке хаотично, в виде буртов и навалов высотой до 2-х м, которые зарастают сорной травянистой растительность различного видового состава. По наличию сухостойных сорных растений, произрастающих на сбуртованных отходах, сделан вывод о том, что работы по буртовке мусора проведены 2-3 года назад. Кроме того, на указанной площади земельного участка присутствуют свежие отходы, имеющие дату изготовления ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что до настоящего времени отходы продолжают размещаться на несанкционированной свалке, что приводит к увеличению её площади и объёма, а также порче земель сельскохозяйственного назначения в результате нарушений правил обращения с отходами производства и потребления (л.д.47-48). К справке приложена фототаблица несанкционированной свалки (л.д.49-51).

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю составлена справка по участию в проверке о выявленных нарушениях требований законодательства РФ, а именно: нарушена ч.2 ст.13, абз. 2, 4, 7, 8 ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; абз. 1, ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.5, 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, что послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заместителя главы района по жизнеобеспечению Почтового С.А. по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель; ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Результаты полученных испытаний образцов почвы были направлены в орган инспекции ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» (л.д.78-80, 6-23).

Согласно заключению ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» от ДД.ММ.ГГГГ , экспертом-почвоведом сделан вывод о том, что дальнейшее использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в Красноярском крае, Козульском районе, с кадастровым номером на площади 1,6 га невозможно без проведения рекультивации (л.д.111-114).

ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю вынесено определение об объединении в одно производство материалов административных дел, возбужденных постановлениями Красноярского природоохранного прокурора по ч.2 ст. 8.7 и ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (л.д.171).

В соответствии с распоряжением администрации Козульского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Почтовый С.А. принят на должность муниципальной службы заместителя главы района по жизнеобеспечению администрации Козульского района (л.д.36).

Согласно п. 3.5 должностной инструкции заместителя главы района по жизнеобеспечению, утвержденной главой Козульского района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы Козульского района по жизнеобеспечению Почтовый С.А. является ответственным лицом по решению вопросов по осуществлению муниципального земельного контроля на территории района, в том числе на межселенной территории; организации межпоселенческого характера по охране окружающей среды; по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (л.д.41-46).

Выявление указанных нарушений послужило основанием для привлечения Почтового С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Вместе с тем с состоявшимся по делу постановлением нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В ходе рассмотрения жалобы Почтовый С.А. приводил доводы о том, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки должен быть составлен акт проверки, однако акт составлен не был, ДД.ММ.ГГГГ при ознакомлении с материалами дела, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал.

В силу статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме (пункт 1).

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 3).

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (пункт 4).

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки). Отсутствие акта проверки, влечет недействительность результатов проверки (пункт 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).

В соответствии с распоряжением руководителя Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ , руководитель Россельхознадзора обязывает должностное лицо ФИО3 провести осмотр территории земельного участка и отбор почвенных образцов. По результатам участия в проверке оформить акт в установленном порядке (том 1 л.д.25).

Вместе с тем, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 16 названного Федерального закона не составлялся.

Принимая решение о признании гражданина виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, следует учитывать, что объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в том, что виновный не выполняет установленные требования и не осуществляет обязательные мероприятия по улучшению земель, защите земель и охране почв от процессов и иных негативных воздействий на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В этой связи можно сделать вывод о том, что отсутствует бездействие со стороны должностного лица Почтового С.А. Так, должностное лицо Почтовый С.А. вступил в должность заместителя главы Козульского района по жизнеобеспечению администрации района ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из информации заместителя министра-начальника отдела государственного экологического надзора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Козульского района направлены сведения по несанкционированной свалке на земельном участке с кадастровым номером 24:21:0104001:143 для формирования перечня объектов необходимых ликвидации в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». Данный проект перечня объектов сформирован и направлен в адрес Минприроды России письмом от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.69-70). Согласно решению районного Совета депутатов от 24.12.2021 №14-95Р «О бюджете Козульского района на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» о расходах за счет средств местного бюджета на содержание и обслуживание свалки заложено 350000 рублей. Кроме того, до вступления Почтового С.А. в должность 16.12.2021 г. было заключено соглашение от 11.05.2018, которым региональный оператор обязан ликвидировать свалку в срок до 31.12.2028. Таким образом, с момента вступления Почтового С.А. в должность с 16.12.2021 по момент проверки 20.05.2022 года должностным лицом бездействия по невыполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращения других процессов, ухудшающих качественное состояние земель не допускалось, принимались меры по созданию условий по проведению вышеуказанных мероприятий, однако реальная возможность выполнить данные мероприятия за указанный период (5 месяцев) по исполнению решения суда от 30.08.2010 года по ликвидации несанкционированной свалки и её рекультивации у должностного лица отсутствовала.

В соответствии с положениями статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах в действиях Почтового С.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению, в связи с отсутствием в действиях Почтового С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

       Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю № 25-080 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица заместителя главы района по жизнеобеспечению администрации района Почтового С.А., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Почтового С.А. состава административного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение 10 (десяти) суток, со дня его получения.

Судья                                                                             О.В.Чижикова

12-3/2023 (12-51/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Почтовый Сергей Алексеевич
Суд
Козульский районный суд Красноярского края
Судья
Чижикова Ольга Викторовна
Статьи

8.7

Дело на странице суда
kozul.krk.sudrf.ru
29.09.2022Материалы переданы в производство судье
10.10.2022Материалы переданы в производство судье
14.10.2022Судебное заседание
15.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Материалы переданы в производство судье
28.11.2022Материалы переданы в производство судье
30.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Материалы переданы в производство судье
21.12.2022Судебное заседание
14.02.2023Судебное заседание
14.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее